Свободный от клише

Социальная скульптура в Бишкеке

Социальная скульптура в Бишкеке (Фото с сайта Брэда Дауни)

В Новосибирске побывал неординарный немецкий художник Брэд Дауни, который исследовал пространство паблик-арта столицы Сибири и оставил здесь след своих творений. Особенность искусства Дауни в том, что он создает свои произведения из элементов окружающего нас пространства, предметов повседневности и т. п., находя идею и красоту там, где их никто не ожидал увидеть

В таких положениях немецкий художник читает лекции (фото автора)

Даже начал свою лекцию-презентацию Брэд Дауни довольно эпатажно: он как заведенный много раз повторил слово «клише», тем самым звуком донеся до слушателей, насколько ужасны клише, окружающие нас, и насколько мы в них повязли. Ну а дальше художник разошелся не на шутку: для каждой новой темы он подбирал «удобную» для себя позу: то ложился прямо на пол на бочок, то прикрывался стулом, словно черепаха панцирем, то водружал стул себе на грудь — в общем, наблюдать за Дауни было довольно забавно. Соответственно, лекция в центре культуры и отдыха «Победа», организованная при поддержке Гете-института в Новосибирске, превратилась в настоящий перформанс.

Как пояснил художник, эта встреча призвана заставить размышлять, думать, фантазировать над вещами, которые кажутся привычными и банальными. Приехал же он конкретно в Новосибирск для того, чтобы сделать паблик арт-объект в условиях холода. Дауни дождался своих минус 20, сотворив несколько объектов, попасть на выставку которых можно было только через квест. Объектами оказались замороженные чучела животных, полностью облепленные огромными сосульками. Однако творчество художника намного шире, чем запечатление очевидного.

Основным мотивом заниматься паблик-артом для Дауни был тот факт, что он родился в семье, в которой любое отклонение в поведении могло повлиять на карьеру его отца. Брэд же жаждал полной свободы. Получил он ее только тогда, когда отделился от родителей, переехав в Нью-Йорк. В огромном мегаполисе у него не было ни денег для покупки материалов, ни места, где бы можно было их хранить. Вот тогда Брэд и разработал собственный стиль — стал создавать спонтанные скульптуры из всего, что его окружает, которые не требуют ни перевозки, ни постоянства.

Брэд считает, что поскольку поменять архитектуру невозможно, то можно ее переиграть. Например, взять камни с мостовой и создать из них то, что тебя привлекает. Однако это не означает, что Дауни исключительно уличный художник — у него было много инсталляций в музеях (его приглашают по всему миру), были и урны с рассыпанным прахом, и композиции с телом, и работа с мебелью, и собирание стенных розеток и гвоздей — из всего Брэд мог сотворить арт-объект. Путешествуя по всему миру, он собирает предметы, привозит их с собой и использует в своей студии.

В работах Дауни прослеживается наследие ситуационизма, флуксуса и дадаизма — движений, выходящих за институционные рамки. Во многом его работы зиждутся на игре. Например, у Дауни был экологический проект, в ходе которого один абориген сплел из материалов, которые можно было найти только у него в местности, шар, напоминающий нашу Землю. Затем прикрепили к скульптуре камень (чтобы та закрепилась на дне посредине океана) и приплюсовали бутылку, которая, всплывая вместе с шаром, должна была показывать, что люди загрязняют окружающую среду.

Подобные арт-объекты Брэд Дауни создал в Новосибирске (фото Е. Аникеева)

Или вот такой пример. Приехав в Бишкек, Дауни увидел сооружение, напоминающее то ли дерево, то ли облако. Как оказалось, еще в 80-х годах на выступах в этом сооружении стояли скульптуры людей, изображающих разные профессии. Так Брэд решил восстановить историческую и социальную справедливость, возродив дань уважения этим людям. Что сделал художник: он собрал единомышленников, людей тех же профессий (врачей, писателей, оперных певцов и т. д.) и расставил их на эти платформы. Получилась живая композиция, которую Брэд не замедлил запечатлеть на фотографии для потомков.

Подобную скульптуру сам художник называет социальной, поскольку проект помог сплотить людей разных профессий, чтобы те смогли пообщаться, поскольку в реальной жизни им вряд ли доведется встретиться.

Выполняет Дауни и миссии иного рода, помогая вселять в людей ощущение исцеления (проект в госпитале) или, например, давая политические посылы, иронизируя над цензурой.

Все, чего хочет добиться Брэд в итоге, — это научить людей мыслить нестандартно: «Если через эти работы вы хотя бы на несколько секунд станете свободными от контроля государства, если хотя бы за несколько секунд вы прикоснетесь к чему-то, что выходит за эти привычные рамки, которые вам поставили, то, значит, я достиг наивысшей цели, которую могу достигнуть своим творчеством».


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *