Взрыв, смерть и голубое топливо

газ

После того, как 31 декабря 2018 года в Магнитогорске произошел взрыв бытового газа, унесший жизни 39 человек, об опасности газа заговорили по всей стране. Журналисты начали писать свои материалы, депутаты — высказываться о необходимости усиления безопасности и контроля. Впрочем, на момент подготовки этого материала сколь-нибудь стройной концепции выработано не было — всё так и осталось на этапе «болтологии». Редакция ЧС-ИНФО решила разобраться в проблеме, и попыталась предложить свои методы решения проблемы.

Информация о взрывах бытового газа в домах по всей стране напоминает сводки с фронта. За минувшие двенадцать месяцев таких происшествий было как минимум 13. По последним данным, ЧП унесли жизни 50 человек — для сравнения, в терактах за этот же отрезок времени погибли 8 человек. Цифры тоже немалые, вот только ужасам терроризма в стране уделяется много внимания (причем не только на словах, что хорошо; рамки на каждой станции метро и обученные сотрудники соврать не дадут), тогда как о газе говорят разве что после очередного магнитогорска.

Вот лишь несколько историй:

17 января 2018 — Ростов-на-Дону. В десятиэтажном доме на улице Забайкальская случился хлопок газовоздушной смеси. Один погибший.

22 января 2018 года — поселок Сидельниково (Омская область). Двухэтажный дом вспыхнул, как спичка. По версии следствия, причиной возгорания мог стать взрыв газового баллона. В доме проживала вполне благополучная семья, которая воспитывала семь приемных детей. Пять из них погибли в пожаре. Приёмная мать была госпитализирована.

20 марта 2018 года — Мурманск. В хрущевке по адресу Свердлова, 6, корпус 1 произошел взрыв газа, в результате которого обрушилось три этажа. Три человека погибли.

22 июня 2018 года — Заинск (Татарстан). В жилой пятиэтажке по адресу Никифорова, 71 случился взрыв газа. Рухнула часть кровли, пострадали несколько квартир. В больницы были госпитализированы 10 человек. Двое из них позже скончались от полученных травм.

А потом был Магнитогорск (39 погибших) и самый свежий случай — Шахты (один погибший). И это не случайность. Каждый год от взрывов бытового газа гибнут люди. Просто об этом предпочитают не писать на первых полосах газет, практически не трубят в Интернете. На борьбе с устаревшим оборудованием и — чего уж греха таить — людской беспечностью карьеры не сделать. Ни политической, ни журналистской. А проблема есть — никуда от неё не деться.

Ужасы нашего городка

И не надо думать, что эти фронтовые сводки относятся к какой-то другой, далекой от Сибири России. Многим памятен случай, который произошёл в Новосибирске, в доме на Проспекте Маркса в мае 2011 года. Тогда из-за взрыва бытового газа погибли два человека — 12-летняя школьница Даша и 88-летний пенсионер Пётр Матвеев. Он же — по информации следственного комитета — и стал причиной ЧП.

газ«По факту смерти двух человек в результате взрыва возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а,е» ч.2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц общеопасным способом). В ходе осмотра места происшествия, проведенного следственной группой 12 мая, в том числе квартиры пенсионера, а также данных, полученных в ходе других следственных действий, проверяется версия о причастности к взрыву 88-летнего хозяина квартиры, а именно к обстоятельствам утечки газа», — сообщила восемь лет назад пресс-служба ведомства.

В квартире у пенсионера (к слову, ветерана Великой отечественной войны) был обнаружен разобранный кран подачи газа. Местные жители подтвердили: дедушка обещал всех взорвать. Сегодня при взгляде на дом №14 уже ничего не напоминает о трагедии, которая разгорелась без малого восемь лет назад. Однако невольные участники тех событий до сих пор не любят вспоминать, как оказались на волосок от смерти. Из-за взрыва у Даши не было выпускного вечера в школе, университета — счастливой и долгой жизни. Точно так же, как не случилось её у детей из Омской области. Газ не делит людей на «своих» и «чужих», ему всё равно, ребенок перед ним или взрослый, — он просто убивает. Без разбору.

А у нас в квартире газ — а у вас?

И в этом — строго говоря — нет его вины. Ведь газ — это только топливо. Всему виной человеческая беспечность, чиновничье наплевательство и непонимание, что речь идёт о жизни и смерти. Сегодня в Новосибирске дома, использующие газ в качестве топлива, можно условно разделить на два больших лагеря: это частный сектор и так называемый «старый фонд»: пяти и четырехэтажки эпохи социализма. Во многих коммуникации не меняли в лучшем случае со времен перестройки.

«В нашу пятиэтажку я переехала лет одиннадцать назад», — рассказывает жительница военного города (поселок Пашино). «Страшно ли? Ну, конечно! Иногда заходишь в подъезд, а там газом пахнет. Вот и гадаешь, утечка ли. Не взлетим ли на воздух, как люди в Магнитогорске. У нас часто висят объявления о том, что сегодня-де будут проверять газовое оборудование, но только я сама — вот честно — ни разу этих проверок не видела. Может быть, они и были, но всё как-то мимо проходили. Хотя в те дни [указанные в объявлении] я была дома».

газСобеседница ЧС-ИНФО подтвердила, что единственный способ понять, что произошло ЧП — это собственный нос жильцов. В подъезде и квартирах не стоит анализаторов или устройств, которые блокируют подачу газа в случае утечки. Подобная техника всё ещё большая редкость для нашего города. Её и не думают внедрять на массовом уровне. Совсем иная история с маргинальными слоями населения — их внедрять не надо: в каждом дворе человека три найдется.

«Вот я слежу за состоянием своего оборудования, у меня печка “умная” дома», — рассказывает житель одной из пятиэтажек Новосибирска. «А этажом ниже живет такой дяденька, лет 50 ему. Не хочу ничего плохого сказать, но дяденька склочный довольно и к тому же пьющий. Я его трезвым никогда и не вижу. И вот скажите, как мне защитить себя и свою семью? Вот у меня всё хорошо, слежу за газом. А этот человек — кто даст гарантию, что он следит? Что в один прекрасный момент в нашем подъезде не будет взрыва из-за того, что он забыл подачу газа отключить и спичкой чиркнул. Или — того хуже — как тот пенсионер, не решил газовый кран раскрутить. Не со зла, может быть. Но нам-то от этого легче не будет».

Собеседники издания сходятся в одном: сегодня газовое оборудование — это больше сомнительное удовольствие, нежели реальное благо. Из-за морально устаревших коммуникаций и огромного числа маргиналов люди живут, как на пороховой бочке с уже подожженным фитилём. Усугубляет ситуацию отсутствие пропаганды безопасности в нормальном понимании этого слова.

газ«В мое советское детство нас учили: если случился пожар, звони 01. Нужна полиция — 02. Чувствуешь газ — 04», — вспоминает Мария, жительница одной из хрущевок Новосибирска (имя изменено по просьбе собеседницы издания). «А сегодня что? Спроси у любого школьника — вот хотя бы одноклассника моей дочери, — какие цифры надо набирать, он и не ответит с ходу. Я понимаю, что дома “на газе” — это атавизм, пережиток прошлого. Но всё равно надо внедрят в голову детям (да и многим взрослым, чего уж там), что газ — это опасно. У нас тут частный сектор неподалеку. Там газ вообще не под землей, а арками по улицам. И хоть бы кто реально задумывался о том, что речь идёт о жизни и смерти. Люди [по большей части] этого не осознают».

Как быть и что делать

Как бы печально это не звучало, но реальные предложения по исправлению ситуации на федеральном уровне обычно следуют после того, как взрыв бытового газа унес жизни как минимум нескольких человек. В числе последних — высказывание представителей Минпромторга и Минстроя о необходимости добавлять в бытовой газ вещества, способные придать ему резкий запах. По мнению чиновников, это упростит обнаружение утечки. Ранее, по данным «Газеты.ру», Минстрой предлагал оборудовать дома газоанализаторами.

Председатель комитета государственной думы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская предложила оборудовать квартиры плитами с автоматическим отключением подачи газа в случае, когда пламя уже погасло.

«Я буду категорически настаивать на том, чтобы при капитальном ремонте и в новостройках газовые плиты устанавливались только с автоматическим отключением», — пояснила чиновница в интервью ТАСС. «Поскольку плиты с такой системой стоят дороже, необходимо будет предусмотреть замену газового оборудования для малоимущих граждан за счет бюджета, добавила она. Хованская считает, что эти нормы могут быть прописаны в правительственных документах, регулирующих строительство».

газКроме того, жилые дома, использующие газ, могут оборудовать системой, которая позволит отключить подачу топлива в случае серьезных утечек. Соответствующие поправки планируют внести в жилищный кодекс в ближайшее время.

«Возможность отключать весь дом в случае серьезных утечек газа дистанционно, размещение соответствующей системы и прибора, она есть. Недостаточно одной этой меры, но это все, что я могу сделать в Жилищном кодексе. То есть мы добавляем в Жилищный кодекс там, где идет перечень необходимых работ при капремонте, эту опцию, что необходимо устанавливать систему автоматического дистанционного отключения газа», — поясняет Галина Хованская.

Впрочем, с ее мнением согласны далеко не все. Первый заместитель начальника главного управления Государственной жилищной инспекции по Челябинской области Элла Никитина выступила с критикой такого решения.

«Домов, оборудованных газовыми анализаторами, на территории Челябинской области нет. Сейчас решается вопрос, устанавливать ли [их] при капитальном ремонте. Что касается новых домов, эта мера будет недейственна, потому что новые дома, даже если они оборудованы газовым оборудованием, то оно находится не внутри, оно всё выносится за стены многоквартирного дома, и потому газоанализатор… не будет действенной мерой по безопасной эксплуатации газа», — пояснила Элла Никитина журналистам.

ГосдумаНаконец, сейчас в Государственной думе проходит чтение законопроект, который в числе прочего позволит управляющим компаниям заключать договоры от имени собственников на обслуживание «газовых» квартир. Одна из его «фишек» (появилась во втором чтении) — это разграничение «общедомового» и «внутриквартирного» обслуживания. На практике это означает, что с собственниками будет заключаться два договора, и это, по мнению законотворцев, выгодно не только с финансовой точки зрения, но и с точки зрения безопасности.

«Наша задача как законодателей защитить ответственных собственников квартир. Очень важно принять все меры в комплексе, возможно, до отключения подачи газа, если человек не соблюдает нормы и правила, не заключает договоры, не пускает обслуживающие компании», — рассказал в интервью журналистам депутат Илья Осипов.

К сожалению, всё это — дело будущего. Сегодня в России не существует сколь-нибудь стройной концепции, которая могла бы (пусть даже номинально) защитить её жителей от опасности, связанной с использованием голубого топлива. Законы, идеи, предложения — всё это прекрасно, нужно и важно. Но по факту сейчас никто не защитит рядового сибиряка (москвича, питерца — подставьте нужное) от люмпена, что выкрутил у себя дома ручки газовой плитки на максимум и чиркнул спичкой.

Речь идёт об общенациональной, а не местечковой проблеме. И в этом смысле необходимо кардинально пересмотреть политику в отношении использования газа, как топлива. В конце концов, решило же общество проблему розеток, куда так любили засовывать пальцы дети… И на ремонт дорог власть выделяет огромные деньги. Просто потому, что гибнут люди. Но ведь они и от газа гибнут!

Каковы же возможные пути решения этой вопиющей проблемы? Да вот хотя бы использование оснащенных по последнему слову науки и техники плит. В магазинах (пусть и с трудом) можно отыскать так называемые газово-керамические модели — огонь в них закрыт, что снижает вероятность утечек и возникновения пожара.

Но и это (если посмотреть правде в глаза) по большей части — полумеры. В первую очередь, к решению проблемы необходимо привлечь не только депутатов (хотя их деятельность в этом направлении безусловно важна), но ученых — лучшие умы страны. Пусть они не только оружие разрабатывают, но и защищают людей, предотвращая возможность мучительной смерти из-за голубого топлива.

В противном случае россияне продолжать взрываться — по недосмотру, наплевательству проверяющих, из-за соседа-пьянчужки. Причин может быть сколько угодно — результат почти всегда один. И этот гештальт необходимо раз и навсегда закрыть.

Олег Беляев

П.С./

Если сегодня ни одна структура в стране не готова брать на себя ответственность за выработку новых подходов к проблеме газа, то редакция ЧС-ИНФО решила взять это на себя и объявляет о создании Общенационального экспертного совета по спасению от газовых катастроф.

На первых порах мы намерены объединить вокруг этой цели компетентных, авторитетных и неравнодушных экспертов и специалистов, а затем приступить к выработке конкретных и неординарных решений проблемы.

Если вы хотите принять участие в работе совета или знаете экспертов, которые могли бы внести свой вклад в это дело, пожалуйста, свяжитесь с редакцией.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 1 ]

  1. 100 % теракт. Газ не накапливается в открытом пространстве. Силовики
    проморгали….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *