Красота по-итальянски

В рамках VI Транссибирского арт-фестиваля при поддержке Министерства культуры РФ на сцене новосибирского театра «Красный факел» прошел, пожалуй, самый красивый спектакль, какой довелось видеть за многие годы. Итальянский театр марионеток «Карло Колла и сыновья» представил «Спящую красавицу» на музыку П. И. Чайковского из одноименного балета

(фото А. Игнатовича)
Вообще в Италии кукольные спектакли делятся на два вида: оперные (рассчитанные, безусловно, на взрослую аудиторию), и сказки, в которых взрослые находят зерно смысла, а дети — развлечение. И стоит ли говорить о том, что сказки любят все. Тем более такие, какие создают кукольники старейшего театра «Карло Колла и сыновья». Не так давно этот мир покинул последний представитель династии Колла, и театром стал руководить его ученик Пьеро Корбелла, который начал учиться кукольному мастерству аж в 12 лет!
Если раньше театр жил династической семейной традицией, то сейчас в нем создается новый тип семьи — семьи не по крови, а по духу, где главным критерием при отборе в труппу является искренняя увлеченность своим делом. И подобный подход, безусловно, находит отражение в спектаклях.
Так, нет ничего удивительного в том, что «Спящая красавица» пользуется аж тремя видами государственной поддержки в Милане: спектакль настолько прекрасен, что даже забываешь, что перед тобой именно куклы. Декорации замка короля и королевы, а также костюмы придворных несут в себе следы роскоши, как и подобает королевскому двору. А лес, в котором ищет заснувший замок принц Дезире, имеет визуальную пространственную глубину. Особенно убедительна сцена, когда ветви деревьев постепенно накрывают замок, как бы погружая его в сон.
Сами куклы размером чуть менее метра, однако с первых рядов они кажутся значительно выше. Довольно внушительно выглядит книга — настоящий метровый фолиант с переворачивающимися страницами.
Почивший Эудженио Монти Колла написал оригинальный текст к спектаклю по сказке Шарля Перро еще в 2001 году. И с тех пор «Спящая красавица» путешествует по миру. Когда театр выступал в королевском дворце государства Оман, то принимающая сторона, узнав, что музыка Чайковского будет звучать в записи, не допустила такому случиться и выписала музыкантов из Москвы. То ли в силу бьющей со сцены красоты, то ли в силу великой музыки Чайковского, но при просмотре спектакля даже слезы наворачиваются на глаза от получаемого катарсиса.

(фото В. Дмитриева)
При этом в спектакле можно заметить несколько курьезов. Например, совсем не по-детски звучит фраза о том, что в ожидании детей король и королева перепробовали все средства. Или когда на лающую собаку один из персонажей отреагировал так: «Не беспокойтесь: ее лай не разбудит принцессу», что выглядит нелогичным, ведь, напротив, все должны радоваться пробуждению Авроры.
Фраза же «Врачей! Терапевта и придворных врачей!» вовсе вызвала смех в зале. Вообще Монти Колла не сильно, но изменил сказку, сохранив, конечно, сюжетную канву.
О секретах и особенностях миланского кукольного театра рассказал на творческой встрече с новосибирскими кукольниками Пьеро Корбелла. Встречали его труппу в Новосибирском областном театре кукол с самоваром и сладостями и даже устроили небольшой кукольный концерт, продемонстрировав довольно необычные номера. А мини-представление под песню «Подмосковные вечера» стало данью памяти исконного кукольника Валентина Лещинского, всю жизнь отдавшего театру.
Преемственность поколений в новосибирском театре, прежде всего, отметил Пьеро Корбелла. Также маэстро удивился, увидев у нас большие паркетные куклы (в мини-концерте они танцевали канкан): у них в Италии таких нет. «Удивительно, как вы внутри своих спектаклей ухитряетесь использовать такое количество техник. Публика, которая к вам приходит, должна быть очарована», — сказал Пьеро.
Думаю, все-таки стоит напомнить, что по-итальянски «марионетка» звучит как «burattini», что говорит о том, что Алексей Толстой взял имя Буратино не с неба. И в Италии такие бураттини существуют разного вида.
Во время своей работы с Эудженио Монти Колла Пьеро удалось добиться от властей Милана не только получения здания, но и создать международный центр марионеток, в котором проходят мастер-классы, преподаются разные дисциплины, где также имеется музей и целая лаборатория по фабрикованию кукол. Стоит заметить, что кукольники театра «Карло Колла и сыновья» не только артисты — они также заняты созданием реквизита и сценографии. Подобная работа служит заменой отсутствующему высшему учебному заведению, где бы обучали профессии кукольников. Однако Пьеро не теряет надежды, что когда-нибудь им удастся выйти на университетский уровень. Пока же членам труппы хватает наличия других профессий, полученных в вузах и которые позволяют им заниматься профессией кукольников: например, Пьеро по профессии архитектор, также в труппе имеются представители университетов, где преподается живопись и т. п.
Еще Пьеро рассказал, что, помимо новых постановок, у театра существует исторический репертуар, в котором около 300 наименований спектаклей и которые периодически приходится восстанавливать.
Интересный факт: у миланского театра имеется архив — своего рода рукописные реестры, где с 1835 года записаны все передвижения театра: где он играл, сколько было репетиций, названия спектаклей, сколько театр получил выручки и т. д. Хотя, как предполагает Пьеро, театр существовал задолго до своего официального открытия — по крайней мере, лет за двадцать точно. Поэтому смело можно говорить, что ему уже за 200.