Ловушка для любопытных: какие опасности несёт реклама на автомобилях

реклама на авто

Споры вокруг уместности огромных рекламных щитов вдоль проезжей части шли несколько лет, пока стороны не пришли к компромиссу. Но ведь помимо стационарной рекламы есть и другие потенциально  опасные объекты. 

Этой весной рекламный бизнес с боем отстоял право устанавливать рекламные щиты вдоль автодорог – до недавних пор некоторые ГОСТы противоречили друг другу, и в результате это едва не привело к полному запрету наружной рекламы в городах. В частности, ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы», вступивший в силу прошлой осенью, признавал незаконными все рекламные конструкции вдоль дорог. Что шло вразрез с ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», который эту самую рекламу вдоль дорог разрешает.

В конце концов, спустя несколько месяцев споров, Росстандарт всё же отменил действие трёх пунктов «дорожного» ГОСТа, которые признавали рекламные щиты «посторонними, мешающими движению предметами».

Теперь наружная реклама официально больше не считается помехой. Даже если водитель, засмотревшись, попал в аварию, то это не реклама его внимание отвлекла, а он сам забыл следить за дорогой.

Впрочем, попадать в аварии из-за неподвижной рекламы – это уже прошлый век, подумали маркетологи, ведь гораздо эффектнее, когда реклама сама может врезаться в участника дорожного движения. Не возьмёмся утверждать, что так оно и было, но именно такое мнение, порой, складывается при виде разукрашенных рекламой автомобилей, идущих в общем потоке.

реклама на авто

Сами рекламные агентства, предлагающие такую услугу, в числе преимуществ автомобилей делают упор на их мобильность и возможность широкого охвата. Мол, автомобиль нельзя переключить, как телеканал, или выбросить в урну, как листовку. Зато его можно припарковать возле торгового центра, под окнами жилого дома или даже у какого-нибудь государственного ведомства, где традиционные рекламные щиты никто установить не позволит. И, само собой, такая передвижная рекламная площадка обязательно будет на виду у других участников дорожного движения.

И именно по последнему пункту у многих водителей возникают вопросы. Ведь реклама обязана привлекать к себе внимание, потому что, если она этого не делает, то это — плохая реклама. Но привлекать внимание на дороге – значит отвлекать от управления автомобилем, что чревато авариями и серьезными последствиями. По данным УГИБДД по Новосибирской области, с начала 2019 года в регионе случилось четыре аварии, причина которых была так или иначе связана с размещением наружной рекламы.


С начала 2019 года в Новосибирской области случилось четыре аварии, причина которых связана с наружной рекламой


Позиция правоохранительных органов по этому вопросу проста – нарушитель ПДД есть нарушитель ПДД, а уж что там на чьей машине было нарисовано — это не важно.

«Любой из участников дорожного движения может быть признан виновным в ДТП, если своими действиями он нарушил требования правил дорожного движения. Виновник ДТП может быть подвергнут наказанию только за нарушение, послужившее причиной аварии», — говорится в ответе ГУ МВД по Новосибирской области на запрос ЧС-ИНФО.

Правда, не совсем понятно, что делать в ситуации, если причиной аварии стала именно отвлекающая реклама – кого наказывать-то? Рекламодателя? Водителя «рекламомобиля»? Или всё же  попавшего в аварию, который виноват в собственной невнимательности?

реклама на авто

Также в ведомстве пояснили, что действующий закон «О рекламе» разрешает размещать на транспорте практически любые объявления, по договоренности с владельцем машины. Под однозначный запрет попадают только автомобили, которые специально были переделаны в рекламную конструкцию (к примеру, когда вместо кузова хозяин поставил рожок мороженного), а также светозвуковые сигналы и некоторые схемы раскраски. Чтобы «рекламомобили» не перепутали с машинами экстренных служб.

О безопасности же движения говорится лишь в пятом пункте соответствующей статьи, причем довольно размытой формулировкой. По ней реклама «не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения».

И вот эта формулировка вызывает вопрос: где же проходит граница между допустимой рекламной вольностью и созданием помехи движению? В вышеупомянутых ГОСТах есть требования, запрещающие использовать в рекламе светоотражающие элементы, которые могут ослепить водителя. Также нельзя отвлекать водителей звуками и перекрывать им обзор. Но ведь объявлению не обязательно светить прямо в глаз, чтобы отвлечь внимание водителя. Достаточно просто интересной фотографии или даже надписи, за которую можно «зацепиться» взглядом. С другой стороны, если человек так легко отвлекается на всякую ерунду, может и не стоит ему доверять такую опасную штуку как автомобиль? В конце концов, из окна автобуса он всегда сможет наслаждаться любыми видами, совершенно не отвлекаясь на дорогу.

Сами участники рынка, по понятным причинам, тоже не спешат придавать проблеме особого значения, да и проблемой не считают, разделяя позицию правоохранительных органов. Никаких исследований на этот счет пока не проводилось, хотя в странах Европы такой вид рекламы используется с начала двухтысячных.

реклама на авто

Да и если что-то произойдет, всегда можно будет списать аварию на множество других факторов, включая нарушение скоростного режима или банальную невнимательность. Право слово, если водитель так легко отвлекся на рекламу, то что мешает ему с той же легкостью отвлечься на что угодно еще? Например, на сотовый телефон. Ведь не просто так использование за рулём мобильной связи тоже стараются ограничить.

Тем не менее, требования к неподвижным рекламным щитам ведь тоже появились не на пустом месте. Как и любые правила техники безопасности, они были написаны кровью. А потому очень не хотелось бы, чтобы для каждой новой площадки их приходилось писать заново, учась на тех же ошибках. Может быть, стоит задуматься об этом сейчас, пока жертв еще не так много?

Дмитрий Бороздин


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники
Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *