Если новости будут писать роботы, то что будут делать люди? 

Медиафорум

Фото: сибмедиафорум.рф

28 октября в Новосибирске прошел Второй Сибирский медиафорум, где руководители крупных СМИ, преподаватели вузов и представители власти обсудили новые стандарты журналистики в цифровую эпоху. Один из выводов, которые были сделаны в ходе обсуждения, — цифровизация не уводит от человека, а, наоборот, выдвигает его в центр внимания. 

Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, приветствуя участников форума, отметил как важно, чтобы СМИ ответственно подходили к проверке информации, которую они публикуют. «Были случаи, когда в режиме онлайн подавалась неправильная информация, которая будоражила людей, — напомнил полпред. — Я могу привести много примеров. Трагедия в «Зимней вишне». Наводнение в Тулуне. Люди иногда поддаются этому эффекту. Потом правда все равно торжествует, но лишний раз будоражить население необъективной непроверенной информации идет во вред». И во многом причина такого положения вещей в том, что традиционные СМИ теперь вынуждены конкурировать с социальными сетями и другими интернет источниками.

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил, что хоть цифровые медиа – это главная тема встречи, но нельзя забывать и о важности традиционных средств массовой информации. 

«Сибирские регионы отличаются от центральной России размахом территории и неравномерностью расселения жителей. Охватить такую аудиторию – в том числе в отдаленных районах и населенных пунктах – могут только традиционные СМИ, подкрепленные современными технологиями», — отметил глава региона. Он привел статистику, согласно которой, несмотря на потребность в современных каналах получения информации, для жителей сельской местности основными источниками информации остаются традиционные СМИ. По результатам опросов правительства Новосибирской области — это районные газеты, телевидение и радио. Так, по данным за 2018 год, 50% опрошенных назвали телевиденье в качестве основного источника информации. Недельный охват местных газет в сельских районах достигает 30%. При этом доля жителей, которые рассматривают социальные сети, как основной источник информации, в 2018 году составила всего 17% (а в 2019 может оказаться чуть больше 20%). «Главным источником информации о работе региональной и местной власти региона и населенных пунктов в районах остаются газеты и даже сарафанное радио», — пояснил губернатор.

Генеральный директор ГК «Румедия» Михаил Бергер также отметил, что СМИ начали терять монополию на информацию. «Более 400 лет существовала монополия СМИ на связь между властью и обществом, — отметил он. — Эта коммуникация осуществлялась исключительно средствами массовой информации. Но теперь этой монополии нет». По его словам, речь идет не только о гражданской журналистике и блогерах, но и о том, что бизнес, представители власти и политики стали напрямую обращаться к людям. Кстати, как отметили другие участники форума, сейчас СМИ вынуждены конкурировать за внимание аудитории не только с социальными сетями, но и с различными формами досуга, культурными мероприятиями и прочим. И при этом журналистика должна найти способ выделиться среди всего потока разнообразной информации, который окружает современного пользователя.

Один из вариантов, которые предложили участники форума – это акцент на человеке. Так, первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман сказал: «В основе работы СМИ стоит журналист, профессионал, который понимает, что в этой профессии нужно учиться и самосовершенствоваться непрерывно».

Участники форума заметили, что вполне возможно, в будущем простые новости вообще будут писать роботы. Уже сейчас легко представить алгоритм, который будет отбирать информацию из лент информационных агентств по конкретным критериям и даже снабжать ее комментариями. 

Но вот чего никогда не сможет сделать «робот», так это увидеть человеческое там, где оно не очевидно. Заметить необычные тенденции и нестандартные связи. Прочувствовать эмоции. Разглядеть историю. И именно этим будут заниматься журналисты будущего. При этом вырастут и требования к техническим навыкам профессионалов.

«Если от вас будут требовать компетенции роботов, то спросят с вас все равно, как с людей», — сказал, подводя итоги одного из круглых столов форума, Илья Мясников — декан факультета журналистики Национального исследовательского Томского государственного университета. 

В связи с этим особенно острым становится вопрос о гражданской позиции журналиста, о том, каких морально-нравственных ориентиров он должен придерживаться? О том, изменятся ли нормы профессиональной этики СМИ в цифровую эпоху? И о том, на что в первую очередь должен ориентироваться журналист? Ведь даже в такой ситуации, когда, казалось бы, правила игры диктуют лишь финансовые потребности бизнеса, главным для СМИ должны оставаться интересы общества.

Ведь если центральным в журналистике становится человек, то он должен оставаться Человеком.

 
Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *