Новая старая мама: женщина, заявившая, что победила наркозависимость, хочет забрать детей у приемных родителей

Лиза и Таня. Фото: архив семьи

В апреле 2019 года жизнь известной в Новосибирске семьи Куприяновых разделилась на «до» и «после»: приемных двойняшек-шестилеток Лизу и Таню решила забрать к себе кровная мама Ригина Тумашова из Алтайского края. Новосибирский суд встал на сторону той, что родила, но те, что воспитали, решили не сдаваться и обжаловать приговор. Сестричкам необходимы постоянная медицинская помощь, работа с психологом и социализация, которых в алтайском селе просто нет.

«Дети боялись воды и животных»

Приемными родителями Ольга и Сергей Куприяновы впервые стали в конце 90-х и с тех пор они берут на воспитание малышей разного возраста. Сейчас в их семье из десяти ребят девять – приемные. Правда, двоих из них вскоре могут увезти в Алтайский край, где они жили раньше.

Шестилетних двойняшек Лизу и Таню Куприяновы забрали в семью в 2016 году, когда девочкам было 2 года и 8 месяцев. До этого два года они жили в детском доме: восьмимесячными их изъяли из семьи.


Когда Ольга и Сергей приехали в детдом на знакомство с девочками, Таня сразу села на руки к будущей приемной маме.


«Когда мы взяли в семью детей, у них были большие проблемы со здоровьем. Сначала мы бросили свои силы, чтобы детей оздоровить: мы начали ходить к логопеду, дефектологу, посещали психолога. Потом дети у нас пошли в садик, и там посещали различные занятия развивающие. Идет социализация. Уже второй год девочки у нас ходят на танцы, – рассказывает ЧС-ИНФО Ольга Куприянова. – Дети были не социализированные. Они боялись воды, для нас было большой проблемой научить их купаться. Девочки не знали многие продукты питания – в детском доме их просто не дают, приходилось на себе показывать, что это можно есть: я съем, ребенок видит и тоже ест. Животных очень боялись – кошек, собак. А мы в частном доме живем, и мы старались их изолировать первое время. Пришлось покупать игрушки, которые очень похожи на реальных животных. Сейчас они играют с кошками».

Жизненно важные ампулы

Проблемы со здоровьем есть у девочек и сейчас: у Лизы – астма и еще ряд хронических заболеваний, у Тани – проблемы с сердечком. Поэтому двойняшки регулярно посещают врачей, а одна из них практически живет на лекарствах.


Каждый месяц семье надо минимум 16200 рублей
на ампулы для ингаляций


«Дополнительной помощи на медикаменты от государства мы не получаем. А биологические родители просто не представляют, сколько всего нужно. Например, пять ампул для дыхательных ингаляций стоят 900 рублей, в день надо три ампулы. А если приступ большой, то и больше ампул уходит. Это большие затраты на жизненно необходимые лекарства. Таню тоже обследуют, но ей не надо пить лекарства постоянно, по мере необходимости», – говорит приемная мама Ольга Куприянова.

Первое время из-за нервных переживаний Лиза не спала ночами – у нее обострилась астма. Спустя год семья победила страшные приступы, но иногда болезнь дает о себе знать: например, в этом году было два приступа по три дня. Когда девочка задыхается, помочь в домашних условиях невозможно —  необходима срочная госпитализация хотя бы на сутки.

Если в Новосибирске у Куприяновых проблем с госпитализацией Лизы не возникает, то в Новомихайловке, Алтайского края – где живет биологическая мама девочек – больниц нет.

«Когда мы ездили в деревню в августе, там было два магазина, школа одноэтажная на 130 человек, заправка. Больницы не было, но вот в понедельник-вторник опека Кировского района съездила туда, и сказали, что там открыли ФАП, – говорит Ольга Куприянова. – Не знаю, есть ли там кружки для маленьких детей. До Барнаула от деревни – 21 километр. Социализация сойдет к нулю. И от стресса у девочек может остановиться развитие, говорит психолог».


«Мы готовы удочерить сестер, но нам пояснили, что теперь сделать это крайне сложно, потому что надо согласие родственников девочек, а они естественно его не дадут»

Ольга Куприянова


Возвращение матери

Ригина Тумашова родила Лизу и Таню, когда уже была лишена родительских прав на первого ребенка. Старшей дочери сейчас 17, несколько лет она воспитывалась в другой семье, но Ригина вернула ее обратно. Кроме того, есть еще четвертый ребенок – двухлетний мальчик живет с мамой.

Биологическую мать двойняшек Центральный районный суд Барнаула лишил родительских прав 24 сентября 2014 года «в связи с асоциальным образом жизни».

«Да, я стояла на учете в наркологическом диспансере, но вот уже год бросила вредные привычки. Не пью, не курю, наркотики не употребляю, с учета меня сняли. Все ради детей, — цитирует Ригину Тумашову КП-Новосибирск. – К этому я долго шла».

По словам биологической мамы, сейчас она работает штукатуром-маляром, ремонтирует квартиры и нормально зарабатывает. Живет Ригина с мужем и младшим сыном в доме, где уже приготовлена комната для девочек.

Как только Ригину сняли с учета в наркодиспансере, она вернула старшую дочь, а затем решила бороться и  за двойняшек. 31 октября Кировский районный суд Новосибирска постановил передать девочек ей. Однако суд не согласился с проведением психологических экспертиз и не выслушал свидетелей.

«Ответчику (семье Куприяновых), было отказано в удовлетворении ходатайств о допросе свидетелей, о проведении экспертизы в отношении детей, наркологической экспертизы, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, поскольку данные доказательства не относятся к предмету доказывания по рассматриваемому делу, никем не оспариваются отношения ответчика по воспитанию приёмных детей, дети были разлучены с биологической матерью в младенчестве и утратили связи с ней, соответственно, проведение психологической экспертизы в отношении них с точки зрения их взаимоотношения с биологической матерью не целесообразно, в отношении истицы имеется заключение врача-нарколога», — говорится в решении Кировского районного суда.

Лиза и Таня в нижнем ряду крайние слева. Фото: личный архив

Агрессор в семье

Кроме того, суд не учел информацию о муже Ригины Сергее Тумашове. В материалах дела есть справка о том, что он состоит на учете в одном из диспансеров Алтайского края. А приемные родители двойняшек выяснили, что мужчина проявлял агрессию к самому младшему ребенку.

«9 января 2018 года был факт того, что гражданин Тумашов С.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, за ноги взял своего малолетнего сына и, опустив его вниз головой, стал трясти. По данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении. Однако 4 апреля 2018 года было вынесено постановление о прекращении дела, так как гражданка Тумашова Р.А. подала заявление о прекращении разбирательства», – сказано в справке, выданной инспектором ОДН (документ имеется в распоряжении редакции ЧС-ИНФО).

В документе также сказано, что с 2014 года Ригина Тумашова не интересовалась жизнью девочек. Там же отмечается, что из-за угрозы жизни и здоровью детей инспектор считает нецелесообразным восстанавливать женщину в материнских правах. Кстати, её муж был неоднократно судим (за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, по статье «Кража» (7 раз) и по ч.1 ст. 228 УК РФ, – Прим.Ред.) – последний срок закончился в мае этого года.

Два подарка

«О родителях мы имели только ту информацию, которую нам предоставили в отделе опеки. Там сказали, что родители наркозависимые, что асоциальная семья, что детей изъяли, потому что мама не заботилась о них, – рассказывает приемная мама девочек Ольга Куприянова. – Мы ничего не слышали про маму, за эти годы она никак не общалась с девочками, не звонила, не поздравляла с днем рождения».

Родительскую любовь Ригина Тумашова начала проявлять только летом, говорит Ольга. В июле, после первого судебного заседания, она передала девочкам подарки – две куклы, азбука и шоколадки. Второй подарок был в сентябре: на этот раз рюкзаки, фломастеры и гелевые ручки.

Девочкам объяснили, что у них есть «вторая» мама, к которой они скоро могут вернуться. Правда, они это не воспринимают.

«Нам с этим вопросом помогла психолог. Мы и мультики смотрели, сказки читали. Например, мультик, где волк бычка воспитывает. Но девочки не воспринимают. Они говорят: “Мам, я люблю тебя, никому не отдам”, – говорит Ольга. – Мы уже возвращали двух девочек родным родителям. Но там все было иначе. Там мамы и подарки дарили, и общались. Там одна девочка маленькая была, вторая – постарше, в первый класс пошла. Как только она начала писать, мы маме письма писали, слали фотографии. Связь была с мамой и обратная. И девочка знала, что она к маме вернется, она помнила ее, общалась. А тут девочки вообще ее не помнят. Ригина утверждает: “Они меня увидят и вспомнят”. Да не может такого быть! Они вообще ее не видели».


По словам Ольги, биологическая мать двойняшек
материально заинтересована.
В доме арестованы все доли, кроме детских.


«Мы думаем, что дети ей нужны для того, чтобы в нем оставаться. Если она восстановится в родительских правах, то арест снимут, и алименты платить не придется», – отмечает она. Вернув детей в семью, биологическая мать получит статус многодетной, а значит и сопутствующие льготы.

Приемная семья в это же время получает также пособия за двойняшек. Детей они не удочерили, так как нужна была помощь государства для лечения сестер.

Увольнение за справку

Кстати, капитана полиции Ольгу Сайкину, выдавшую справку, о которой речь шла выше, теперь могут уволить.

«Мы наводили справки о муже Ригины самостоятельно. Мы приехали в КДН Барнаула, где капитан полиции Сайкина Ольга Николаевна нам дала справку о его судимостях и о том случае, где он с ребенком так поступил. После чего Ригина Тумашова написала жалобу, там сейчас идет служебное расследование. Начальник нашей опеки сообщила, что капитана полиции, скорее всего, из органов уволят», – рассказала ЧС-ИНФО Ольга.

«Будем обращаться в разные правоохранительные органы, в том числе министру МВД писать об этом случае. Кто-то из МВД их курирует? Кто и почему заинтересован в том, чтобы Тумашовой вернули детей?», – задается вопросом руководитель Общественного антикоррупционного комитета по Сибири Ольга Сафронова, к которой обратились за поддержкой Куприяновы.

Барнаульская опека охарактеризовала Ригину Тумашову положительно: из заключения органов опеки следует, что мать двойняшек изменила свой образ жизни, отношение к воспитанию детей, устроилась на работу, создала надлежащие условия для проживания дочерей. Но стоит отметить, что она также привлекалась к уголовной ответственности (за грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере), но ей удалось избежать наказания, благодаря истечению срока давности.

Ольга Сафронова считает, что нельзя сразу передавать девочек в другую семью. «Я понимаю, что надо возвращать детей родным родителям. Но нужно каждую в отдельности ситуацию рассматривать, изучать до малейших подробностей. Где они там будут их лечить? Вы скажите маме: мы даем испытательный срок, посмотрим, как вы себя будете вести. Пусть она приезжает, беседует с детьми, пусть посмотрят, как она с ребенком живет, – говорит она. – Естественно подана апелляция, и на слушание по делу мы — Совет матерей Новосибирской области, Совет отцов — намерены пойти в зал заседания».

ЧС-ИНФО также будет следить за развитием этой истории.

Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *