Сергей Чернышов: Будущее за сетевыми экспериментами

образование

После публикации колонки Сергея Смирнова «Какой должна быть школа в Академгородке 2.0?» ЧС-ИНФО пригласил экспертов принять участие в дискуссии о модели образования в школе будущего. Публикуем ответ Сергея Чернышова — кандидата исторических наук, директора Новосибирского городского открытого колледжа, старшего научного сотрудника лаборатории социально-антропологических исследований Национального исследовательского Томского государственного университета. 

Сергей Чернышов
Сергей Чернышов

Выход колонки «Какой должна быть школа в Академгородке 2.0?» — прекрасный повод к большой дискуссии о современной школе в российском регионе. Основный посыл автора колонки: предметный подход устарел, в школу необходимо вернуть личность как значимый фактор, примерами новых формаций являются проекты типа WorldSkills и Олимпиады НТИ, а школу необходимо развивать в сторону «школы-лаборатории».

Прежде всего, считаю бессмысленным обсуждать школьное образование, а особенно его передовые перспективы в контексте мертворожденного проекта «Академгородок 2.0». Будучи созданным на старых основаниях, яркими представителями как раз-таки «индустриального» подхода к науке и образованию, этот проект ни в коем случае не может рассматриваться как институциональная среда или даже повод для формирования школ новой формации. Проще говоря, как значимый фактор для развития чего-либо проект «Академгородок 2.0» давно пора забыть. Однако вопрос: какой должна быть современная школа в регионе, остается предельно актуальным.

Нужно согласиться с Сергеем Алевтиновичем: нынешняя модель школы безнадежно устарела, и предметный (дисциплинарный) подход – это один из самых тяжелых грузов, который тянет ее на дно истории. Ровно также негативными факторами для развития является существующая система подготовки кадров (которая старательно воспроизводит старую формацию индустриальной школы), тоталитаризм отношений и тоталитарный контроль. Все это действительно так. Возможно, выходом действительно является формат «школа-лаборатория», учитывая критическую важность исследовательских и проектных компетенций в современном мире (нельзя не заметить, правда, что в качестве индикаторов работы такого подхода Сергей Смирнов рассматривает все тот же дисциплинарный подход, деля работу лабораторий на отдельные отрасли и предметы).

Примером воплощения новых подходов в образовании (больше того – «альтернативной сферой образования») называются проекты типа World Skills, Олимпиады НТИ и других. Однако так ли это на самом деле? Нетрудно заметить, что Олимпиада НТИ, при всем ее несомненном вкладе в развитие школьного технологического образования, лишь закрепляет предметность другого рода в так называемой «Матрице национальной технологической инициативы». А World Skills – это и вовсе квинтэссенция, предельное воплощение предметного и индустриального подхода в образовании, направленного на закрепление роли «человека-функции» в школьной и профессиональной подготовке. Посмотрите, например, на демонстрационный экзамен, который проводится в последние годы для выпускников колледжей по формату World Skills – это десятки, а то и сотни прописанных функций и показателей, которые должен выполнить сдающий – вплоть до конкретного фасона брюк и порядка слов в предложениях на выступлении. Это ли не подход «человек – только бездушный исполнитель»? Косвенным доказательством того, что не стоит ждать от World Skills, Олимпиады НТИ и Кванториумов трансформации образования, служит тот факт, что Новосибирская область – действительно лидер в этом движении. Наши учащиеся стабильно и массово занимают первые места на федеральном и международном уровне, а в совокупности в этих движениях участвуют до пятой части всех школьников. И что, это привело к трансформации образования? Точечно – да, а системно – ничуть.

Можно ли надеяться на то, что существующие институции, специализирующиеся на подготовке кадров для системы образования, в один прекрасный день начнут готовить их как-то иначе? Нет, это невозможно. Чтобы это случилось, в этих институциях должны появиться новые «точки роста», новые люди, новые методики – а откуда им взяться, если это, как правило, самовоспроизводящиеся системы с предельными уровнями академического инбридинга?

Зачем вообще нужна школа в современном мире? На мой взгляд, ради двух вещей: общей подготовки и развития «новой грамотности». Общая подготовка – это подготовка фундаментальная. И нет, это не про напихивание в ученика сотен и тысяч несвязанных между собой фактов. Это скорее про формирование способности выявлять взаимосвязи, исследователь тренды, отвечать на вопросы «почему?», «как?», «зачем?» и другие подобные. Грубо говоря, не так важно, что школьник не будет знать даты Курской битвы, куда важнее, если он не сможет не по шаблону из школьных учебников ответить: а почему все таки случилась Великая Отечественная война?


Зачем вообще нужна школа в современном мире? Ради двух вещей: общей подготовки и развития «новой грамотности».


В свою очередь, «новая грамотность» — это передовые компетенции вроде современных подходов к финансам, жизни в цифровом мире и прочему. Зачем нам знания о школьных тангенсах и котангенсах, если ребенок не получает прививку от, например, пользования услугами микрофинансовых организаций еще в школе?

Откуда можно ждать изменений? В каком-то количестве школ, которым повезло с администраций, их можно ждать прямо изнутри: директора таких школ прекрасно понимают все, о чем говорилось выше, и активно меняют свои учреждения. Оценим долю таких школ в 10-15%, точно не больше. Систему это, скорее всего, не изменит. Позитивные изменения необходимо ждать извне – из корпоративного сектора, «живых» проектов в неформальном и информальном образовании, системе образования в целом.

Здесь важно отметить: никакие вертикальные интеграции работать не будут. Например, проекты «шефства» сильных школ над слабыми, корпораций над школами и тому подобные системных эффектов не дадут. Это сродни ситуации, когда нашкодивший ребенок говорит «Я так больше не буду», а после идет, и продолжает делать точно также. Работать будут только горизонтальные интеграции и сетевые проекты, в том числе между учреждениями разных уровней образования (школа, колледж, университет, дополнительное образование) и между образованием и корпоративным сектором.


Будущее за сетевыми формами работы, при которых равные партнеры договариваются о реализации совместных проектов, которые позитивно меняют ситуацию у каждой из договаривающихся сторон.


Будущее за сетевыми формами работы, при которых равные партнеры договариваются о реализации совместных проектов, которые позитивно меняют ситуацию у каждой из договаривающихся сторон. Так, сетевые образовательные программы «школа-колледж» могут позволить нивелировать фактор ЕГЭ при реализации передового образования, а также позитивно видоизменить программы среднего профессионального образования. Сетевое сотрудничество школ, колледжей и университетов может решить проблему кадров: школы на равных могут участвовать в реализации проектов передового педагогического образования, не как пресловутые «базы практик», а как субъекты, могущие повлиять на саму суть образовательной программы. Наконец, сетевое сотрудничество между школами и корпорациями позволит создавать новые формы профессионального образования и предпрофильной подготовки, давать новые идеи для корпораций и новые ценности для школ.

Здесь, конечно, будет действовать принцип «воронки». Сотни проектов должны быть запущены, чтобы остались в работоспособном виде единицы или десятки. Это значит – больше экспериментов, хороших и разных, больше позитивных инициатив, в которых участвуют все участники системы образования, больше свободного поиска и свежих идей.

Сергей Чернышов
кандидат исторических наук,
директор Новосибирского городского открытого колледжа,
старший научный сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований Национального исследовательского Томского государственного университета

От редакции:
Приглашаем желающих представителей научной общественности и педагогов высказаться по поводу данных предложений. Для этого свяжитесь с редакцией.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *