Цифровая эра: не потерять бы родной язык!

русский язык

Участники круглого стола обсуждают проблемы русского языка в гимназии № 1

Язык — это живая душа народа. Сила и мощь русского слова зависит от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми запасами родной речи. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, а насущной необходимостью, — считают ученики 10 «В» класса филологической группы гимназии № 1 Новосибирска, участвовавшие в круглом столе, проведенном газетой «Честное слово». В его работе принимала участие и учитель русского языка и литературы, заместитель директора гимназии NO 1, почетный работник общественного образования Лилия Анатольевна Кайраканова 

Ведущий. Как вы оцениваете состояние современного русского языка?
Вера Царева. Сегодня из-за ускоренного процесса глобализации в наш язык приходит много новых слов из разных сфер деятельности. С одной стороны, они обогащают русский язык. Но с другой — теряется что-то исконно русское, свое. На мой взгляд, это не хорошо и не плохо. Это реалии сегодняшней жизни. Мы можем обогащать свой язык заимствованными словами, но при этом не должны забывать о богатстве родного русского языка.
Маша Индинок. Я согласна с Верой, что в русский язык приходит много новых слов из других языков. Это не плохо, если в русском языке нет аналогов им. Но, если они есть, лучше употреблять свои слова, заботясь о сохранении самобытности русской речи.
Михаил Бородихин. На первый взгляд, я бы мог охарактеризовать состояние современного русского языка как плачевное. И с каждым годом процесс его деградации усугубляется. Да, приходят новые иностранные слова, и они начинают вытеснять русские. С развитием интернета в социальных сетях используется много коротких фраз, сокращений, аббревиатур, слов-паразитов.
Алиса Ершова. Мне кажется, основная проблема сегодня — неграмотность устной речи. К примеру, есть проблема ударений в тех или иных словах. С письменным языком наша система образования справляется. Мы научились избегать ошибок в письменной речи, но не обращаем внимания на устную речь. Считаю, что изучение русского языка должно научить нас говорить свободно, грамотно.
Анастасия Маслова. Я тоже нахожу состояние русского языка, как и Михаил, довольно плачевным. Множество заимствованных слов, сокращений, слов-загрязнителей. Из интернета мы переносим их и в устную речь.
Алиса Кондратьева. Я бы назвала нынешнее состояние русского языка удовлетворительным, хотя налицо тенденция к его ухудшению. Мы редко используем исконно русские слова, они исчезают из обихода. И это обедняет наш язык.
Ведущий. Какие языковые проблемы наиболее остры сегодня в молодежной среде?
Вера Царева. Я считаю, что из-за недостаточного уровня просвещения молодежь нередко смешивает разные стили речи — официально-деловой, научный, бытовой, молодежный сленг. Зачастую школьник не знает, в какой ситуации какой стиль употребить. Нужно очень ответственно подходить к вопросу, как использовать разные стили речи.
Маша Индинок. Основная проблема сегодня — не заимствованные слова или смешение стилей, а то, как говорит новое поколение. Молодежь употребляет определенный сленг, мемы, шутки, понятные только ей, а также нецензурную лексику. Если молодой человек через каждое слово использует такие выражения, это говорит об уровне его культуры и, конечно же, никак не обогащает русский язык.
Михаил Бородихин. Не могу не согласиться с мнением Марии о том, что молодежный язык потихонечку начинает засоряться. Но, на мой взгляд, наиболее важной проблемой является то, что молодежь всячески стремится к власти — к власти над обществом и начинает «проповедовать» свой стиль, свою культуру, свою речь. Лексические, грамматические ошибки присутствуют сегодня в выступлениях по телевидению, радио, в печати. А если взять эстраду, кинематограф, то там вообще полный завал. Началась новая волна популярности ненормативной лексики, постельных сцен и прочее. Мне кажется, что на такой почве воспитание молодежи не увенчается ничем хорошим. Налицо конфликт поколений — наши бабушки, дедушки не всегда понимают нас. Не понимают многих слов, которые мы употребляем. Поэтому нужно думать, что мы делаем с нашим языком. Та информация, которая сегодня льется на нас потоком, должна «сортироваться». Мы должны научиться выделять в ней главное, полезное и необходимое для духовного развития личности.

Ученики 10 «В» класса филологической группы

Алиса Ершова. Мне кажется, что просвещение не справится с языковыми проблемами, которые существуют сейчас, пока в социальных сетях есть столь популярные твиттеры с ограничением символов. Из-за этого ограничения каждое слово обозначается двумя-тремя буквами. Бесполезно учить детей в школе некой нормативной лексике или просто умению говорить и писать. Должно быть внутреннее сознание некой пассионарности в языке и понимание того, что некоторые слова заменить нельзя. Одна из проблем нашего языка — бедность синонимов. К примеру, слово «хороший» мы употребляем в каждом втором предложении, словно забывая о его многочисленных синонимах. Почему просвещение сегодня не справляется с задачей грамотности? Все знают нормы русского языка, но в социальных сетях пишут с сокращениями, без запятых. Почему? Да просто не хотят. Возможно, это какая-то тотальная лень общества.
Анастасия Маслова. Я считаю, что главной проблемой, которая включает в себя и проблему сокращений, и преднамеренных искажений слов, является то, что люди путают понятия «что правильно» и «что удобно». Удобно не соблюдать правила пунктуации, так как все спешат. Нет времени на то, чтобы полностью писать слова, чтобы подобрать синоним. Нет нужды соблюдать орфографические правила, потому что в обычной жизни этого не требуется. И дело тут не в просвещении, а в бытовом уровне культуры общества, у которого нет потребности в чем-то возвышенном, в использовании художественной речи.
Алиса Кондратьева. Я считаю, что главным фактором, влияющим на изменения языка, культуру нашей речи, является то, что люди перестали читать книги. В цифровую эру молодежь предпочитает читать в интернете, где в ходу и всевозможные сокращения, и нецензурная брань. Не потерять бы нам при этом родной язык! Думаю, что молодежный сленг — нормальное явление. С возрастом это проходит, и люди начинают более-менее грамотно говорить. Безусловно, негативную роль в снижении уровня грамотности играет плохая реклама. Мы все можем вспомнить: «Не тормози, сникерсни!» и множество других подобных фраз.
Ведущий. Какие вы видите пути в борьбе за чистоту русского языка? Можно ли что-то сделать на законодательном уровне — к примеру, принять Закон «О защите русского языка»?
Вера Царева. Меня порадовало, что два года назад, в девятом классе у нас появился экзамен по устному русскому языку. Я считаю, что это шаг к повышению планки грамотности молодежи. Что касается принятия Закона о защите русского языка, то я считаю, что нормативно-правовые акты не дадут большого эффекта. Гораздо важнее чистота русского языка в средствах массовой информации, кинематографе, на театральной сцене. Если поднимется планка грамотности в этих источниках, будет грамотность и у населения.
Маша Индинок. Один из путей повышения грамотности — это школа. Если дети на уроках будут говорить больше, говорить правильно, выражать свои мысли свободно, это даст положительный результат. И второе — необходимо полнее использовать возможности и ресурсы интернета, чтобы он стал образовательным источником.
Михаил Бородихин. Есть такое выражение: если хочешь изменить мир, то надо начинать с малого. Не нужно никакой усиленной пропаганды: говорите правильно, говорите так, а не иначе! Нужно дать людям право на определение, что им нужнее, полезнее. В недалеком прошлом существовало множество образовательных программ — «Театр у микрофона», «Радионяня». Конечно же, они несли в наш мир свет и радость. В них были заложены не только познавательные истории, но и частица грамотности. Там можно было слышать красивую русскую речь — и слушать ее для души! И, возможно, сделать для себя какие-то выводы. Если бы я мог обратиться к правительству нашей страны, я бы сказал: подумайте о том, что люди сейчас хотят. Постепенно, шаг за шагом нужно возрождать интерес к русскому языку. Возвращение устного экзамена по русскому языку, бесспорно, хороший шаг к повышению грамотности молодежи. Умение общаться друг с другом, правильно излагать свои мысли очень важно. Если люди перестанут говорить, наступит катастрофа.
Алиса Ершова. А, по-моему, то, что происходит с нашим языком, не остановить. Невозможно ничего сделать. Это просто веяние прогресса. Если весь земной шар предпочитает говорить так, менять свой язык и деформировать его, значит, так и нужно. Бесспорно, это может огорчать, нести негативные эмоции, но мы должны принять как должное те изменения с языком, которые уже произошли.
Анастасия Маслова. Я считаю, что различные законопроекты не помогут улучшить ситуацию с русским языком. Использование заимствованных слов, сокращений — это выбор каждого человека. Здесь нужно не повышать уровень грамотности школьников, а надо повышать уровень самосознания каждого человека. Чтобы он сам понимал, что русский язык — это его достояние. Быть гражданином России — это не только соблюдать законы, но и правильно и красиво говорить на родном русском языке. Повышение уровня самосознания не происходит на государственном уровне. Это выбор каждого человека, который зависит от многих факторов — от воспитания в семье, от среды в школе, институте, на работе. Каждый человек должен сам изменять себя, чтобы изменилось все вокруг.
Алиса Кондратьева. Я считаю, что государство должно заботиться о благосостоянии населения страны, ведь от этого зависит и среда, в которой растет ребенок. Также считаю необходимым введение в школе проектов, предполагающих чтение книг и их обсуждение. Очень важно поднять престиж профессии учителя. Сегодня она уже не такая популярная, какой была раньше. Для этого нужно поднять зарплату учителям. И тогда хорошие ученики, отличники, возможно, будут выбирать для себя профессию учителя. Ведь очень важно, кто придет к детям и займет этот ответственный и почетный пост.
Лилия Кайраканова, учитель русского языка и литературы гимназии № 1. Тема, которую мы сегодня обсуждаем, очень важна как для страны в целом, так и для каждой школы, каждой семьи. В нашей гимназии много проектов популяризации русского языка. Мы участвуем и в различных международных проектах, в которых в информационно-образовательной гуманитарной среде ведется поддержка русского языка. К нам приезжают гости из Германии, Чехии, Китая, и мы вместе обсуждаем проблемы на стыке иностранной и русской литературы. У нас в гимназии очень хороший уровень владения правильной, грамотной русской речью. Наши дети являют собой яркий образец русской культуры.
В этом немалая заслуга и введения в гимназии устного экзамена по русскому языку. Что мы получили после ввода ЕГЭ? В сочинениях школьников — однообразные штампы, сжатые фразы, скупая речь, односложные ответы. Значит, прежде всего, надо больше читать и выстраивать грамотный диалог с экзаменатором.
Что можно сделать для повышения языковой грамотности? Сегодняшние выпускники педуниверситетов — далеко не образец. Они допускают большое количество ошибок. Поэтому важнейшая задача — повышение качества подготовки будущих учителей. Важно повышать и уровень знания русского языка всех педагогов. И один из проектов в нашей гимназии нацелен именно на это. Опытный педагог, заслуженный учитель Российской Федерации Надежда Алексеевна Федосеева ведет курсы по русскому языку для молодых учителей — географов, биологов, историков. Посвящает их в тайны русского языка.
Конечно, далеко не во всех школах города русскому языку уделяется такое внимание, как в первой гимназии. Снижение уровня грамотности — большая проблема сегодня. К решению ее необходимо подключать общественность, средства массовой информации, электронные ресурсы. Необходимо и более пристальное внимание к этой проблеме со стороны государства. На II съезде Новосибирской региональной общественной организации по сохранению и развитию русского языка «Общество русской словесности» газета «Честное слово» выступила с инициативой о принятии Федерального закона «О защите русского языка» и внесении ряда изменений в уже существующие законы.

Александра Попова 


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *