Как рабочие дни стали нерабочими и что теперь делать с исполнением обязательств. Комментарии юриста

календарь

2020 год внес свои правки во все сферы нашей жизни, пошатнув даже такие устоявшиеся категории договорных отношений как сроки.  Нет, речь идет не о том, что обязательство стало невозможным исполнить. Вопрос встал гораздо раньше: а наступил ли срок исполнения договорных обязательств, последний день срока в которых выпал на конец марта или апрель 2020 года?  Считать ли оплату или выполнение работ (оказание услуг, поставку товара) просроченными? Уже можно направлять претензию или еще рано? А если рано, то когда? С этими и другими вопросами разбиралась ведущий юрист ООО «Сибирская юридическая компания» Елена Стафиевская. 

Любой договор включает условие о сроках: они могут исчисляться периодом времени, быть привязанными к конкретной дате или событию. Определяя сроки исполнения в рабочих, календарных или банковских днях обе стороны договора, хоть и с небольшой погрешностью в расчетах, но знали когда ждать исполнения от другой стороны.

Понятное течение времени и чередование дней резко изменилось Указами Президента РФ, которыми периоды с 30 марта по 3 апреля и с 4 по 30 апреля 2020 года были установлены как нерабочие дни.  Действие Указов Президента РФ не распространяется на определенные категории организаций, а также на те организации, которые будут определены решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации. В Новосибирской области соответствующие Постановления Правительства НСО также были приняты.

Что изменилось с введением новых нерабочих дней?

Как было раньше: если стороны договора использовали календарные дни для исчисления срока, то последний день срока обычно указывался из расчета, чтобы это был рабочий день. Определяя конечную дату исполнения обязанности, стороны руководствовались правилом Гражданского кодекса РФ: если последний день срока приходится на нерабочий день, то он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. То же правило действовало и при указании срока в неделях, месяцах или годах.

А что теперь? Допустим, стороны заключили договор, согласно которому продавец обязался поставить товар (не относящийся к товарам первой необходимости) в срок до 5 апреля 2020 года. Заключая сделку, стороны были уверены, что это обычный рабочий день. Но в сложившихся условиях все дни апреля 2020 года официально объявлены нерабочими днями. Возникает вопрос: как быть с исполнением договора? До какого числа товар можно не поставлять?  Или начиная с 6 апреля 2020 года уже начисляется неустойка?

С одной стороны, если руководствоваться ст. 193 ГК РФ и новым «качеством»  5 апреля 2020 года  (нерабочий день), последний день срока должен быть перенесен на ближайший рабочий день, а это – 6 мая 2020 года (с учетом выходных дней, перенесенных Постановлением Правительства № 875 от 10.07.2019).  Получается, что продавец получил дополнительные дни для исполнения договора, а покупатель оказался в ущербном положении.

Рассмотрим другой пример. Стороны договорились о том, что заказчик производит оплату выполненных работ в течение 20 рабочих дней после подписания сторонами акта выполненных работ. Подписывая акт выполненных работ в марте 2020 года, подрядчик был уверен, что не позднее 3 апреля 2020 года он получит оплату. Согласно объявленным нерабочим дням, последние 5 дней срока, приходящиеся на 30, 31 марта и 1, 2, 3 апреля выпадают из расчета срока оплаты. Более того, учитывая, что срок исчисляется в рабочих днях, течение срока возобновится только с 6 мая 2020 года (и при условии, что период нерабочих дней не будет продлен). Получается, что для заказчика срок исполнения обязанности приостановлен, а подрядчик должен просто ждать окончания нерабочих дней? Если буквально подходить к толкованию условий договора в совокупности с новыми реалиями, получается именно так.

Можно усложнить задачку: а если одна из сторон относится к той категории организаций, на которых Указы Президента РФ о нерабочих днях не распространяются?  Допустим, для поставщика и подрядчика в приведенных примерах период с 30 марта по 30 апреля 2020 года остается рабочими днями, а для покупателя и заказчика – нерабочими. Можно ли в этом случае срок обязательства считать наступившим? А может необходимо дифференцировать стороны по принципу: кто в «президентские нерабочие» дни работает, тот исполняет договор, а кто не работает – тот не исполняет договор до первого рабочего дня?  Не простые вопросы.

Никаким толкованием действующих норм к правильному сбалансированному решению мы не сможем прийти, необходимо разъяснения соответствующих государственных органов или внесение правок в действующее законодательство.

Проблема исчисления сроков с «президентскими нерабочими» днями обозначилась не только в отношении договорных отношений, но и во всех сферах, где исчисление сроков имеет значение. Сейчас уже по мере обнаружения или осознания проблематики принимаются соответствующие решения, но в большинстве своем это касается тех сфер, в которых сроки установлены нормами права.

Так, Налоговый кодекс РФ раньше предусматривал, что рабочим днем считался день, который не признавался в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Федеральным законом от 01.04.2020 №102-ФЗ в статью были внесены изменения: теперь рабочим днем считается день, который в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ не признается выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 443 сроки, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, исчисляемые в рабочих днях, теперь подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении сроков. А если последний день срока, исчисляемого в соответствии с указанным федеральным законом приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается такой нерабочий день (за исключением случая, если последний день срока приходится на субботу или воскресенье, в этом случае днем окончания срока считается следующий за ними понедельник).

Банк России в своих разъяснениях разделил периоды с 30 марта по 3 апреля и с 4 апреля по 30 апреля 2020 года и указал разный подход. Так, в Информационном письме от  27.03.2020 N ИН-03-31/32 им было рекомендовано руководствоваться ст. 193 ГК РФ:  перенести последний день срока исполнения клиентами кредитных организаций и некредитных финансовых организаций при условии, что он пришелся на период с 30 марта по 3 апреля,  на ближайший рабочий день. Позже, в Информации от 03.04.2020, размещенной на сайте Банка России, было указано, что обязательства по финансовым сделкам, срок исполнения которых приходится на нерабочие дни, должны исполняться должниками в срок, предусмотренный договором. При этом кредиторам, действуя добросовестно, следует учитывать фактические возможности должника по исполнению соответствующего обязательства, наличие или отсутствие в его распоряжении возможности дистанционного обслуживания, а при отсутствии такой возможности –  режим ограничительных мер, которые применяются в соответствующем субъекте Российской Федерации и могут повлиять на возможность клиента посетить офис финансовой организации для своевременного совершения операций.

Как мы видим, применительно к  договорным отношениям возникла дилемма: с одной стороны, действует принцип  недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 1  ГРК РФ), с другой, в сложившейся ситуации – такое вмешательство необходимо. К счастью, понимание этого у государственных органов уже есть. Так, в начале апреля 2020 года Председатель Верховного суда РФ направил обращение к председателям судов различных уровней с просьбой направить в Верховный суд РФ вопросы, возникающие в связи с применением законодательных изменений и мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, включая объявление нерабочих дней. Судебное сообщество активно работает над формированием предложений по разрешению этих вопросов, а Верховный суд РФ планирует принять соответствующие официальные разъяснения. Анализ проекта таких рекомендаций оставляет надежду, что нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 и от 2 апреля 2020 года № 239, не будут рассматриваться как нерабочие дни  в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом РФ, под которым традиционно понимаются выходные и нерабочие праздничные дни. Это позволит сторонам восстановить утраченный «статус-кво» и получить четкое понимание в дальнейших действиях.

Что делать сторонам договора?

Вариантов может быть два. Вариант первый:  относится к исчислению сроков так, как это было бы не будь «президентских нерабочих» дней, учитывать фактические возможности должника по исполнению соответствующего обязательства (позиция, аналогичная той, которую занял Банк России), наличие или отсутствие в его распоряжении возможности дистанционного обслуживания, а при отсутствии такой возможности – также режим ограничительных мер. Вариант второй: рассматривать нерабочие дни, введенные президентом, как нерабочие дни, которыми апеллирует Гражданский кодекс РФ.

Остается ждать официальных разъяснений, которые поддержат первый или второй вариант, или придумают третий. Как только они появятся – мы сразу же с вами ими поделимся.

Ведущий юрист ООО «СИБИРСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»
Елена Стафиевская 


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *