Уроки коронавируса. Интервью с Сергеем Чернышовым

Сергей Чернышов

Сергей Чернышов

Современные цифровые технологии стремительно меняют привычные форматы обучения, помогают адаптировать систему образования не только под новые потребности аудитории, но и вызовы времени. Одним из таких вызовов стала широко распространившаяся по всему миру коронавирусная пандемия, заставившая взглянуть на многие проблемы образования под другим, непривычным для многих, ракурсом. Какие проблемы она обнажила и какие уроки преподала — на эти и другие вопросы отвечает директор Новосибирского городского открытого колледжа, кандидат исторических наук Сергей Чернышов

— Сергей Андреевич, был ли кто-то готов к тому, что случится пандемия и все в нашей жизни станет с ног на голову?

— К тому, что образование целиком перейдет на дистанционные рельсы, никто не был готов. К таким ситуациям принципиально невозможно подготовиться. Но что такие события периодически случаются — говорил, рассуждая о непредсказуемых ситуациях, в своей книге «Черный лебедь» известный во всем мире писатель Нассим Талеб. Немного поясню. Нассим Талеб является создателем теории о черных лебедях — редчайших непрогнозируемых событиях, которые оказывают значительное влияние не только на финансовые рынки, но и в целом на экономику стран и мира в целом. Это обязательно должно быть совершенно неожиданное событие, которого никто не ждал и не прогнозировал. Как, например, пандемия, связанная с распространением по всему миру COVID-19. Сегодня некоторые считают, что китайский коронавирус и является тем черным лебедем, который обрушит мировые рынки и станет триггером нового глобального экономического кризиса.

Конечно, никто не предполагал, что в этой ситуации школы, вузы должны будут в одночасье перейти на дистанционное обучение. Причем, без всякого подготовительного периода, не имея достаточных технологических возможностей для новой формы организации учебного процесса. Поэтому важно анализировать, кто и как на это отреагировал, чтобы делать какие-то выводы.

Если говорить в целом о регионе, то одним из немногих органов, который адекватно контролировал, регламентировал этот процесс, было министерство образования Новосибирской области. Оно периодически, в зависимости от ситуации, выпускало соответствующие приказы, четкие инструкции, как и в каком формате проводить обучение. Но дальше эти приказы и рекомендации спускались на уровень ниже: от директора – к завучу, от него — к учителям… Процентов 80 директоров школ, особенно в первые две недели — месяц, образно говоря, «ушли в подполье» в ожидании развития ситуации, пытаясь максимально снять с себя ответственность, переадресовав приказы вышестоящих инстанций напрямую своим подчиненным.

— Почему так произошло?

— Была всеобщая растерянность. В школах, где директора отгородились от принятия решений, ситуацию вывезли на себе учителя, которые в меру своих сил, понимания ситуации действительно наладили процесс дистанционного обучения. Однако было много претензий со стороны родителей, которые жаловались на то, что не было единой платформы, системы для проведения обучения. Это создавало всеобщий хаос. Главной проблемой, на мой взгляд, было то, что директора большинства школ вовремя не отреагировали на форс-мажорную ситуацию и не приняли нужные решения по организации дистанционного обучения, не задали правила игры. Но были и исключения. Там, где руководители школ взяли на себя ответственность даже тогда, когда многое еще было непонятным, проблем было меньше либо не было совсем.

— Везде ли все были в оцепенении, что не могли принять разумного решения?

— Нужно отметить, что в нескольких районах области органы управления образованием быстро задали нужные правила игры, приняли четкие организационные меры, привлекли необходимые ресурсы. В качестве примера возьмем Новосибирский район. Здесь практически все школы наладили тесный контакт с управлением образования, совместно провели большую организаторскую работу, выбрав единую платформу для обучения детей, на площадке которой вели свои уроки лучшие педагоги района. Они, в свою очередь, привлекли к работе преподавателей педагогического университета, нашего колледжа и других, которые проводили для педагогов бесплатные вебинары, методические семинары.

Говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Такая активная, сподвижническая работа целого ряда учителей региона показала неожиданный результат. Сегодня кандидатуры лучших педагогов рекомендованы на должность директоров школ. С пониманием ситуации отнеслись к организации обучения онлайн и в Маслянинском районе.

Неординарная ситуация показала, что у нас есть большое количество преподавателей, которые, независимо от возраста, технических возможностей могут и готовы воспринимать адекватно вызовы времени, быть в тренде перемен.

— Какую роль в этой непростой ситуации сыграли ведомства, которые по своему предназначению должны были взять под свое руководство ход всех организационных работ, сняв дополнительные моральные и психологические нагрузки с директоров, учителей?

— Не хочу быть слишком категоричным, но мне кажется, что та система обучения и повышения квалификации преподавателей, которая существует в области сегодня, не продемонстрировала новаторских подходов к переменам. Могу сделать обобщенный вывод: эти ведомства, к сожалению, не стали тем координирующим центром, откуда бы выходили какие-то конкретные рекомендации по организации дистанционного обучения, развитию цифровой образовательной среды, повышению IT компетенции учителей. В этой непростой ситуации посильную помощь школам оказали десятки негосударственных структур — образовательные платформы, вузы, в том числе — и наш колледж. Все мы без какого-либо административного ресурса проводили бесплатные семинары, которые собирали тысячи участников.

— Сергей Андреевич! И все-таки, проблемы дистанционного образования, как мне кажется, лежат гораздо глубже.

— Я считаю, что не дистанционное образование оказалось плохим, а то, как мы, те, кто в силу своих обязанностей должны были стать в авангарде и скомандовать всем — будем работать именно так! Раньше весь образовательный процесс, образно говоря, шел за закрытыми дверями, и мы не понимали, что там делается. А когда дистанционное обучение сделало эти двери стеклянными, все мы увидели, что многое в этой системе образования абсолютно неадекватно нынешним условиям.

В этой ситуации кто-то воспринял дистанционное обучение как проклятье, а кто-то — как возможность пересмотреть свои подходы к организации учебного процесса. Мы проводили опрос среди наших студентов и родителей на тему онлайн-образования. Спрашивали, что бы они хотели оставить в дистанте, если он продлится и дальше. Большинство опрошенных высказало идею, что было бы целесообразно продолжить в онлайн-формате родительские собрания вместе со студентами. Сами же студенты выразили желание, чтобы разного рода проверочные, контрольные работы также оставить в онлайне.

— Сергей Андреевич, какие еще проблемы обнажились в период дистанционного обучения?

— Сегодня перед учительским сообществом стоит важный вопрос: как структурно можно поменять учебный процесс? Есть предложения — ориентироваться на ведущие вузы, где формат поточных лекций постепенно себя изживает. Действительно, еще лет двадцать назад этот формат был актуален, потому что источником знаний были учебники и книги в библиотеках, а также конспекты, которые студенты записывают за преподавателями. Но с появлением интернета формат поточной лекции явно устарел. В связи с этим многие утверждают, что, мол, лучше послушать хорошего педагога, скажем, по философии, из Москвы, Томска или из Петербурга, чем посредственного преподавателя из какого-то станкостроительного университета. Многие вузы уже начали поиск решения этой проблемы. В Томске, например, некоторые вузы до половины учебной нагрузки планируют вывести онлайн в режим реального времени, в том числе — поточные лекции. Это позволит подключать к учебному процессу лучших специалистов независимо от их географического расположения. Это подталкивает их к активному налаживанию взаимодействия между различными образовательными учреждениями.

Внедрение онлайн-обучения — это совершенно другая дидактика, методика образовательного процесса, это не просто лекции в онлайне, а качественно иная логика образовательного процесса. За прошедшие несколько месяцев все поняли, что университет, колледж или школа — это не здания, а это, прежде всего, люди: административная команда, преподаватели и вообще вся система взаимоотношений.

— Сергей Андреевич! Из вашего рассказа становится ясно, что переход на дистанционное обучение несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Можете прокомментировать этот тезис?

— Современной экономике нужны уникальные люди. Потому что все индустриальное, то есть, до сих пор существовавшее в системе образования, в большей части, советского, автоматизируется, переходит на новые технологии. А это значит, что во всех сферах из-за этого потребность непосредственно в рабочих руках сокращается. Раз так, то, наверное, у каждого школьника, студента должны быть в идеале индивидуальные учебные планы. Логично? Логично. В Новосибирске есть школы, которые эту идею пытаются продвинуть. Считаю, что традиционная система образования сегодня показывает свою очевидную несостоятельность. Поэтому не только школы, но и вузы, колледжи экспериментируют с индивидуальными образовательными траекториями. Суть их в том, что каждый школьник, студент проходит определенное количество предметов с разной интенсивностью. И здесь как раз онлайн позволяет полностью решить эту задачу. Например, хочет студент углубленно заниматься, скажем, дизайном, ему — 10 онлайн-курсов, плюс тьютор — индивидуальный научный руководитель, помогающий наиболее разумно организовать учебный процесс. Это первое, что мы будем наблюдать в ближайшее время. Второе, знания — больше не монополия учителя. Есть много других источников, где школьник ли, студент могут получить те или иные знания, причем, лучше и эффективнее, чем если бы их давал учитель. Не так давно со мной поделилась учительница, которая подменяла коллегу по одному из предметов. Так вот, она, прежде чем войти в класс, решила обновить знания по теме и обратилась к интернету. Там она нашла так много интересной информации, различных видеороликов, что засомневалась — нужна ли сегодня вообще для учеников учительница, ведь все нужное есть в сети! Очевидно, что наступил кризис учебников, в которых в одном месте собрана вся информация, представлен некий законченный формат знания. Что-то нужно с этим делать.

— Выходит, что и учитель теперь будет не просто учителем, а, выражаясь на иностранном, тьютором?

— С приходом в наши школы, вузы, колледжи дистанционного обучения роль учителя, конечно, будет меняться. Он станет не транслятором знаний, а проводником в мире информации. И это реально нужно ученикам. Но есть и другая сторона этой проблемы. Дистанционная форма обучения — неестественная для подростков. Им нужна социализация, без которой невозможно будет воспитать полноценного гражданина. Дистант, к сожалению, искусственно ограждает подростков от этого. Мы уже сегодня видим, как обучение в онлайн негативно отразилось на психике школьников. В этот период увеличилось количество подросткового суицида, попыток самоубийства. Объективно дети оказались изолированными от привычного образа жизни, у многих стали развиваться различные фобии. Оставшись один на один со своими проблемами, многие дети этого не выдержали. Это, кстати, та цена, которую мы заплатили за вынужденную самоизоляцию.

— Я снова про информационные технологии. Они, может быть, не так остро коснутся тех учащихся, кто выбирает профессию, скажем, сварщика. Но вот что делать с программистами и другими профессиями?

— Я не знаю, как обучать сварщиков, но вот о подготовке программистов задумаешься. Их, к слову, по госстандартам на базе 9 классов мы готовим почти четыре года. Нынешние первокурсники получат дипломы где-то в 2025 году. Каким будет его рабочее место? Никто вам сегодня не ответит на этот вопрос. То, что было в 2015 году, и то, что есть сегодня, абсолютно разные ситуации. В 2015 году мобильный интернет был роскошью, а сейчас на нем все завязано. Через следующие пять лет все так же изменится. Как, скажите, мы должны готовить программиста? Этот вопрос все острее возникает перед всеми нами. Идеология подготовки специалиста под конкретное рабочее место все более становится неадекватной.

Тому же программисту, наверное, важнее освоить математическую логику, чем конкретный язык программирования, как бы это нелепым ни казалось.

…Через несколько дней начнется новый учебный год. В привычном формате. Но кто скажет, что опасность возвращения пандемии миновала? Чтобы снова не оказаться у разбитого корыта, наверное, есть необходимость проанализировать все успехи и упущения в организации дистанционного обучения, усвоить уроки, преподнесенные коронавирусом, чтобы в случае новой угрозы быть во всеоружии.

Читайте также:

Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

(function() {
var sc = document.createElement(‘script’); sc.type = ‘text/javascript’; sc.async = true;
sc.src = ‘//smi2.ru/data/js/95451.js’; sc.charset = ‘utf-8’;
var s = document.getElementsByTagName(‘script’)[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s);
}());

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *