Учёные СО РАН ищут ответ на вопрос: когда овцы и козы стали домашними

Учёные всего мира, в том числе и отечественные, немало сил и времени отдали изучению вопроса, связанного с определением периода, когда произошло одомашнивание некоторых диких животных — волков, лисиц, лошадей и других. Наконец, очередь дошла до коз и овец. Чтобы узнать, когда же эти животные обрели статус домашних, в частности, в Центральной Азии, была создана международная группа учёных из многих стран мира, в состав которой вошли сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН.

До сих пор было известно, что люди начали одомашнивать овец и коз примерно четыре тысячи лет назад. Но раскопки, которые провели археологи на территории юга Ферганской долины Киргизии, показали, что этот временной период охватывает, как минимум, не менее 10,5 тысячи лет. По словам старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН кандидата исторических наук Светланы Владимировны Шнайдер, во время раскопок, проведённых на памятнике Обишир-5, были обнаружены затупленные тонкие пластинки. Изучив их под микроскопом, ученые выяснили, что практически на всех есть следы отрезания мяса. «Для нас это было первой зацепкой», — пояснила Светлана Шнайдер. По её словам, исследование подтверждает гипотезу о том, что распространение одомашненных овец и коз, скорее всего, происходило с Ближнего Востока на территорию современного Китая и Тибета. «Здесь, на памятнике Обишир, нами уловлена промежуточная точка этой большой миграции, — отмечает Светлана Шнайдер. — Мы показали, что скотоводство в Азии имеет очень давнюю историю: не четыре тысячи лет, как предполагалось ранее, а, как минимум, восемь». Учёные считают, что их открытие может объяснить важные культурно-экономические изменения как в самом регионе, так и за его пределами.

Но на этом они не намерены останавливаться. В ближайшее время планируют провести аналогичные исследования и для памятников Южного Туркменистана. Как выяснилось, каменная индустрия, подобная пластинкам с памятника Обишир, встречается очень широко в археологическом диапазоне на территории горной части Центральной Азии. Но связана ли она с распространением производящего типа хозяйства? Узнать ответ на этот вопрос поможет новая лаборатория масс-спектрометрии, над созданием которой работают учёные ИАЭТ СО РАН.

Добавьте нас в источники:

Яндекс.Новости

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники