Ах, война, что ты сделала, подлая…

Журналисты канала ОТС

Замечательным подарком для жителей Новосибирска и региона станет в праздничный день 9 мая новый специальный проект телеканала ОТС #БЕЗВОЙНЫ. Он посвящён памяти актёров и режиссёров-фронтовиков, создателей замечательных советских фильмов о войне, которые вот уже не одно десятилетие пользуются огромной популярностью у многих поколений россиян.

Автором сценария, руководителем проекта является редактор и ведущая телеканала ОТС Екатерина Тихомирова.

Накануне всенародного праздника — Дня Победы она поделилась размышлениями, связанными с созданием своеобразного телеспектакля, в основу которого легли реальные эпизоды, происходившие во время съёмок фильмов о войне.

Руководитель проекта Екатерина Тихомирова

«Снимаем, вот уже горит и дымится поле. Вижу — танк уже пересёк красную линию. А пошевелиться не могу. Ступор. Не чувство страха, нет. Просто ступор. Смотрю на приближающуюся машину, как кролик на удава…
Спас меня тогда ассистент оператора. В каком-то невероятном прыжке он бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину, сбить меня с ног буквально в последний момент. Секундой позже машина прошла надо мной, противотанковое ружьё раздавило всмятку, меня завалило землёй.
Помню, когда откапывали, бутафорская кровь уже смешалась с настоящей, гимнастёрка в клочья… «Наверное, это ТАК было на войне?» — успел я сказать Леониду Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся уже в «скорой помощи». Серьёзных травм вроде не было, но съёмки тогда остановили на два дня».


1976-й год. Владимир Конкин про «Аты-баты, шли солдаты»


 

— Мы хотели, чтобы у нас получился телевизионный спектакль, такой формат любят очень многие зрители, особенно — старшее поколение, — рассказала Екатерина. — А стимулирует каждый раз(ведь это не первый наш такой проект!) то, что, кроме творческой группы телеканала ОТС, в подобном жанре в нашем регионе никто не работает.
— Все ли задумки удалось воплотить в жизнь, ведь они возможны только при наличии современной телевизионной техники?
— Да, технические возможности канала ОТС с каждым годом расширяются, и именно это даёт возможность запускать подобные эксперименты. У нас появилась новая студия, которая позволила, что называется, как следует развернуться.

— Что сподвигло вас взяться за такую необычную тему — рассказать о кино послевоенного времени?

— С одной стороны, благодарность от сегодняшних нас — большим мастерам, благодаря которым мы смотрим и слушаем, читаем замечательные произведения. А с другой… мы живём в эпоху компьютерной графики и техногиков. В современном кино дизайнер может взять кадр с танком, сделать проект 3D, и дальше копировать множество раз, чтобы на экране зритель смог увидеть целую танковую дивизию. Вот вам и батальная сцена!

А в советское время тяжёлую технику и крылатые машины для военных кинокартин собирали по всей стране. Одному режиссёру помогали маршалы, другому — министры обороны. Но каких сил и нервов стоило всё это?!

 


«Трудно было восстанавливать разрушенные после войны города. Но ещё труднее — восстанавливать израненные человеческие души. Мы часто не умеем, в хорошем смысле этого слова, пользоваться жизнью. А какая это удача — просто жить! Видеть, что небо ясное, что цветы растут, женщина улыбается и впереди — прекрасная неизвестность!»

1983-й год. Пётр Тодоровский про «Военно-полевой роман»


 

— Расскажите, пожалуйста, вкратце о новом проекте.

— В основе сценария — воспоминания участников киноэкспедиций о том, что происходило на съёмочных площадках известных картин. Материалы взяты из автобиографических книг актёров и режиссёров. Например, Пётра Тодоровского, Людмилы Гурченко, Леонида Быкова, Николая Крючкова, Владимира Конкина и других. Хочу рассказать о таком эпизоде.

Актёры новосибирских театров в телепроекте исполняют песни военных лет, в том числе и «Трёх танкистов», кстати, которая была написана до войны. Мы взяли эту песню потому, что она с первых дней войны стала гимном многих родов войск — и пограничников, и лётчиков, и даже пехоты. В том, что это было так, мы убедились, прочитав воспоминания актёра Николая Крючкова, который в сорок первом году повёз на передовую под Москвой фильм «В тылу врага», чтобы поддержать наших солдат. На линии фронта, в каком-то сарае, показали этот фильм. И когда после окончания картины Николай Крючков выходил наружу, ему навстречу попались солдаты, вернувшиеся с поля боя. Увидев известного актёра, они запели песню «Три танкиста». И тогда, по словам артиста, он понял, что всё было не напрасно. Эта песня воодушевляла и поднимала боевой дух русского солдата.

То, что осталось нам, мы можем сегодня, спустя столько лет после войны, опять смотреть, слушать военные песни и благодарить их создателей за такой бесценный подарок.

Готовясь к работе над проектом, пришлось перечитать, пересмотреть и просто найти интересные факты в различных источниках, в том числе — архивных. Два месяца назад, когда я начала писать сценарий, в разработке было чуть больше сотни фильмов. Но когда начала изучать материал, убедилась, что не обо всех фильмах осталась интересная информация непосредственно от авторов. А нам хотелось рассказать, как шла работа над созданием этих фильмов. Постепенно эта сотня стала сжиматься и, наконец, остановилась на цифре 15. А это такие картины как «Двадцать дней без войны», «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «Военно-полевой роман», «Аты-баты, шли солдаты» и другие.


«Когда я теперь слышу: «Алексей Герман»… — вижу сквозь то замерзшее окно моего купе, как далеко-далеко от нашего военного поезда по снежному полю ходит человек в тулупе. Рядом с ним собака Боря — черный лохматый терьер. Человек ходит долго-долго, вот уже и темнеет… Но Он — весь в картине, весь в своем материале. Он сейчас в сорок втором году. Просвисти рядом снаряд — режиссер даже бровью не поведет. Кого в войну можно было удивить воем снаряда? Это было, как «доброе утро»

1975-й год. Людмила Гурченко про «Двадцать дней без войны»


 

Рабочий момент съёмок

— Екатерина, назовите коллег, кто работал вместе с вами над проектом.

— На канале ОТС в последние годы сложилась команда из нескольких человек, для которых любая задача оказывается по плечу. Художник-поставщик — опытный журналист Ольга Морозова. Во многом благодаря ей наш проект состоялся. Весь реквизит, все декорации, изучив сценарий, Ольга продумывает, учитывая каждую мелочь. В этот раз сотрудничали с музеем документального кино, с интегральным музеем Академгородка. Ну и, конечно, главный наш режиссёр — Наталья Глазунова, которая в таком формате чувствует себя, как рыба в воде, и может руководить одномоментно шестью операторами. Именно столько камер одновременно работали на проекте. А ещё у нас снялись артисты новосибирских театров «Красный факел», «На левом берегу», «Глобус». Они исполнили песни из фильмов. Без такой команды никогда бы не решилась взяться за создание такого масштабного проекта.
В проекте — живой звук. А сценой для артистов стало «купе поезда», детали которого специально для проекта #БЕЗВОЙНЫ демонтировали из старого, списанного железнодорожного вагона.

— И самый главный вопрос: когда можно будет посмотреть вашу работу?

— Проект выйдет в эфир на телеканалах ОТС и ОТР 9 мая в 11.00 и в 17.00.
Поделиться:

Добавьте нас в источники:

Яндекс.Новости

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *