Сибирские учёные изучают физику плазмы, чтобы построить термоядерный реактор

установка, ученые

Фото: sbras.info

Газета «Наука в Сибири» опубликовала сообщение о том, что в Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН построили новую установку — ГОЛ-NB, с помощью которой возможно создание термоядерного реактора.

Старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН кандидат физико-математических наук Владимир Валерьевич Поступаев пояснил, что плазма представляет собой водород, нагретый до очень высоких температур, настолько, что его атомы распадаются, оставляя элементарные «кирпичики» — ядро, протон и электрон. «В то же время, — уточнил учёный, — плазма является совокупностью большого числа заряженных частиц, которые при воздействии температуры начинаются двигаться с огромными скоростями. Подобный объект не может существовать продолжительное время, поэтому для его поддержания используется магнитное поле, позволяющее замедлить частицы, стабилизировать температуру, необходимую для проведения термоядерной реакции».

термоядерный реактор
Фото: sbras.info

Но есть проблема: каким образом удержать горячую плазму в магнитном поле? Этого можно добиться с помощью установки ГОЛ-NB. Она является своего рода гофрированной открытой ловушкой, в которой магнитное поле принимает многопробочную форму, за счёт чего, полагают исследователи, должны уменьшиться потери плазмы. «Идея очень простая, но за годы проведения термоядерных исследований её надежность никто так и не проверил экспериментально. Созданная нами установка — первая и пока единственная в своём роде система, при помощи которой мы надеемся получить необходимые практические результаты», — добавил Владимир Поступаев.