Бартини и его проекты: обзор тома 2. Колонка Габриэля Ороско

самолет

Вышел в свет очередной том книги Константина Удалова и Марека Рыся «Бартини и его проекты», посвященной легендарному авиаконструктору, много лет проработавшему в Новосибирске. ЧС-ИНФО публикует отзыв на неё бразильского эксперта Габриеля Ороско (в переводе историка авиации Константина Удалова).

Сегодня у меня была возможность взглянуть на новейшую книгу наших друзей Константина Удалова и Марека Рыся — второй том сборника «Бартини и его проекты». Важно отметить, что эта книга — одна из самых больших, написанных господином Удаловым, насчитывающая более 260 страниц, что неплохо по тематике проектов Бартини.

Книга охватывает период с 1946 по 1952 год, с проектами Т-107, Т-117, специального самолета М-РД, летающих лодок серии «Каламар», Т-118, сверхзвуковой ракеты СС-49, Т-200, Т-210 и Т-217 и их вариантов. Все эти проекты подробно описаны, с оригинальными документами и цифровыми фотографиями для каждого самолета.

Книга начинается с проекта Т-107, двухэтажного двухмоторного самолета, разработанного как очень удобный авиалайнер, чтобы заполнить пробел для пассажирских самолетов после Второй мировой войны. Хотя разработка началась в 40-х годах, Т-107 имел очень продвинутую для своего времени компоновку, несомненно, служившую базой для будущих подобных самолетов.

Т-107

В следующей главе рассказывается о многоцелевом транспортном самолете — проект Т-117. Как и следовало ожидать от гениального ума Бартини, этот самолет отличался некоторыми новаторскими конструктивными особенностями, такими как очень широкий тройной фюзеляж, который не только увеличивал внутреннее пространство, но и действовал как несущий фюзеляж, обеспечивая большое аэродинамическое преимущество. Эта особенность будет присутствовать в некоторых более поздних проектах Бартини. Т-117 был разработан для выполнения как военных, так и гражданских задач и прошел всесторонние испытания с использованием полноразмерных макетов. В его военные задачи входили транспортировка автомобилей, десантирование парашютистов, авиационная медицинская эвакуация и транспортировка личного состава. В качестве авиалайнера большая кабина предоставит пространство для широкого диапазона конфигураций, что позволит превратить этот самолет в «летающий отель» с уровнем комфорта, сопоставимым с океанскими лайнерами. Т-117 достиг стадии постройки прототипа, но не полетел по причинам, которые будут раскрыты в книге.

Следующий после Т-117 проект — самолет-рекордсмен М-РД. Проект M-RD состоял из четырех различных вариантов, каждый из которых был рассчитан на размещение двух пилотов, за исключением первого варианта, который был с одним пилотом. Чтобы летать на очень больших высотах и ​​повысить топливную экономичность, эти самолеты имели особую аэродинамическую конфигурацию с очень длинным крылом, присутствующим  во всех версиях и разным количеством двигателей. Две кабины пилотов, оборудованные откидными сиденьями, обеспечивали более безопасную среду, так как каждый пилот мог отдыхать во время полета, оставляя одного пилота за штурвалом. Весь ненужный вес был удален, и окончательный вариант имел очень продвинутую компоновку даже по меркам сегодняшнего дня. В данной версии не было шасси, только лыжные подушки, а взлет производился с помощью ракет (система JATO), что позволяло экономить топливо. Один двигатель обеспечивал мощность двух винтов, вращающихся в противоположных направлениях, с использованием сложной системы коробок передач.

А теперь перейдем на некоторое время к новому экзотическому дизайну Бартини — проекту «Кальмар». Этот проект состоял из серии из шести конструкций летающих лодок, основной целью которых было испытание нескольких аэродинамических конфигураций летающих лодок с реактивными двигателями. Все самолеты этого проекта имели два реактивных двигателя и практически одинаковую компоновку крыла. Отличие заключалось в конструкции фюзеляжа и наличии или отсутствии ПГО, а также в разных воздухозаборниках и выхлопах двигателей.

Т-118

Возвращаясь к более обычным самолетам, в следующей главе книги рассматривается еще один интересный проект — Т-118. Этот самолет задумывался как противокорабельный и противолодочный бомбардировщик наземного и дальнего действия, способный нести наступательное и оборонительное вооружение. Т-118 имел высокорасположенное крыло, двухмоторную конфигурацию с длинным фюзеляжем, оснащенным огромным отсеком для вооружения на «брюхе». Наступательное вооружение состоит в основном из торпед и бомб, оборонительное вооружение — две сдвоенные вращающиеся башни и одна закрепленная на хвосте. Кабина была сильно остеклена, что обеспечивало экипажу очень хороший обзор во время патрульных полетов. Для этого самолета также было разработано специальное вооружение, которому посвящена следующая глава книги.

Проект SS-49, разработанный как большая реактивная противокорабельная ракета, должен был стать мощным оружием против морских целей с дальностью стрельбы до 100 километров. Большие размеры не позволяли размещать это оружие внутри фюзеляжа, его предполагалось носить на внешних пилонах крыла, по одному в каждом крыле самолета Т-118.

После описания проекта Т-118 переходим к разделу, посвященному проекту транспортного самолета Т-200 и его вариантам. Этот самолет был очень похож по общей компоновке с Т-117, но имел усовершенствованную конструкцию со значительными доработками. Первый вариант имел два двигателя и предназначался как для военных, так и для гражданских целей, благодаря очень широкому фюзеляжу. Военная версия могла быть оснащена оборонительным вооружением, а также выполнять все тактические задачи по переброске по воздуху. Была разработана специальная гражданская версия, оснащенная инновационным гусеничным шасси. Эта особенность обеспечивает самолету возможность полетов в условиях обледенения, повышая его универсальность. Также был разработан вариант с четырьмя двигателями с увеличенной дальностью полета и полезной нагрузкой, способный выполнять все вышеупомянутые задачи.

Основанный на проекте Т-200, Т-210 — следующий самолет в книге. Т-210 был проектом военного и гражданского авиалайнера, оснащенного некоторыми усовершенствованиями со специальной системой двигателя, предназначенной для обеспечения лучших характеристик во время посадки и взлета. Он мог выполнять все задачи проекта Т-200 с установленным в военном варианте оборонительным вооружением. Эта глава хорошо иллюстрирована историческими фотографиями и документами, некоторые из которых никогда раньше не публиковались.

Следующим и последним самолетом (к сожалению) в книге является проект транспортного самолета Т-217, очень продвинутый проект, который является кульминацией опыта, накопленного во время разработки Бартини своих предыдущих проектов. У Т-217 было четыре различных варианта, некоторые из которых отличались радикальными особенностями конфигурации крыла и возможностью вертикального взлета и посадки. Первый вариант Т-217 представлял собой четырехмоторный высокоплан с новой системой, предназначенной для замены обычных шасси. В этом самолете использовалась такая же широкая грузовая кабина, как и в предыдущих проектах Бартини, с лучшими аэродинамическими характеристиками и огромным грузовым отсеком. Он был оснащен четырьмя двигателями Кузнецова НК-12, которые на сегодняшний день являются самыми мощными турбовинтовыми двигателями. Самолет не имел шасси, вместо этого у него было два спонсона с обеих сторон и вдоль фюзеляжа, каждый из которых был покрыт пневматической системой, что позволяло самолету без изменений работать в сложной местности.

Второй вариант Т-217 был практически идентичен первому, с новой кабиной и возможностью выполнять вертикальный взлет и посадку (VTOL). Самолет имел шесть подъемных двигателей, установленных под фюзеляжем, обеспечивающих вертикальную тягу, а также возможность укороченного взлета и посадки (КВП). Эти конструктивные нововведения дали самолету огромную универсальность, позволив ему работать в ограниченных зонах, куда другие не могли получить доступ.

Последние два варианта Т-217 также могут считаться одними из самых передовых транспортных самолетов со специализированными возможностями вертикального взлета и посадки, обеспечивающими большое тактическое преимущество при выполнении операций по транспортировке по воздуху с учетом самолетов такого размера. Первый из них, Т-217-3, имел тот же фюзеляж, что и предыдущий, но крылья были заменены шестью поворотными двигателями в кольцевых обтекателях. Как у настоящего конвертоплана, во время взлета все его двигатели находились в вертикальном положении, и по мере набора высоты они перемещались в горизонтальное положение, чтобы летать как обычный самолет.

Т-217

Самая последняя разработка, получившая обозначение Т-217-4, была не менее новаторской. Этот аппарат имел такой же фюзеляж и подъемные двигатели, как у Т-217-2, для операций вертикального взлета и посадки. В этой версии крыло было заменено одинарным кольцевым крылом с шестью турбовинтовыми двигателями Кузнецова НК-12, каждый из которых был установлен на отдельных пилонах. Возможно, одна из самых причудливых разработок Бартини, концепция большого транспортного самолета, способного приземляться и взлетать вертикально, всё ещё является видением будущего, но разработанным в 50-х годах!

Т-217-4

Стоит отметить, что эти два последних проекта содержали не более чем несколько предварительных схем, но с помощью института СибНИА в сочетании с навыками моделирования Марека получилась фантастическая работа.

Я действительно рекомендую эту книгу всем авиационным специалистам и энтузиастам не только как исторический справочник по проектам Бартини, но и как инструмент, который будет использоваться в настоящем и ближайшем будущем мировой авиации.

Габриэль Ороско

Читайте также:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 1 ]

  1. Замечательная новость. Вне сомнении будет уникальный материал и отличная графика по проектам Бартини.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *