Транспортная система Новосибирска интеллектом не блещет

Фото Павла Разуваева

Об этом заявили депутаты заксобрания Новосибирской области, проанализировав разработку интеллектуальной транспортной системы Новосибирской агломерации.

Ещё прошлой осенью председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Майис Мамедов обозначил один из главных приоритетов работы на ближайшие годы: внедрение в Новосибирске и агломерации (Бердск, Искитим, Кольцово, Обь и Новосибирский район) интеллектуальной транспортной системы (ИТС), способной управлять автомобильными потоками и существенно снижающей плотность пробок на дорогах. Действительно, строительство новых дорог и развязок в НСО явно уступает уровню автомобилизации населения, и внедрение дорожного интеллекта необходимо.

И в 2020 году московская компания «Ситроникс», имевшая похожий опыт в других городах-миллионниках, стала разрабатывать проект новой интеллектуальной системы. Кстати говоря, заранее в Федеральное дорожное агентство от Новосибирской области была отправлена заявка на федеральное финансирование этой идеи. Она прошла отбор и была поставлена в лист ожидания. На тот момент полная стоимость внедрения ИТС в регионе оценивалась в 2,5-3 миллиарда рублей. Предполагалось, что основное финансирование будет из федеральной казны. Сегодня прогнозы именно в этой части не столь оптимистичны, однако депутатов больше тревожит тот факт, что начало внедрения системы сильно отстаёт от графика. Эта тема стала основной на очередном заседании рабочей группы по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Новосибирской агломерации.

Вице-президент компании АО «Ситроникс» Алексей Морозов, участвующий в заседании в режиме видео-конференц-связи, доложил, что проектная документация прошла успешную оценку в части сметного и инженерного решения. Но победные реляции были восприняты депутатами критически. Многочисленные претензии к проекту предъявили ТУАД НСО, министерство цифрового развития, мэрия Новосибирска, Управление МВД РФ по Новосибирской области, администрация города Искитима. Основные замечания — отсутствие интеграции проекта с существующей инфраструктурой и имеющимся программным обеспечением. Также депутаты отметили, что три из шести заказчиков — Новосибирский район, города Бердск и Искитим — до сих пор не подписали акты приёмки работ.

Как подчеркнула заместитель председателя транспортного комитета Елена Тырина, в апреле 2021 года была определена «точка невозврата» по подготовке проекта — 1 июля 2021 года, однако подрядчики затянули со сроками. Между тем до конца нынешнего года необходимо освоить 80 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета на закупку серверов и программного обеспечения для будущего центра управления ИТС.

— Уже октябрь, а торги только начинаются. Возможно ли за оставшиеся два с половиной месяца провести конкурсные процедуры максимально эффективно? — Спросила Елена Тырина.

К тому же выяснилось, что интеллект на дорогах региона требует намного больше денег. Проект уже подорожал до 5,3 миллиарда рублей. Заместитель председателя комитета Сергей Титков уверен, что эти излишки могут «повесить» на областной бюджет.

— Вопросов пока очень много, — отметил парламентарий. — Сколько денег даст федеральный центр, а сколько придётся вкладывать нам? И готова ли область сегодня на такие затраты? Из проекта до конца так и непонятно, каким будет реальный эффект от внедрения ИТС.

— Сроки разработки проекта интеллектуальной транспортной системы нарушены, к качеству также есть вопросы, — резюмировал Майис Мамедов.

Интеллектуальная система оказалась столь «прожорлива», что депутаты, сообщает официальное издание заксобрания НСО, рекомендовали внести проверку реализации проекта в план работы Контрольно-счётной палаты.

Между прочим, по информации компании производителя GPS-навигации, Новосибирск находится на девятом месте в мире по загруженности дорог: она составляет 45 процентов.

Стоит отметить, что этот анализ осуществлялся на основании данных за 2020 год. В 2021 году, скорее всего, показатель еще хуже, поскольку на дорожной ситуации сильно отразилось строительство четвертого моста через Обь и ремонт крупных улиц.

Для сравнения, тогда как в Новосибирске уровень загруженности дорог оценивается в 45 процентов, в индийским Нью-Дели этот показатель равняется 47 процентов, а в таиландском Бангкоке – 43. При этом самое первое место в списке занимает столица нашей Родины Москва (54%), также в ТОП-10 вошли Мумбаи, Богота, Киев, Манила, Стамбул, Токио и Санкт-Петербург.

Интересно, что Новосибирск регулярно попадает в аналогичные рейтинги, и постоянно в них поднимается. Ранее город находился сначала на 23-м, а затем на 16-м месте.

Что способствует созданию напряжённости на дорогах Новосибирска, а что способно снизить накал автомобильного движения? На эти вопросы ЧС-ИНФО ответили в городском департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса.

— Негативное воздействие на дорожно-транспортную обстановку в Новосибирске оказывает факт отсутствия обходов (объездов) города на федеральных и региональных дорогах. Это способствует тому, что большой поток транзитного транспорта вынужден двигаться по улично-дорожной сети города, тем самым перегружая её. В текущее время вопрос строительства обходов (объездов) города Новосибирска остается открытым, — признают специалисты мэрии.

Своих средств на масштабное строительство объездов у Новосибирска нет и не предвидится. А машин и водителей в мегаполисе становится всё больше. В 2019 году ГИБДД Новосибирска выдало 18 тысяч 395 водительских удостоверений, в 2020-м – 17 тысяч 260. Зарегистрированного в городе транспорта в 2019 году стало больше на 29 тысяч 479 единиц, в 2020-м — на 22 тысячи 713. И к 1 января 2021 года на учёте в Новосибирске уже стоит 1 миллион 186 тысяч 838 единицы автомобильного транспорта. Это вполне сравнимо с численностью официально проживающего населения в городе, вместе с младенцами, стариками, инвалидами и другими горожанами, которые на самом деле автомобилями не пользуются.

Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *