Конструктивизм как застывшая музыка русского космизма. Московский эксперт оценил новосибирский Дом с часами

Дом с часами

Фотографии Александры Фоменко

Хотя Новосибирск — город очень молодой, в нём есть своё уникальное культурное наследие, в том числе и в сфере архитектуры, особенно — 20-30 годов ХХ века. Один из наиболее известных памятников того времени — Дом с часами — недавно посетил московский эксперт Николай Васильев. Пообщавшись с ним, корреспондент ЧС-ИНФО узнала, зачем и почему именно сегодня особенно важно обратить внимание на архитектуру конструктивизма.

Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников Docomomo(национальная секция Международной рабочей группы по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства Современного движения) Николай Васильев приехал в Новосибирск не впервые. В этот раз он вёл специальную экскурсию для туристов из Москвы, интересующихся советским авангардом. Корреспондент ЧС-ИНФО присоединилась к экскурсии, чтобы узнать, что могут современные люди почерпнуть для себя, изучая архитектуру конструктивизма и погружаясь в быт людей того времени.

Отметим, что в 2010-х годах Docomomo признало Дом с часами одним из 800 лучших авангардных творений архитектуры в мире. А согласно экспертному мнению Николая Васильева, здание входит в 20 (а то и в 10!) лучших примеров жилой застройки России. И совершенно точно — в пятерку лучших архитектурных объектов Новосибирска. Причем, аналогичные по своей задумке дома есть только в Москве, Саратове и Екатеринбурге: буквально десяток зданий по всей России.

Что касается значимости Дома с часами как объекта культурного наследия, то очень важно, что он сохраняет свою подлинность и целостность единства замысла. «Тут все еще живут люди. В этом его уникальность», — отмечает Николай Васильев. А историк архитектуры и житель Дома с часами Олег Викторович добавляет, что новосибирский конструктивизм в целом отличается тем, что он весь используется так, как и задумывался изначально. Дома всё ещё выполняют свои функции. И хотя, бесспорно, какие-то элементы со временем утрачиваются, это всё же не бесхозные руины, как бывает в других городах.

Гвоздь новой жизни

Как отмечает Николай Васильев, особенность и отличие архитектуры от других видов искусства в том, что она окружает нас каждый день. «Человек сталкивается с искусством, просто выходя на улицу, — говорит он. — Тебе не надо покупать билет и куда-то специально ехать, выделяя на это время, чтобы приобщиться к архитектуре. Она просто окружает нас постоянно». В чём же особенность, идея и значимость ранней русской модернистской архитектуры, которую мы сейчас называем конструктивизмом?

К сожалению, архитектура русского авангарда сохранилась в стране не очень полно. А таких городов, где здания не просто остались бы, но ещё и были бы, что называется, на виду, и того меньше. По сути дела, это только Екатеринбург и Новосибирск.

Как отмечает Николай Васильев, действительно значимые и оригинальные памятники эпохи конструктивизма можно пересчитать чуть ли не по пальцам. По одному-два объекта есть в Самаре, Нижнем Новгороде, Кисловодске, Ростове. Некоторое количество — в Москве и Санкт-Петербурге. А вот в Новосибирске — десятки зданий.

При этом именно в столице Сибири дома этой эпохи формируют городскую среду. И это можно разглядеть даже сейчас, несмотря на окружающую современную застройку.

Эксперт предлагает представить, как Дом с часами смотрелся на своём месте в те годы, когда он только появился. Ведь тогда это здание задавало новый масштаб стройки. Вокруг был одноэтажный и двухэтажный город: деревянные заборы и пышная кирпичная купеческая застройка. Но на тот момент это была уже другая страна и другие люди. И им была нужна другая архитектура. Поэтому такие дома были словно первые гвозди новой жизни.

Проще, чище, чётче

«Вокруг была застройка народная: сделанная руками и топором — резные наличники, пышные цвета… Или кирпичный буржуазный купеческий стиль, — рассказывает Николай Васильев. — Но закончилась гражданская война, начался НЭП… Стройка в Сибири шла в это время даже активнее, чем в Москве. И появилась потребность в новой архитектуре для новой жизни».

«Эстетика конструктивизма — это эстетика гладкой стены, прямых углов, подчинённости формы функции, — поясняет эксперт. — Она есть и в рациональном модерне. Но в то время она должна была утвердиться. На контрасте с той пышностью, которая казалась излишней».

На тот момент это был совершенно новый подход к архитектуре, где эстетическая составляющая подавалась с очень большим набором самоограничений. «Это как духовная практика, которая предполагает сознательный отказ от чего-либо для достижения внутреннего роста, — поясняет эксперт.— Когда ты можешь себе позволить всё: использовать любые материалы, любые формы, цвета… ты, скорее всего, создашь здание перегруженное, аляповатое. Но если ты себя ограничиваешь: только прямой угол, только имеющиеся строительные материалы… ты начнешь выдавать больший результат! Это — основа идей всего модернистского искусства во всем мире, и именно русская архитектура сыграла тут ведущую роль».

Кстати, ученый отмечает, что с тех пор мировая архитектура примерно раз в 30 лет возвращается к тому, что нашли русские конструктивисты в тот период.

При этом эксперт поясняет, что такая архитектура, безусловно, не развлекает человека. Это не то, что легко с первого взгляда кажется интересным и понятным. Надо сделать некое усилие, чтобы расшифровать заложенный автором смысл, как при прослушивании классической музыки. Именно поэтому, по мнению Николая Васильева, многие жители Новосибирска и не воспринимают этот дом как эстетическую ценность. Его надо научиться понимать.

Свет и тень в галереях дома играют с жителями в разное время суток
Свет и тень в галереях дома играют с жителями в разное время суток

А ведь у такой минималистической эстетики есть много скрытых «фишек». «Гладкая стена, свободная поверхность — это фон для отражения ландшафта, природных явлений, неба, — приводит пример Николай Васильев. — Мы заметим, что у нас есть небо, только если будут промежутки между домами, где это небо можно увидеть, или окна, которые это небо отражают. Иначе в городе вообще можно забыть, что оно существует…»

Кстати, если смотреть на Дом с часами с противоположной стороны Красного проспекта, можно увидеть корабельный силуэт с высокой башней-«трубой». И таких сюрпризов он скрывает немало.

Дом-корабль
Дом-корабль

Дом, который воспитывает человека

Но интересно не только, как выглядит дом с часами, но и то, как он устроен внутри. Ведь в то время, когда он создавался, внутреннее устройство жизненного процесса было важнее внешнего облика. Николай Васильев рассказал о социальной концепции Дома с часами. По его словам, такие здания называли жильём «переходного типа».

Чтобы понять, что имеется в виду, надо представить, какие типы жизнеустройства в обществе вообще могут существовать и какой может быть жизненная философия в разные эпохи.

Самое привычное для нас сегодня — это «буржуазное» «атомарное» общество: двое взрослых людей живут в городе с одним или двумя маленькими детьми или вообще без них (выросшие дети живут отдельно от родителей). Такая семья может селиться в отдельной квартире или в своём доме, но в любом случае — изолированно от всех остальных членов общества.

Этому принципу противостоит классическая деревенская «община», когда несколько поколений живут вместе буквально под одной крышей, на общей территории. Все они состоят в каком-то родстве между собой, все друг друга знают и все всегда «на виду». Такое общество подразумевает постоянный контроль (старшие следят за младшими и, в свою очередь, должны служить для них примером).

А 100 лет назад — во время революции и сразу после неё — считалось, что ячейка общества будущего — это группа людей: больше чем маленькая семья, но объединенная по другому принципу, нежели сельская община. «Человек в большом городе, который приезжает сюда учиться и работать, — это новый человек, его никто не знает, и он может быть кем угодно! — поясняет Николай Васильев. — Ему предлагается альтернатива: не жить маленькой семьёй в маленькой квартирке, строя мещанский быт, а поселиться в коллективе близких по духу, профессии и возрасту людей. То есть, ячейкой общества становился так называемый трудобытовой коллектив. И это не обязательно предполагало обобществление быта, как в классической коммуне. Для этого и были нужны дома переходного типа: для перехода от мелкобуржуазного общества к коллективному. То есть, требовались дома с частичным обобществлением быта».

Как пояснил эксперт, подразумевалось, что внутри дома будет всё необходимое для жизни: детский сад, столовая, прачечная… Чтобы все свои бытовые потребности человек мог удовлетворять там. Только позже решили, что надо строить целый микрорайон и уже его обеспечивать детскими садами и другими необходимыми учреждениями. Сначала же планировалось делать сообщества не такими многочисленными.

При этом, как поясняет Николай Васильев, Дом с часами построен с очень гуманным масштабом — это не 20-этажный дом-колодец. Тут не так много квартир, и проживающие в нём люди действительно должны стать очень плотным сообществом единомышленников.

При этом в такой архитектуре, по словам эксперта, приоритет отдается целостности. «Это важная категория, — поясняет Николай Васильев. — Сочетание единства формы, замысла и функции».

«Вспоминаем известное выражение: эстетика — мать этики, — добавляет Олег Викторович. — Здесь это прямо заложено. Недаром говорят, что это — первая в мире гуманная архитектура. В ней отражена связь духовного и функционального».

При этом эксперты добавляют, что в прежние времена что-то подходящее и удобное априори считалось красивым: эстетика выдвигалась на первый план. Однако после революции важнее стало правильное и справедливое. Соответственно, эстетика должна была подстроиться под новые стандарты и начать «служить» человеку, стать гуманнее.

«Тогда стали делать жилье, которое не имеет репрезентативной функции. Оно больше не несло мысль:«Я большой, важный, богатый, поэтому могу себе позволить дом с садом и колоннами». Теперь мысль была совсем другая: «Я живу в этом доме, потому что он правильно устроен, он меня воспитывает, в том числе, и своей простотой». Это была совершенно новая ценность, которая оказалась очень важна для того времени», — объясняет суть конструктивизма Николай Васильев.


Конструктивизм — это первая в мире гуманная архитектура.


Еще одна идея, заложенная в таких «домах-кварталах»,— это постепенная подготовка человека к выходу в большой город, который состоит из незнакомых людей, возможно, даже враждебных.

Панорамное окно на лестнице постепенно готовит человека к выходу в большой город
Панорамное окно на лестнице постепенно готовит человека к выходу в большой город

«Важная идея, которая была заложена в советской парадигме градостроительства, — это иерархия общественных и приватных пространств, — объясняет Николай Васильев. —«Мой дом — моя крепость» — это может быть комната в коммуналке или маленькая квартира. И из неё ты входишь не сразу в большой мир, а проходишь ещё несколько пространств. Следующий этап — это общее пространство со знакомой группой: коммунальная кухня, коридор, двор, в котором идёт своя жизнь… И, пройдя все эти уровни, ты готовишься ко внешнему миру. Это не то же самое, что выходить со своего крылечка сразу в огромный шумный город». Кстати, стоит отметить, что в современной жилой застройке эти идеи возвращаются.

Они работали в будущее

Создавая дома для новой жизни, прогрессивно-мыслящие архитекторы брали на себя дополнительные обязательства. «Просто строить дом архитектора учат в институте, и это  может сделать любой, кто там отучился, — поясняет Николай Васильев. — А вот придумать себе лишнюю работу: определить, как люди будут жить в этом доме, как из них будет формироваться коллектив общества будущего — мало кто брал на себя такую ответственность».

«Все они были русскими космистами, — рассказывает историк архитектуры Олег Викторович. — Они осознавали свою сопричастность. Этим и прекрасен их альтруизм, потому что целеполагание было великое и гуманное».

По мнению Николая Васильева, именно за счет этого русская цивилизация, в широком смысле слова, смогла выставить профессию архитектора на новый, более высокий уровень. Однако сейчас, как и в дореволюционной России, архитекторы – это своеобразный обслуживающий персонал, который просто выполняет конкретные требования.

Что же стоит перенять современным российским архитекторам у творцов эпохи конструктивизма? Отвечая на этот вопрос, Николай Васильев выделяет авторскую художественную дисциплину. «Этот принцип: я себя сам ограничиваю, и поэтому рождаю более глубокие вещи, — поясняет он свою мысль. — И социальную ответственность в широком смысле. Надо понимать, что архитектор должен брать на себя больше, чем от него просит заказчик. Он должен выслушать заказчика и дать не просто то, чего тот хочет, а то, что ему действительно нужно, ведь чаще всего он сам этого не понимает и не может сформулировать».

Важно, что над Домом с часами работал известный томский архитектор Николай Никитин, который более известен своими постройками 40-х годов: московскими высотными зданиями, памятником Родины-матери в Волгограде и другими. А Дом с часами — это был старт его карьеры, что делает здание интересным ещё и с этой точки зрения. Также над Домом работал архитектор Борис Гордеев, о котором ЧС-ИНФО уже подробно писал ранее.


Сегодняшним архитекторам стоит перенять художественную дисциплину, способность к самоограничению и социальную ответственность творцов эпохи конструктивизма


Кстати, 28 октября на пресс-конференции начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области Елена Медведева рассказала, что уже в 2022 году планируется получить финансирование на комплексное проектирование работ по реставрации Дома с часами. К сожалению, в 2021 году деньги удалось получить не в полном объеме из-за пандемии коронавируса. Но, поскольку инициативу поддержал губернатор региона Андрей Травников, который недавно был на экскурсии в Доме с часами, есть уверенность, что уже в ближайшее время проектные работы будут запущены.

Дом с часами нуждается в срочной реставрации
Дом с часами нуждается в срочной реставрации

«Это одна из изюминок Красного проспекта, — прокомментировала Елена Медведева. — И хотелось бы облегчить ситуацию для собственников здания, которое является многоквартирным домом, чтобы они, воспользовавшись выполненным за счёт бюджета проектом, могли совершать ремонтные работы на средства, собранные через Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Кстати, она рассказала, что такая сложная ситуация с многоквартирными домами–памятниками складывается по всей России.  Средств, которые жильцы сдают на капитальный ремонт, недостаточно для проектирования и реставрации. Соответственно, жильцам приходится отказываться от каких-то работ, что неправильно. Совет федерации проводил неоднократные встречи по этому поводу, по итогу которых был подготовлен законопроект, проходящий сейчас рассмотрение в Госдуме РФ. Он содержит изменения законодательства, которые должны облегчить проведение ремонта таких зданий для собственников квартир и при этом повлиять на финансирование их реставрации за счёт бюджета.

Благодаря всем этим изменениям есть надежда, что и Дом с часами удастся привести в надлежащее состояние уже в ближайшее время. А следующий этап — создание на его базе полноценного Музея сибирского авангарда (об этой инициативе ЧС-ИНФО уже писал ранее, и не раз). Ведь в той эпохе можно почерпнуть немало полезного и для устройства нашей сегодняшней жизни, а значит, её ни в коем случае нельзя забывать.

Читайте также:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 1 ]

  1. Давно не читала ничего более познавательного, полезного, значимого, интересного. Спасибо!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *