Мосты соединяют не только берега, но и время

Фото Павла Разуваева

Недавно проездом был на Алтае. Мне рассказали, что на реке Катунь есть уникальный висячий мост, к сожалению, увидеть его не удалось. Расскажите, в чём его уникальность?

Константин Ребров, Салехард.

На самом деле, Алтай интересен не только своей замечательной природой, но и многочисленными природными и созданными человеком памятниками.

Одним из них является висячий Ининский, или его ещё называют, Цаплинский мост. Он находится неподалёку от села Иня и был построен в середине тридцатых годов прошлого столетия. Интересна его биография.

Старожилы этих мест рассказывали, что, в 1922 году Чуйский тракт, кстати, построенный по проекту известного писателя, инженера по образованию Вячеслава Шишкова, был объявлен трактом государственного значения. Это было связано с необходимостью наращивания регулярной доставки грузов в соседнюю Монголию. Но надёжной переправы тогда не существовало. Паромная же перестала справляться со своими задачами.

Проект висячего моста сделал недавний выпускник Ленинградского института инженеров путей сообщения Сергей Афанасьевич Цаплин, который ещё в студенческие годы увлекался разработкой теории висячих мостов. Будучи на практике во время строительства Чуйского тракта, он, пятикурсник, будущий архитектор, увлекавшийся проектированием висячих мостов, показал несколько вариантов своих работ главному инженеру Анатолию Мирюкову, который высоко оценил его новаторские разработки, назначив Цаплина главным инженером и прорабом строительства моста через Катунь.

В период подготовки к возведению моста на реке Иня построили гидростанцию, завезли строительные материалы.

Работы по сооружению нового висячего моста через реку Катунь начались лютой зимой 1935 года. На стройку перебросили свыше трёх тысяч заключённых Сибирского лагеря НКВД. В качестве стимула для ударного труда им было обещано досрочное освобождение из заключения. Механизации на площадки практически не было, поэтому все работы выполнялись вручную. Кстати, часть заключённых после окончания строительства действительно получила амнистию. Но произошло непредвиденное: одна машина с амнистированными упала с обрыва. Погибло 27 человек.

Мост был построен практически за одну зиму. Его общая длина составляет 142 метра, длина пролёта над Катунью – 100 метров.

В апреле 1936 года начались его испытания. Перед восторженными глазами собравшихся по новенькому мосту проехали шесть гружёных под завязку автомобилей «ЗИС». За этим воистину эпохальным событием с замиранием сердца следил молодой инженер Сергей Цаплин. Но тревоги были напрасными, мост выдержал испытание. Регулярные рейсы по нему начались первого мая 1936 года.

Для того далёкого времени конструкция моста на самом деле была новаторской: его 21-метровые пилоны представляли из себя качающиеся железобетонные рамы. Цепи, которые держат сам мост, были перекинуты через вершины этих пилонов и закреплены в анкерных плитах. Всё это делало его воздушным и изящным. «Лёгкое очертание всего моста необычайно гармонирует с волнистыми линиями гор, на фоне которых он расположен», — позже написал о своём детище Сергей Цаплин.

Почти три с половиной десятка лет мост исправно выполнял свои задачи. Его охраняли, рядом стояли сторожевые будки с телефоном.

Специалисты утверждают, что Ининский висячий мост уникален тем, что является первым двухцепным мостом в мире. Подобные мосты были построены в США годы спустя.

После завершения строительства нового железобетонного моста через реку Катунь, подвесной мост был выведен из дальнейшей эксплуатации.

К сожалению, несмотря на то, что первый висячий мост на Алтае имеет статус памятника архитектуры, он сегодня находится в плачевном состоянии. И ходить по нему опасно.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *