Энергия тепла

Монтаж неподвижной опоры тепловой сети

С 1973 года МУП «Энергия» Новосибирска занимается поддержанием бесперебойной работы теплоснабжения города. О последних реформах в этой сложнейшей отрасли городской экономики рассказывает директор предприятия Сергей Александрович Квашнёв.

 

Сергей Квашнёв

— Последние 10 лет перед предприятием была поставлена задача по управлению муниципальным имуществом: передача в аренду имущества, относящегося к теплосетевому, теплоэнергетическому комплексу города Новосибирска, — отмечает Сергей Квашнёв. — Основной наш арендатор — Сибирская генерирующая компания. Они в текущий момент эксплуатируют данное имущество на правах аренды. Сейчас рассматривается вопрос передачи имущественного комплекса в концессию СГК.

Предыдущие концессионные соглашения с СГК, касающиеся котельных и тепловых сетей районов Пашино и ОбьГЭС, были расторгнуты. Эти объекты возвращены нашему предприятию. И в данный момент мы принимаем на себя функции эксплуатирующей организации данных районов города. И если до этого основной задачей для нас было проведение ремонтных программ за счёт средств, полученных от аренды, то есть, в основном, исполнение функций генерального заказчика, то сейчас, с 15 мая 2022 года, МУП «Энергия» является полноценным эксплуатационным предприятием.

— Производственных мощностей для такой масштабной работы хватит?

— Безусловно, пришлось существенно расширить штат специалистов. В основном, это те же люди, которые работали, находясь в структуре СГК. Сейчас они переводом перешли к нам. И если до принятия эксплуатационных зон под наше непосредственное управление на нашем предприятии работало около 70 человек, то сейчас — уже около двухсот.

— Какой техникой, каким оборудованием приходится прирастать в связи с таким значительным расширением производственных задач?

— На начальном этапе, пока идёт становление, мы используем технику по договорам аренды. В основном, это сторонние организации, располагающие специализированными машинами: краны, самогрузы, экскаваторы и так далее. В дальнейшем планируем нарастить собственный парк техники.

— Расскажите о болевых точках Новосибирска в сфере теплоснабжения. Что, на ваш взгляд, необходимо реконструировать, переоборудовать в первую очередь?

— Болевые точки теплоэнергетического комплекса города — теплосетевое хозяйство, изношенность сетей.

— Насколько изношены теплосети города?

— Средний возраст действующих на текущий момент тепловых сетей — порядка шестидесяти лет. Износ их составляет около 70 процентов. Именно поэтому этот вопрос — наиболее острый. Конечно, существует и множество других проблем, которые нужно решать как можно скорее. В том числе, например, перевод оставшихся до сих пор угольных котельных либо на централизованное теплоснабжение от ТЭЦ, либо, в случае технической невозможности этого, менять их на газовые модульные котельные. Это, безусловно, положительно скажется и на экологии города.

Насосное оборудование на ЦТП

Программа по замене теплосетевого хозяйства, конечно же, разработана и в нашем предприятии, и в СГК. Но, к сожалению, тариф, установленный в Новосибирске, сейчас не позволяет привлечь нужный объём инвестиций для замены всех сетей, которые находятся в красном спектре так называемого светофора — списка сетей, отмеченных красным, жёлтым и зелёным цветами. Красные — требуют немедленного ремонта и замены.

— Так каким же образом, на ваш взгляд, можно привлечь инвестиции в такую сложную отрасль городской экономики?

— Действительно, инвесторы хорошо понимают, что скорой прибыли от этого ожидать не стоит. Но ведь всем ясно: сделать это для Новосибирска жизненно необходимо. Тепло для нашего сибирского региона — один из основных ресурсов жизнеобеспечения. У СГК есть желание обеспечить город инвестициями через установление единой ценовой зоны, расчёта тарифа по методу альт-котельной, заключение большого концессионного соглашения, которое, кстати говоря, сейчас — в стадии проработки.

Всё это позволит в течение десяти лет привлечь достаточно крупные суммы — порядка 20 миллиардов рублей. И тогда можно будет перейти от аварийно-восстановительных ремонтов сетей к планово-предупредительным. Сейчас мы чиним то, что сломалось. А надо — ремонтировать, чтобы не сломалось. Отремонтировать и заменить теплосети в течение короткого времени не получится. Потому что если, скажем, за один год освоить такие масштабные инвестиции, то нам придётся перерыть весь город и жителей Новосибирска необходимо будет переселить в другие населённые пункты. Ведь исторически сформировавшаяся проблема — все основные магистральные трассы Новосибирска, порывы на которых приводят к наиболее тяжёлым последствиям по отключению от тепла и горячей воды, проходят под важнейшими дорожными магистралями. И поэтому ремонт на любой крупной теплотрассе приводит к тому, что город лишается транспортной доступности, встаёт в многокилометровых пробках. Приходится расширять зону ремонтных работ для использования тяжёлой техники, и поэтому перекрыть лишь одну полосу дороги невозможно. Приходится перекрывать полностью всю проезжую часть. Яркий пример — многострадальная улица Писарева. На ней проводились работы в течение всего прошлого года, а завершили их только к 9 мая этого года.

Для нас, кстати говоря, любое окончание отопительного сезона — это не просто праздник, что мы перезимовали. Это начало подготовки к следующему отопительному сезону. И в районах города, где мы работаем, в тех же Пашино и ОбьГЭС, сейчас будут проведены гидравлические испытания сетей повышенным давлением. При выявлении дефектов мы будем их оперативно устранять. Для этого, кстати, существуют определённые нормативы для ремонтных работ, и мы их выдерживаем.

Котлы в котельной по ул. Солидарности, Пашино

— Это интересно: за какое время ваши специалисты обязаны устранить нарушение подачи теплоэнергии и горячей воды?

— Раньше был норматив по отключению горячей воды: в течение года — не более 14 дней. Но сейчас этот норматив отменён. Подача горячей воды проходит, по закону, как предоставляемая услуга. И поэтому жёсткого норматива на устранение дефектов, влияющих на подачу горячей воды, не установлено. Но мы, конечно, стараемся устранять дефекты, касающиеся горячего водоснабжения, как можно скорее.

Максимум — в течение двух-трёх дней. Могу сказать, что в зоне ОбьГЭС и Пашино на первом этапе гидравлических испытаний выявлено сейчас не более десяти дефектов. Все они оперативно устранены. Люди оставались не более, чем на 14 часов, без горячей воды.

Между прочим, вопрос качественного горячего водоснабжения, в связи с повсеместной установкой приборов учёта, встает всё более остро. Можно понять жителей, которые вынуждены в утренние часы на протяжении нескольких минут сливать воду из крана горячей воды, чтобы получить услугу надлежащего качества, и требуют от властей города принять меры. Для этого на протяжении уже четырёх лет МУП «Энергия» города Новосибирска успешно реализует программу технического перевооружения сетей циркуляции горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов (ЦТП). С 2015 по 2022 год специалистами МУП «Энергия» проложены сети циркуляции горячего водоснабжения от 136-ти ЦТП к 1128 потребителям.

Что же касается отопления — во время отопительного сезона — не больше 24 часов. Иначе — чрезвычайная ситуация. Отмечу, что самые большие проблемы вызывают аварии именно на магистральных тепловых сетях. Если авария на межквартальной сети — под отключение попадает один дом. Если на магистральной теплосети, то без тепла могут остаться и кварталы, и целые районы.

— Как будет налажена работа диспетчерской службы, куда люди могут обращаться по поводу аварийных ситуаций?

Монтаж тепловой сети

— Можно сказать, что работа диспетчерской службы создаётся на нашем предприятии заново. Мы принимаем персонал из СГК, перенимаем их наработки по диспетчерской службе и видоизменяем их под свои потребности. Сейчас в этом отношении мы проходим переходный этап.

— Как в итоге будет действовать диспетчерская с точки зрения предприятия и пользователей? Что изменится?

— Изменится многое. С точки зрения предприятия — вплоть до изменения оплаты труда. С точки зрения технической организации службы — всё останется почти по-прежнему: такой же сменный график работы. А если говорить о производственной структуре диспетчерской службы, то у СГК аварийные бригады работали более централизованно и более специализированно. У них есть отдельно электро-служба, служба КИП, служба приборов учёта и так далее. У нас персонал более универсальный. Электрик, к примеру, он же и КИПовец.

— Что изменится для жителей города в связи с тем, что МУП «Энергия» начало заниматься эксплуатацией сетей?

— Новосибирцы, по большому счёту, не ощутят никаких изменений. Скажу, что самый главный показатель работы предприятия, эксплуатирующего сети тепло- и горячего водоснабжения, — что его, так сказать, не слышно и не видно. В идеале, если люди не заметят никаких изменений, для нас это будет наилучшим подтверждением нашей успешной работы.

Замечу, что у нашего предприятия сложился определённый имидж: там, где работают наши специалисты, вопросов у жителей практически не возникает. Это касается и благоустройства, и сроков проведения самых различных работ. Мы постараемся этот имидж поддерживать.

— Сергей Александрович, стоит ли перед вами задача добиться прибыли при эксплуатации энергохозяйства города?

— Безусловно, расходы на эксплуатацию теплоэнергетического комплекса не полностью покрываются тарифом. Поэтому нужно будет либо определять дополнительные источники финансирования, либо искать другое тарифное решение. Но самое главное, на мой взгляд, что так или иначе это будет делаться не за счёт повышения платы со стороны жителей города. Резкого повышения тарифов не предполагается. Сейчас ввиду того, что город вошёл в единую ценовую зону, рост тарифов обусловлен так называемым графиком доведения. То есть ежегодные изменения тарифа будут на уровне индекса потребительских цен — плюс 2,9 процента. И так — на ближайшие десять лет. За это время тариф должен стать экономически оправданным. Может возникнуть вопрос, за счёт каких же тогда средств нам удаётся справляться со своими производственными задачами? Происходит это исключительно за счёт средств, получаемых от арендаторов муниципального имущества. И никаких денег за свою работу мы из бюджета Новосибирска не получаем.

 

Мы в Телеграме

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *