Продуть голову свежим ветром. Гендиректор МАРП Юрий Бернадский о путешествиях по России
Современному человеку совсем не просто бывает отключиться от обыденных дел и перестроить восприятие. Но в современном жестком бизнесе и многих других сферах это действительно необходимо. О том, как путешествия по родным просторам помогают «продуть голову свежим ветром», рассказывает Генеральный директор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Юрий Бернадский.
Так рождаются светлые образы
Жизнь в городе, вся эта «обыденка» выматывает человека и замыливает взгляд. В итоге в любом деле перестаешь видеть перспективу. А порой теряется и интерес к тому, что делаешь. Самое страшное в нашем мире — это так называемые временщики: когда человек скатывается в колею и думает только про завтрашний день. Чтобы взглянуть чуть дальше на перспективу, надо освободиться от груза сиюминутных проблем. Поэтому очень важно иметь возможность хотя бы иногда отключиться от всего: и образно и буквально (то есть, грубо говоря, выключить телефон).
Это помогают сделать поездки на природу: к истокам, к чистым рекам Алтая, на север Таймыра, на Камчатку или Сахалин, на озеро Байкал… Это наши места силы. Да, все слышали про Тибет, что это «энергетический фокус мира». Но далеко не все знают, что Байкал, или гора Белуха на Алтае, что сама Сибирь тоже являются такими точками духовного роста.
Лично для меня поездки в такие места приносят не только новые темы для размышлений или идеи для работы. Именно там рождаются яркие эмоции, которые превращаются в строки, в стихи и песни. Ведь когда видишь эту красоту, встречаешь неповторимые рассветы и закаты, тогда понимаешь, что живешь не зря. Появляется возможность подумать обо всем на свете с оптимизмом.
Помню, на Таймыре, сидишь несколько часов в сугробе по грудь, никого рядом, только звенящая тишина и куропатки бегают. У них весна, счастье… у них жизнь продолжается. И у тебя — продолжается жизнь, раскрывается душа.
Я уже не говорю о тех эмоциях, которые испытываешь, ощущая большую рыбу на крючке. Когда борешься с ней, ловишь, а потом отпускаешь… Надо быть рыбаком, чтобы понять это. Или почувствовать, каково это — пройти сплавом по реке двести-триста километров. Когда вокруг на сотни километров никого нет. Или водопад… Это просто надо видеть, как вода, пробитая радугой, падает со скал, как зимородок ныряет в воду. Это чудо, иначе не скажешь.
Водопад
С гранитных темных скал,
с отвесной грозной кручи,
Оттуда, где в снегах
лежит ее исток,
Низвергнут с высоты
поток реки могучей,
В людей вселяя страх
и трепетный восторг.
Стекаются сюда
живой воды напиться,
Которая звенит,
ликует и поет,
Медведи и орлы,
животные и птицы.
И никого никто
не рвет и не клюет.
Шаманы и волхвы
с молитвами «Во здравие»
Идут во все века
туда, где вод разлив.
Вокруг цветет земля
богатым разнотравьем.
И кедры в небеса
вершинами вросли.
Волшебный уголок
украсила Природа.
В бушующий поток
подобием звезды,
Сверкая бирюзой,
ныряет зимородок,
Как будто он не птах,
а Дух Живой Воды.
К сожалению, город подавляет, сжимает эмоции человека, высасывает и истощает его. Поэтому энергию надо где-то черпать. Есть целая наука, посвященная тому, как природа помогает человеку восстановить душевные силы и здоровье. Порой достаточно даже просто подойти, обнять березу и постоять одному в тишине. Дерево забирает тревоги и дает новые силы. Так что необязательно ехать далеко-далеко. Нам повезло, ведь мы живем буквально в шаге от Алтая, от тайги, от Васюганья и других удивительных мест, куда можно доехать на машине буквально за несколько часов. Россия — огромная страна. Многие стремятся ехать куда-то за рубеж. Но ведь у нас столько невероятно красивых, незабываемых заповедников природы!
Там нервы звенят
В этом году мы небольшой группой ездили на Камчатку. Я там был уже больше пяти раз, но хочется еще и еще туда возвращаться. Она всегда разная, но всегда завораживает.
Первый раз на реке Большая я был в тот год, когда Россия стала бронзовым призером Чемпионата Европы по футболу. Вместе с местными энтузиастами заехали на остров, поставили палатку, а ночью как раз был матч. Мы соорудили какой-то помост, чтобы телефон ловил сигнал, человек стоял с поднятой рукой, включил динамик на полную громкость, и мы слушали, как наши играют. Счастье было немереным! А утром проснулись: половину острова затопило, матрасы плавают… Где еще испытаешь подобное?
Еще этим летом ездили в Тыву на малый Енисей — к староверам. Очень интересные люди. Живут не просто самобытно, а отгородившись от всего мира, чтобы сохранить себя. Чтобы попасть в их поселок, надо проехать четыре часа на машине, пересечь Енисей на лодке, а дальше можно только на лошади — дороги там нет. Но места потрясающие!
Были мы и в Хакасии, прошли реку Абакан от Абазы вверх по течению почти до Агафьи Лыковой. Эти чудесные сопки, тайга, кедрач, марал, который у тебя буквально за спиной ревет… Непередаваемые ощущения.
Были не так давно и на побережье Ледовитого океана в Хатанге. Прошли реку Котуй и ее притоки за пять дней, с верховья спускались на плотах. Это просто первобытные места! Помню, как мы, уже выходя из притока в большую реку, остановились: рядом озеро, где мы хотели побывать. Дмитрий Верховод поднял квадрокоптер, мы смотрим, а там повсюду тропы набиты, и на песке — медвежьи следы. Я говорю: «Кто со мной пойдет на рыбалку?» И что-то смотрю, азарта нет в глазах товарищей. Говорят: «Вот тебе ружье, иди — рыбачь». Никто не решился, и я в том числе. Но нервы звенели: хочется пойти, попробовать обнять это озеро, почувствовать его, но и не очень хочется без спроса встречаться с хозяином тайги в его доме.
Хотя на Камчатке мы часто видели медведей. Например, когда на катере проходили, на берегу сидел один великан, отдыхал, и лениво так на нас смотрел. А как-то плыли в тумане и видим: медвежонок прямо перед лодкой купается. Товарищи предлагают: давайте выловим его и сфотографируемся. Но хватило здравого ума этого не делать. Еще пять метров проплыли, и из тумана высовывается огромная — с телевизор — голова медведицы. Там медведи — под тонну. Он один раз лапой ударит, и мы все в ледяной воде. Такие встречи переворачивают восприятие мира.
А один раз нам пришлось пересечь всю Камчатку на уазиках, потому что из-за погоды вертолет не смог забрать нас в условленном месте. Мы ехали часов восемь по лесным дорогам и кого только не видели: одних медведей около девяти, в том числе медведицу с медвежатами. А один медведь сидел у дороги и ждал «подарков». Василий Веретено кричит: «Есть у кого-то поесть что-то?» Я достаю пакет с чипсами, бросаю медведю на дорогу. Он подходит, берет в лапы, но он же манерам не обучен: сжимает лапы, пакет взрывается, чипсы разлетаются… полное недоумение в глазах у медведя! А до него 20 метров. И он идет к нам! Веретено снимает его на камеру. Ему так весело… Веретено я имею ввиду… Медведю — нет. Я кричу: «Поехали!». Он же просто подойдет и как консервную банку вскроет этот микроавтобус… И куда мы дальше побежим… или полетим?
Много из этих поездок остается незабываемых ярких впечатлений. Часто они связаны и с рыбацкой удачей. Помню, как-то в июне ходили мы на разных лодках двумя группами. Четверо из наших уже рыбачили на проливе, а мы с Юнусом Ислямовым только пришли и высадились на берег. Спрашиваем: «Клюет?» Они: «Два часа впустую кидаем». Я подхожу, спрашиваю Игоря Диденко: «Куда бросать можно?» Он: «Да куда хочешь!». Я бросаю, куда глаза глядят, и с первого раза ловится большая чавыча. Вытащить ее было невероятно трудно, долго она нас таскала, даже подсак порвала. Мы сразу стали фотографироваться, потом отмечать. А эти четверо к нам даже не подрулят. Я говорю: «Парни, идите к нам!», а они: «Мы лучше подождем». Начинаем снова рыбачить, а эти четверо даже удочки в руки не берут. Я говорю: «А что вы не рыбачите?». Они: «Да мы подождем». Ну и решили мы оттуда по-тихому отчалить… А потом, уже вернувшись в город, много раз вспоминали эту удивительную историю. Такие моменты ощущаются как настоящее озарение, буквально чудо. И именно так появляются те эмоции, которые превращаются в яркие образы, в стихи, способные заразить накалом страстей и передать восторг. Чтобы можно было, просто читая об этом, увидеть эти замечательные места.
На рассвете у реки
На рассвете-зáреве
плесы самоцветные
Засияли алыми
сполохами волн.
Всплески изумрудные
и янтарно-медные, –
Как хрустальных тоненьких
колокольцев звон.
Пламенем малиновым,
искрами лазурными
Колыхалась-плавилась
рябь под ветерком.
Были руки крепкими,
и дела разумными
У живущих издавна
в займище таком.
Ряскою подернута,
резедой-осокою
Дикая, таежная,
щедрая река.
Обрастали избами
берега высокие
Волею старателя
или рыбака.
Он реке-кормилице
неустанно кланялся,
Плыл в лодчонке узенькой,
бил лыжню по льду.
И грешил нечаянно,
и усердно каялся,
И кормился промыслом,
и терпел нужду.
Край кедровый, кряжистый,
чаща нелюдимая,
Дебри непролазные
вместо городьбы.
К правнукам от прадедов,
неостановимое,
Через время катится
Колесо Судьбы.
Хочется жить в обществе созидателей
Компания в путешествия подбирается всегда разная, но чаще всего это люди проверенные. Потому что в диких местах оказаться с непонятным человеком, на которого неизвестно, можно ли рассчитывать и не знаешь, как он себя поведет, дорого может стоить.
Вообще, в любом путешествии очень важно, какая команда собралась. Совместные поездки позволяют увидеть человека в другой обстановке, понять, кто он на самом деле. Ведь общаясь только по делу, не всегда можно узнать, твой ли это человек, и уж тем более, друг ли он твой. Но путешествия раскрывают, потому что приходится вместе решать трудности и двигаться к намеченной цели, в любую погоду, преодолевая препятствия в дикой тайге, в заснеженных горах, на бурной реке. Это дорогого стоит. И это невозможно испытать сидя дома на диване. Поэтому мы и рвемся в такие дали.
Кстати, путешествуя, я заметил, что в Сибири люди сильно отличаются от столицы. Это даже в городе хорошо заметно. Но мы потихоньку проникаемся устоями общества потребителей. А хотелось бы жить в обществе созидателей! И мне кажется, такие поездки как раз помогают понять, кто ты, кто с тобой рядом, и с кем стоит идти дальше.
Можно сказать, что это — мечта. Но мечта не поймать большую рыбу или добыть какой-то трофей. А мечта почувствовать, что в жизни есть что-то более важное, чем бизнес, прибыль, деньги… Это редкое счастье человеческого общения. Ради этого мы и путешествуем.