Путь к органике

Новосибирская область, по оценкам специалистов, располагает достаточно большим потенциалом — большим количеством неосвоенных, или так называемых «залежных» земель, которые являются обязательным условием для выращивания органической продукции. Это фактически чистые земли, которые в течение длительного срока не использовались и где на протяжении этих лет не применялись химические средства защиты растений. Поэтому тема Межрегиональной конференции «Органика в статусе стратегии», которая состоялась в рамках VI Новосибирского агропродовольственного форума, вызвала особый интерес у сельхозпроизводителей региона, которым открываются перспективные направления. Интересными с практической точки зрения были и выступления спикеров.

Одним из выступающих на Межрегиональной конференции стал директор департамента проектов устойчивого развития Роскачества Александр Сергеевич Чумак. Он обратил внимание участников на то, что производство органической продукции сегодня в России в центре внимания. Он напомнил о Федеральных законах «Об органической продукции» и утвержденной распоряжением Правительства РФ «Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года», которая включает четыре основных направления (развитие внутреннего потребительского рынка, расширение экспортных поставок органической продукции, развитие горизонтальных производственных связей и каналов сбыта органической продукции и расширение органической производственной базы и развитие технологий) и позволит подойти к данному вопросу системно и более цельно.


На сегодняшний день, согласно данным Роскачества, Новосибирская область занимает 3 место в России по выращиванию органической продукции. На данный момент она представлена 9 хозяйствами. В ближайшее время процедуру сертификации завершат еще несколько предприятий региона.


«Где мы сейчас? — задал в самом начале своего выступления вопрос Александр Чумак и тут же на него ответил. — Не так далеко, как хотелось бы, но мы не отключились от мирового направления, мы тоже в тренде и наблюдаем рост. Производством органической продукции в мире занимается почти 4 млн производителей из 191 государства. В России сегодня насчитывается 167 производителей, а объем экспортных поставок составляет почти 4 млрд рублей. К четырем странам, которые в настоящее время являются нашими потенциальными экспортными рынками (Китай, Саудовская Аравия, ОАЭ и Турция), добавился Катар. Он стал первой в истории Российской Федерации страной, заявившей о том, что сертификаты, которые выдает Роскачество по органике, являются достаточным основанием для того, чтобы продавать такую продукцию со статусом «органик» на территории этого государства».


Органическая продукция должна быть выращена и произведена без использования агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и гормональных препаратов, за исключением разрешённых действующими в России национальными и международными стандартами. (ФЗ «Об органической продукции…»)


По словам Александра Сергеевича, в настоящее время в России производство органики налажено в 48 регионах. Ассортимент составляет более 1000 наименований. Однако конечного продукта, который бы привлек покупателя, мало, в отличие от сырья. А между тем, спрос на органическую продукцию вырос.

«В Европе конечного продукта в красивой упаковке много, потому что органика там развивается достаточно давно. Они научились его продвигать, привили спрос на эту продукцию. Россия пока разгоняется. У нас очень много сырьевиков, но очень мало конечного продукта. Хотя есть предпосылки к тому, что в ближайшее время на полках магазинов Новосибирска появится органическая курица и, возможно, яйцо несушки», — сказал он.
Обсуждая тему расширения экспортных направлений поставок, представитель Роскачества обратил внимание участников конференции на то, что для Новосибирской области приоритетным направлением является Китай, а потому им не стоит пренебрегать возможностью Российского Экспортного Центра по бесплатному размещению в их павильоне, в частности в Китае, своей рекламы. Для этого, по его словам, достаточно оставить в РЭЦ заявку и отправить макет.

Говоря о развитии горизонтальных производственных связей и каналов сбыта, спикер отметил, что целый раздел Стратегии посвящен созданию хабов, кластеров, то есть необходимости кооперации между производителями для создания конечного продукта.
Тему технологий, начатую представителем Роскачества, продолжил и руководитель Союза органического земледелия Сергей Александрович Коршунов.


Союз органического земледелия — крупнейшее российское независимое общественное движение за органическое сельское хозяйство и биологизацию земледелия, здоровые, натуральные продукты, безопасную окружающую среду, справедливую цену для фермеров, развитие села. Миссия Союза — здоровье почв, экосистем и людей.


«Чем мы отличаемся от обычных производителей — интенсивников? Мы не используем синтетические минеральные удобрения, химические средства защиты растений. Фразы вроде простые, но они кардинально меняют тип сельскохозяйственного производства. И для сельхозпроизводителя, в связи с этим, есть ряд особенностей и сложностей на сегодняшний момент. Когда мы не применяем минеральные удобрения и средства защиты, это значит, что подкармливать растения мы не можем и нам надо менять определенным образом структуру севооборота. У нас меньше будет маржинальных культур, соответственно, доходность наша будет меньше. То же самое, когда мы говорим о химических средствах защиты, — сказал он. — Мы в Союзе проводили образовательные программы. Собирали фермеров на сертифицированных хозяйствах. Пытались ознакомить с применением биологических средств защиты и органических удобрений. Но мы считаем, что это должно быть большой государственной образовательной программой. Как это построено у «химиков», у которых в каждом областном ГАУ есть собственные кабинеты. Про такое отношение тех, кто занимается биопрепаратами, мне слышать не приходилось. Хотя биологические средства у нас есть. Многие сельхозпроизводители просто не знают, как их применять».

Второе, на что обратил внимание руководитель Союза, — агротехнологии, связанные с обработкой почвы при растениеводстве.

«Мы не применяем химические гербициды. Соответственно, бороться с сорняками можем с помощью мехобработки. Большинство из нас использует пружинные бороны. До какого-то момента мы покупали иностранные, хотя при этом на рынке есть российские, я сам пробовал их покупать. Проблема в том, что крупные производители сельхозтехники не ориентируются на мелких сельхозпроизводителей. Им интересно подписать контракт с крупным агрохолдингом. А рынок мелких сельхозпроизводителей оставлен небольшим производителям навесного оборудования, которые сделали что-то из того железа, что им удалось купить и на том оборудовании, которое осталось от Советского Союза. В результате, техника из этого получается так себе. Это я как эксплуатант говорю, — объясняет он. — Надеюсь, что эта ситуация изменится».

Руководитель Союза также обратил внимание на вопросы сбыта органической продукции, обозначив, что стоимость ее в силу объективных причин действительно выше. Сказываются более трудоемкий процесс и высокие фитосанитарные риски. А потому не все категории граждан могут ее себе позволить, элементарно из-за недостатка финансовых средств. При этом отметив, что органика является продукцией, пользы от которой больше (в части микроэлементов), даже при меньшем потреблении, по сравнению с продукцией интенсивного сельского хозяйства.

Подтвердил он и слова представителя Роскачества о необходимости объединения в кооперативы не только для того, чтобы получить поддержку государства, но и для совместной реализации органической продукции. Поскольку покупателю сегодня нужен именно ассортимент. А его можно добиться только путем кооперации.

Рассказал и о восстановлении экспортных направлений. «Ни для кого не секрет, что основным нашим рынком сбыта на экспорт был Евросоюз, — уточнил Сергей Коршунов. — Сейчас мы еще пытаемся продавать везде, где получается, но со следующего года основным экспортным рынком нашей органической сельхозпродукции будет Китай».

Органика в ритейле

Видя спрос на органику ответственных за сбережение своего здоровья и охрану окружающей среды потребителей, а это подтверждает и региональный Минпромторг, многие производители стали позиционировать свою продукцию как экологически чистую, приписывая на этикетке слова «БИО», «ОРГАНИК», «ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ» и другие. Как рассказал Александр Чумак, слова эти в 40 процентах случаев ничем не подтверждены, а декларация, если и есть, то очень сомнительная. Между тем, потребитель, не зная об этом, делает выбор в пользу такого «лже-органического» товара.
Чтобы защитить тех производителей, которые ориентируются на экологичность, зеленое и органическое сельское хозяйство, и был принят закон, согласно которого только органическая сертификация дает право производителю наносить на свою маркировку слова — «эко», «био», «органик», «экологически чистый».

На борьбу с недобросовестными производителями были направлены и рекомендации Минпромторга России от 18.10. 2022 года, согласно которым сетям рекомендовано не принимать к реализации продукцию, которая называется органической, но не имеет российского сертификата. И сегодня сети действительно не берут органику без российского сертификата, в том числе импортную.

«К нам стали обращаться зарубежные производители, которые сначала не верили, что мы пойдем на эти меры, но теперь они видят, как их «евролист» уходит с полок. Пришло время им соответствовать нашим требованиям, которые, судя по рассказам самих импортных производителей, зачастую выше европейских», — уточнил Александр Чумак.

«Любая стратегия — это декларация о намерениях, которая в процессе должна подкрепляться какими-то конкретными действиями, дорожной картой и так далее. Когда мы обсуждали формат нашего участия в этом процессе торговли, очевидно, что без участия малого и среднего предпринимательства здесь не обойтись. У нас был опыт создания «Фермерского островка», где свою продукцию реализовывали сузунские производители. Но они проработали примерно 7-8 месяцев, — рассказывает заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Константинович Останин. — Сейчас там ведутся поиски нового оператора. С чем это связано? С ритмичностью поставки нужного количества этой продукции».

Собственно, это еще раз подтверждает размышления предыдущих выступающих о необходимости создания кооперации.

Предприятия маленькие — перспективы большие

Сегодня на территории Новосибирской области особое внимание в части органического растениеводства уделяется пшенице, гречихе. Сельхозпроизводители также выбирают озимую рожь и все больше — расторопшу. В числе интересных и даже эксклюзивных, перспективных рассматривают лекарственные, редкие растения.

Опытом выращивания органической продукции в рамках конференции делились новосибирские сельхозпредприятия, рассказывающие о ближайших перспективах; КФХ, которые говорили о планах по органическому животноводству и выращиванию полбы, овса и о том, что для выживания, особенно на первых стадиях, в параллель органическому земледелию просто не обойтись без классического, чтобы иметь возможность получения оборотных средств; а также представители агробизнеса из других регионов России, рассказывающие о прелестях выращивания и переработки, например, органического топинамбура в Липецкой области.

В рамках конференции также прозвучало выступление представителя отдела управления сертификацией пищевой и сельскохозяйственной продукции департамента сертификационного надзора Главного государственного управления КНР по контролю и регулированию рынка, которая поделилась тонкостями, касающимися китайской системы сертификации органических продуктов, зародившейся в 1990-х годах, и отметила, что нынешний потенциал развития Китая и России в области торговли органическими продуктами очень велик.

Более подробно о возмещении части затрат (до 70 процентов) на прохождение процедуры сертификации рассказал в завершение конференции первый заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области Андрей Викторович Шинделов.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *