Голливуд за Каменкой

28 июня в здании бывшей Новосибирской кинокопировальной фабрики по адресу улица Добролюбова, 16 состоялось открытие выставки «Снято! Новосибирск в объективе», посвященной новосибирским кинематографистам, снимавшим кинолетопись Сибири XX и XXI века, а также мемориальной доски.

Столетний дом

Зданию на Добролюбова, 16 в этом году исполняется сто лет. С исторической точки зрения оно уникально. Объект был построен в 1924 году, как клуб работников завода «Труд», а с 1928 года здесь находилась киностудия «Киносибирь», которая снимала как документальные, так и художественные фильмы. В 1930 году в здании начала работу киностудия «Сибтехфильм», снимавшая журнал «Сибирь на экране». А в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время здесь создавались учебные и пропагандистские фильмы для фронта и кинохронику тыла. Кроме того, в 1941 году сюда была эвакуирована часть цехов Московской кинокопировальной фабрики. Позже здесь стали печатать копии многих фильмов, в том числе известных на всю страну художественных картин. В то время из Новосибирска копии кинофильмов расходились по всему Советскому Союзу (а в некоторый период даже в Монголию). Фабрика производила тысячи копий в год: сначала только черно-белые, а начиная с 1960-х годов ещё и цветные ленты. Например, именно здесь в 1942 году печаталась копия фильма «Разгром немецких войск под Москвой» – первой советской картины, получившей кинопремию «Оскар». Не зря же Новосибирскую кинокопировальную фабрику называют еще «Голливуд за Каменкой». Также тут копировали такие любимые всеми картины, как «Свинарка и пастух», «В августе 44-го» и «Солярис».
Все мы помним эти старые фильмы, знаем имена игравших в них актеров и снимавших их режиссеров. Но мало кто задумывается, что прежде чем картина попадет на экран, над ней должны поработать еще и технические специалисты. Особенно сложно это было в доцифровую эпоху, когда работали напрямую с пленкой. И, чтобы советские люди могли посмотреть очередной художественный шедевр или ознакомиться с кинохроникой, требовалась предварительная работа нескольких цехов технологической обработки. Это была целая гигантская индустрия.
Всего в СССР было шесть кинокопировальных фабрик: в Москве, Ленинграде, Рязани, Харькове, Киеве и Новосибирске. Новосибирская, прежде всего, специализировалась на военных заказах: здесь печатались копии фильмов, которые затем демонстрировались в частях и даже на кораблях. Кстати, из всех перечисленных фабрик, именно новосибирская закрылась самой последней – в 2005 году. Работы пришлось постепенно остановить в связи с появлением цифрового формата: кинопленка потеряла свою актуальность, началось техническое перевооружение кинотеатров, и фабрика стала терять заказы. Однако 60 лет предприятие работало исправно и качественно. Теперь же в историческом здании находится бизнес-центр, владельцы которого даже сохранили название – он так и называется: «Новосибирская кинокопировальная фабрика».

Вклад кино в Победу

Управляющая компания оказалась не против разместить в холлах и коридорах бизнес-центра небольшую экспозицию, посвященную истории сибирского кинематографа. Теперь все желающие могут увидеть здесь оборудование, которое использовалось для кинопоказов в советское время, и другие тематические экспонаты, а также большое количество исторических фотографий, снабженных подробным описанием. На церемонии открытия экспозиции представитель УК поблагодарил инициаторов выставки и собственников здания за готовность сохранить память о людях, которые трудились в этом месте долгие годы: как оставив название бизнес-центра, так и разместив на нем мемориальную доску, а внутри – тематические арт-объекты. Кстати, на данный момент табличка размещена во временном варианте, а позже она будет выполнена более монументально.
Идея выставки, в первую очередь, в том, чтобы люди, которые теперь работают в здании, знали о его историческом значении и помнили о труде предыдущих поколений. Сейчас выставка занимает два этажа, но позже распространится и на остальные. Инициаторы проекта хотят, чтобы всё здание было буквально наполнено историй. Это важно не только для тех, кто бывает тут каждый день, но и для всех новосибирцев. Ведь кино оказало большое влияние на формирование морального духа советских людей во время Великой Отечественной войны. То есть в деле великой Победы есть вклад и тех, кто занимался в те годы кинопроизводством. Поэтому кинокопировальной фабрикой Новосибирск может гордиться наряду с известнейшими предприятиями оборонного комплекса.

Как делали кино

Если углубляться в технологию, то можно пояснить, что в советское время существовало несколько форматов фильмокопий. Производимые в Новосибирске 16-миллиметровые фильмы использовались в учебных целях, а также военными. Для их демонстрации применялся кинопроектор «Украина», который, к слову, теперь можно рассмотреть в холле первого этажа бизнес-центра. А 35-миллиметровую пленку, которая также производилась в Новосибирске, крутили на ленинградских проекторах. И такой экспонат тоже есть на выставке.
Как рассказал Павел Анатольевич Клышта (ныне директор компании «Сибирский успех», а в 1984 году – инженер-механик цеха массовой печати Новосибирской кинокопировальной фабрики, а также заместитель секретаря комсомольской организации и заведующий спортивным сектором предприятия), на фабрике был тотальный контроль качества. По его словам, контролеров было больше, чем собственно производственников, потому что в этом был главный принцип работы новосибирской фабрики – стопроцентное качество.
Работа была тяжелая. Запускали производство уже в 7 утра, а с 6:30 начинали подготовку цехов. Делать это приходилось и в выходные, чтобы не нарушать сложные технологические процессы. А часть сотрудников выходили даже ночью: занимались подготовкой воздуха и поддержанием температуры.
Павел Анатольевич рассказал, что под задним двором, где сейчас паркуют автомобили работники бизнес-центра, когда-то находился «бункер», куда выгружался уголь для огромной печи, трубу от которой сейчас уже снесли. Технология производства пленки в военные годы строилась на печной теплоподготовке, поэтому это было очень важно. Правда, сейчас огромный подвал уже засыпали в целях безопасности. Но до этого возникало много идей его использования, предлагали даже сделать там волейбольный зал.
Уникальный комплекс
Недалеко от парковки находится еще одно небольшое здание – одноэтажный аппендикс 1947 года постройки. Когда-то здесь был склад пленки, построенный по принципу подводной лодки: по обе стороны коридора располагалось по три комнаты в 12 кв. м, и каждый такой блок отгораживался огромными огнестойкими дверями. Дело в том, что тогда пленки выпускались на целлюлозной основе, то есть были не просто очень горючими, а, по сути, взрывоопасными. Поэтому в случае возникновения пожара отсек надо было изолировать и быстро локализовать огонь, не допустив его распространения. Хотя документов на это здание не сохранилось, новый собственник изучил его и выяснил, что оно стоит на бутовом камне: сплошная фундаментная основа почти трехметровой глубины – это уникальное технологическое решение. Морозостойкость у здания тоже высокая, ведь пленки надо было хранить в целости круглый год.
Еще один объект комплекса – отдельное здание, соединенное с основным переходами, по которым не только перемещались люди: здесь располагались огромные трубы для транспортировки химических веществ. Их-то и делали в этом отдельном помещении – закрытом цехе растворов – в огромных чанах. Там же перерабатывали серебросодержащие отходы. Фабрика сдавала за год до нескольких тонн серебра, потому что растворы при контакте с пленкой в осадке давали этот ценный металл. Дорогостоящий груз опечатывали и в специальных машинах отвозили на аффинажный завод, расположенный неподалеку. Тех же, кто попытался бы украсть серебро, ждало суровое наказание. По слухам, на какой-то из советских фабрик были попытки нелегально извлечь драгоценный металл, соскоблив остатки растворов с прохудившихся труб после их замены. Это тоже было незаконно и, якобы, в момент сбыта умельцев изловили. Хотя о том, произошло ли это в Новосибирске или в другом городе, история умалчивает.
Кстати, прорыв трубы, ведущей из цеха растворов, был серьезным ЧП. Ведь, если химикат попадал на человека, это было очень опасно для здоровья. Говорят, что на фабрике кто-то даже «заработал» себе онкологию. Хотя в целом кинопроизводство вредным не считалось, пусть молоко рабочим и давали.
С цехом растворов связаны и другие страшные истории. Так, весной территория фабрики превращалась в «кладбище» домашних животных. Дело в том, что когда во двор завозили химические компоненты, то один из них – соленый на вкус и внешне вполне съедобный, привлекал с округи собак и кошек. Животные думали, что его можно есть, лизали мешки и умирали. А когда снег сходил, их мертвые тела приходилось убирать дворникам.
Еще одно здание фабрики сейчас уже утрачено. Это была градирня, необходимая для водного охлаждения растворов. Ветераны производства рассказывают, что летом даже купались в ней, потому что вода была очень чистой. Рядом располагались устройства для химводоочистки и самый страшный цех – баки с аммиаком, рядом с которыми никто не хотел ходить, так сильно там пахло.
Кстати, помимо фильмов, на фабрике производили и товары народного потребления – любимые всеми советскими детьми диафильмы. Интересно, что машину для производства диафильмов создали именно здесь – руками новосибирских слесарей. Инженер-механик Сергей Степанович Кабин лично разработал аппарат, который мог печатать их большими тиражами. Как рассказал Павел Анатольевич Клышта, до этого подобной машины просто не существовало.
А еще Павел Анатольевич поделился историей из нового времени, когда на фабрике попробовали выпустить фильм в формате «Долби Диджитал». Это был небезызвестный «Сибирский цирюльник». Инженеры фабрики сами разработали уникальный аппарат для этого производства. И оказалось, что качество звука у новосибирских пленок даже выше, чем у западных. Однако проект попросили прикрыть, чтобы не создавать лишней конкуренции зарубежным партнерам. В тот момент истории подход был именно таким. И изобретение местных умельцев в итоге оказалось на свалке.
В целом же жизнь фабричных работников и работниц (коих было большинство) была весьма разнообразной. Например, здесь действовала своя хоккейная команда. Так что вспомнить и рассказать потомкам есть что…

Выставка – только первый шаг

Как сообщил Павел Клышта, сама экспозиция принадлежит «Западно-Сибирской киностудии», однако после ее закрытия разместить её стало негде. Новый собственник здания фабрики проявил гражданскую позицию и предоставил помещение, где и стали хранить экспонаты. А теперь полноценную выставку удалось организовать в коридорах и холлах бизнес-центра. Кроме того, во дворе время от времени проводятся кинопоказы под открытым небом и другие акции, связанные с историей кино. Планируется, что эта площадка будет развиваться. В частности, здесь может быть создан полноценный музей сибирского кино. Министерство культуры Новосибирской области уже заинтересовалось проектом, однако, прежде чем говорить о чем-то подобном, нужно было что-то показать. И теперь тут действительно есть на что посмотреть. Можно уже проводить экскурсии.
Куратор выставки – хранитель традиций сибирского документального кино Анатолий Антонов на открытии выставки выразил уверенность, что данная экспозиция – это только первый шаг. Не исключено, что в перспективе перед входом в здание появится и мемориал сибирским кинематографистам. Главное, что начало положено.

Марина Вдовик, фото автора

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *