Учёные НГУ учат школьников формировать базы данных с помощью искусственного интеллекта
Научные сотрудники Центра искусственного интеллекта и Лаборатории аналитики потоковых данных Механико-математического факультета НГУ создают решение, обладающее всеми преимуществами ИИ для сферы строительства и обустройства городской среды.
В рамках гранта, направленного на поддержку исследовательских центров искусственного интеллекта, над разработкой базового программного обеспечения, трудится интернациональная команда разработчиков, к которой привлечены специалисты из России, Перу, Индии, Вьетнама, Китая, Казахстана, а также группа философов, которые формируют нормы этичной разработки алгоритмов искусственного интеллекта.
— Разрабатываемый нами фреймворк предназначен для поддержки управления различными наборами данных. На его основе можно создавать всевозможные приложения. Первое отладочное применение фреймворка — проект «Школьники – научные волонтеры», поскольку в его рамках школьники в соответствии с этическими принципами создают научный набор данных, который впоследствии можно использовать для обучения искусственного интеллекта. Мы хотим достичь важной педагогической цели — обучения школьников основам применения и обучения искусственного интеллекта, исходя из понимания сути алгоритма, — рассказал заведующий Лабораторией Евгений Павловский.
Учёный является автором проекта, находящегося на стыке двух наук – биологии и искусственного интеллекта.
Проект призван пополнить знания школьников о природе малой родины, пробудить в них интерес к изучению окружающего мира, научить применять научный подход, мотивировать к исследовательской деятельности через познание методов искусственного интеллекта.
В настоящее время проект «Школьники – научные волонтеры» вышел на новый этап — более 1300 школьников и педагогов со всей страны прошли регистрацию в специально разработанной базе данных, которую они будут пополнять результатами своих наблюдений за живой природой.
Данный проект вошел в число победителей конкурса Фонда президентских грантов и реализуется при содействии Правительства Новосибирской области. Его организатором выступает региональный Фонд «Образование».
Цель проекта — профессиональная ориентация школьников в научно-исследовательской деятельности через систему научного волонтерства. Научными партнерами проекта стали Институт систематики и экологии животных СО РАН и Институт почвоведения и агрохимии СО РАН.
С марта этого года группы научных волонтеров работали на местности. Каждая команда выбирала несколько природных площадок, всесторонне исследовала их и собирала материал о растениях, животных, грибах и почвах, подробно фиксируя данную информацию. Теперь им предстоит сформировать собственные датасеты, которые после проверки объединят в единую базу данных. На ней и будут обучаться модели искусственного интеллекта.
Работу по обучению искусственного интеллекта с участием школьников планируется начать уже в сентябре 2024 года.