Дым да копоть: новосибирские специалисты рассказали, как уберечь авто от пожаров
По статистике, современный автомобиль сгорает дотла за 5 — 7 минут, причем нередко это происходит на глазах самого владельца. От машины остается только почерневший железный остов и двигатель. Важно помнить, что неожиданно загореться может не только старая отечественная легковушка, но и новая иномарка.
«Неверно думать, что горят лишь старые автомобили. Для них риски выше, но в остальном не застрахован никто: пластика разной степени горючести в современном автомобиле около 300 килограммов», – предупреждают автомобилистов специалисты управления мэрии города Новосибирска по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
Пожароопасными являются почти все технические жидкости. Например, этиленгликоль – популярный компонент охлаждающих жидкостей – очень горюч: температура вспышки от стороннего источника (искры) составляет всего 120 градусов, самовоспламенения – 380 градусов. А отдельные части выпускного коллектора раскаляются до 500-600 градусов. Поэтому очень важно следить за герметичностью всех систем: масляной, тормозной, охлаждающей, усилителя руля и, самое главное, системы топливоподачи. Любые подтеки, а тем более капли, трещины на шлангах и ослабление хомутов, требуют немедленного внимания.
Для защиты от коротких замыканий у автомобиля есть блок предохранителей, которые перегорают, если ток превышает пороговую величину. Предохранители бывают разными: для одних систем достаточно 5 А, для других – 10 или 15, для третьих – 30 А. Пусковой ток автомобиля достигает сотен ампер, но кратковременно.
Замена предохранителя на более мощный, а тем более на проводник, является очевидным риском, так как может стать причиной короткого замыкания.
Даже сравнительно небольшой ток в 160 А за 10 секунд разогревает медный провод до 500 градусов, а в случае с автомобилями токи могут быть гораздо выше. Но ещё раньше оплавляется проводка и образуется характерный шарообразный наплыв. Также одной из причин пожара специалисты называют некачественную установку сигнализаций и другого электрооборудования. Системы с автозапуском сами по себе неопасны, но в случае проблем не оставляют владельцу шанса вовремя отреагировать на предвестников пожара: запах и дым.
Специалисты говорят, что после появления первых языков пламени до точки невозврата остается лишь пара минут. В целом автомобиль выгорает за 5-7 минут, хотя активное тушение может затормозить процесс. Тестирование штатных огнетушителей показало – они не бесполезны, но время активной работы составляет несколько секунд (одна-две попытки). Сбить пламя с небольшой лужи бензина им по силам, но, если под капотом разгорелось основательно, нужно как минимум несколько порошковых огнетушителей.
«И еще – через год огнетушитель становится абсолютно бесполезным. Увидев лежащую на нуле стрелку манометра, знайте – вас ждет фиаско: огнетушитель «чихнет» белой пылью, а потом некоторое время будет куриться в стороне, пока огонь будет набирать силу», – отмечают специалисты. Поэтому необходимо следить за состоянием огнетушителя: в конце концов, старый можно возить с собой на всякий случай, но всегда должен быть в машине и свежий.