Книжный обзор. В погоне за памятью
Что мы, из поколения «поуехавших» в своё время из родительского дома навстречу свободе молодости, помним о жизни семьи и предков, кроме своего первого адреса? Мы, считавшие, что родители наши вечны, бумага – тлен, мы и так всё запомним, теперь бережно перебираем пожелтевшие листки родительских писем. И частенько недоумеваем: вот сейчас – о ком это?
Возможно, именно поэтому нам нравятся семейные истории, рассказанные Екатериной Робертовной Рождественской. Погоня за памятью у неё в крови. Роберт Иванович, отец Кати, из ветви поляков-староверов, ещё Екатериной II на Алтай высланных, чьи потомки живут до сих пор в Косихе, в Сибирячихе и других сёлах. Помнят и чтут веру своих предков, пусть даже больше теперь уже и в фольклорно-обрядовой форме. Вот и Катерина теперь каждый год ездит на родину отца, где ежегодно проводятся Рождественские чтения.
«Фестивали, конкурсы поэтов и чтецов, концерты, вся область, весь край съезжается, чтобы погулять всласть» – это из удивительно вкусной Катиной книги «Приеду к обеду: мои истории с моей биографией». Книги у Кати полны не только темой семьи, воспоминаний именно о близком круге (а у Рождественских он был очень широким, этот «узкий» круг близких людей), но и по большей части всегда дополнены рецептами вкусных блюд. Недаром первая её книга о семье так и называется: «Жили-были, ели-пили». Книга, в которой многие вещи назывались своими именами, без оглядки и экивоков. И с рецептами таких вкуснющих пирожков с мясом, что поневоле забудешь все правила ЗОЖ.
Традиция семейных обедов у Рождественских берёт своё начало ещё с Катиной прабабушки Поли, с коммунальной квартиры в подвальном помещении на Поварской, где в те годы располагался ЦДЛ – Центральный Дом Литераторов. «Двор на Поварской» стал первым адресом не только Кати, но и её мамы – Аллы Киреевой, художника и литературного критика. Бывшая усадьба Соллогубов стала приютом для многих семей советских писателей, поэтов, артистов и прочей удивительной публики. Многие из них позже составили цвет советской литературы, начиная писать и читать свои первые опусы «под угрюмым взглядом бронзового Толстого».
Полуголодная послевоенная юность с энтузиазмом поглощала всё, приготовленное рачительными хозяйками тех лет, когда буквально «из топора» готовились и щи, и каша. Как позднее вспоминала подросшая Катя, без бабушкиных пирожков ни один гость не покидал гостеприимного дома прабабушки Поли и бабушки Лидки. Почему «Лидки», спросит неискушенный читатель – об этом лучше почитать у самой Кати. Искусство накормить своих близких непосредственно влияет на сохранение внутрисемейных связей. Семейные обеды (ныне достаточно редкие в силу многих внешних обстоятельств) – это краеугольный камень духовного здоровья семьи. Совместная трапеза – это то, что объединяет людей, невзирая ни на какие различия – этнические, гендерные, географические и социально-классовые – проходит через жизнь красной нитью, и сколько человеческой поддержки в словах: «Жду тебя домой к обеду»!
Но содержи они только историю совместных обедов и рецептов, пусть даже в кругу такой знаменитой семьи, как у Роберта Рождественского, книги Екатерины не были бы столь популярными у читателей. Ключевые слова в её книгах – семья, любовь, память. Удивительные отношения отца и матери, которые пронесли любовь и верность друг другу со студенчества, практически не расставаясь сорок один год, теплые отношения внутри семьи – недаром в этот дом, как на свет маяка тянулись люди. После спектаклей, после выхода новой книги, для встречи с друзьями – для всех находилось место в гостеприимном доме Рождественских. Менялись адреса, росли дети, страна менялась, но в доме Роберта Ивановича встречались люди, чьи имена давно вписаны в историю нашей страны.
«И нет нам покоя, Гори, но живи! Погоня, погоня, Погоня, погоня в горячей крови». Как и многие другие песни, ставшие культовыми или культурным кодом для нас – и эта песня из «Неуловимых…» создана в гостиной Рождественских.
За соприкосновение с историей (не такой далекой пока), за умение облечь наши мысли, чувства, благодарность в слова, которые мы про себя, быть может, и произносим, но сложить в текст не сумеем, наша читательская признательность Екатерине Рождественской.
Наталья Трегуб, заведующая библиотекой Новосибирского Дома ученых