Новосибирскому трамваю исполнилось 90 лет
История Новосибирского городского электрического транспорта началась в мае 1933 года с решения Президиума Новосибирского городского Совета о строительстве первой очереди трамвайных путей. Первый трамвай пошел по городским рельсам 26 ноября.
Первые предложения о проведении трамвайных путей в Новосибирске появились в 1929 году. Тогда предполагалось, что трамвай будет ездить преимущественно по центру города, а с окраинами трамвайные пути будут связаны посредством автобусов. В начале ХХ века бурно развивающемуся Ново-Николаевску трамвай был очень нужен. Тем более что в крупных городах России – в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно, в Европе этот вид общественного транспорта уже развивался. А новосибирцы в то время могли передвигаться лишь на дилижансах. Первые рейсовые автобусы пошли по городу, когда построили Алтайскую железную дорогу, и автобусный маршрут связал две точки: вокзал Омской железной дороги (ныне вокзал Новосибирск-Главный) и вокзал Алтайской железной дороги (ныне Новосибирск-Южный). Историки уверены, что если бы не Первая мировая война, трамвай в Новосибирске запустили бы лет на двадцать раньше.
Накануне 90-летнего юбилея начала трамвайного сообщения в Новосибирске об истории развития этого пассажирского транспорта в городе рассказали в муниципальном казенном предприятии «Горэлектротранспорт» (МКП «ГЭТ»).
Строительство трамвайных путей началось на участке Вокзал – Ипподромская площадь – Центр. Трамвайное движение по путям протяженностью 4,2 километра было открыто 26 ноября 1934 года. В парке насчитывалось 14 вагонов, коллектив – 130 человек. Первыми водителями, открывшими движение, были Анна Петровна Забелина и Мария Кирилловна Аронова.
В апреле 1941 года трамвайное движение на участке протяженностью пять километров было открыто и на Левом берегу, одновременно было открыто Ленинское трамвайное депо. Основатель трамвайного движения на Левом берегу – Анна Кузьмовна Куркова – заслуженный работник ЖКХ РСФСР.
К 1945 году протяженность путей достигла 37 километров, количество вагонов — 83 единицы. За этот год было перевезено 27 миллионов пассажиров. Численность работающих составила 457 человек.
В 1955 году открывается движение транспорта на Октябрьском мосту, и первым общественным транспортом стал трамвай. А 6 ноября 1957 года в Новосибирске началась эпоха троллейбусов. Первый троллейбус, выйдя из Дзержинского депо, прошел по маршруту от улицы Мостовой до городского Аэропорта.
Значительное развитие получил городской электротранспорт в 60-е – 80-е годы. В 1962 году открывается Кировское троллейбусное депо, в 1964 году – Октябрьское трамвайное депо, в 1971 году – Кировское. К началу 80-х годов протяженность трамвайных путей составляла свыше 180 километров, троллейбусных линий – 195 километров. В парке было более 450 трамваев и более 300 троллейбусов. В 1989 году было открыто Ленинское троллейбусное депо.
В 1980 годах, в основном, из-за строительства метрополитена, были демонтированы трамвайные линии с многих крупных центральных улиц. А в 1992 году трамвайные пути были демонтированы с Октябрьского моста. В 90-е годы было демонтировано и немало троллейбусных линий. И практически до десятых годов XXI века ГЭТ работал в режиме выживания.
Сегодня трамвайный парк в Новосибирске продолжает обновляться. В 2024 году закуплено 20 машинокомплектов для модернизации, три трамвая уже собраны и работают на маршруте № 13.
В Новосибирске ведётся системная работа по модернизации трамвайного парка на совместном с белорусскими партнерами. Трамваи собираются из капитально отремонтированной ходовой части действующего вагона и нового кузова, изготовленного в Беларуси. Модернизированные таким способом трамваи работают на городских маршрутах с 2017 года и хорошо себя зарекомендовали.
С 2024 года для модернизации вагонов используется новый кузов модели Т701. От предшественника он отличается современным эргономичным дизайном, наличием кондиционера, усовершенствованной системой отопления, увеличенной долей низкого пола, а также тем, что имеет четыре двери вместо трех. Дополнительно вагоны оборудованы валидаторами для безналичной оплаты проезда.
На данный момент для модернизации используются двигатели асинхронного типа и другие типы приводов белорусского производства. Новые агрегаты обеспечивают плавность хода, экономию электроэнергии, имеют более долгий ресурс эксплуатации. При этом, модернизированный трамвай обходится бюджету в два раза дешевле, чем покупка нового.