«Удивительный вопрос: почему я водовоз?»

Водовоз в центре города в 1933 году

Эти строки из известного стихотворения советского поэта Василия Лебедева-Кумача хорошо помнят представители старшего поколения. Правда, большинство помнит только повторяющиеся строки стихотворения: «Потому что без воды – и ни туды, и ни сюды!». Сегодня мы поговорим об истории Новосибирского городского водопровода.

90 лет назад – в 1935 году – на левом берегу Новосибирска было завершено строительство самого известного и примечательного объекта города – Башни. И сегодня она по-прежнему возвышается над окружающими домами, придавая неповторимый вид этому городскому микрорайону. Башня была предназначена для обеспечения водой строящегося соцгородка завода «Сибкомбайн» (перепрофилированного в 1932 году в «Сибтекстильмашстрой») и долгие годы успешно справлялась со своими задачами. А ещё раньше, в феврале 1929 года, была запущена система централизованного водоснабжения на правом берегу города. О том, как снабжался водой Новониколаевск-Новосибирск до создания централизованной системы, и с какими трудностями сталкивалось строительство городского водопровода, редакции рассказал известный историк, профессор юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации, доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

– Владислав Геннадьевич, Башня была не первым объектом системы водоснабжения в Новосибирске. Ещё раньше была построена водонапорная башня в Закаменской части. А были ли подобные сооружения в городе раньше?

– Когда через будущий Новониколаевск прошла железная дорога, то сразу же началось строительство водонапорных башен для того, чтобы заливать воду в паровозы. Сперва, в 1894 году, была построена водонапорная башня между станцией Обь и депо, а напротив станции на берегу Оби – насосная станция. Через три года появилась водонапорная башня уже на самой станции Обь, а в 1912 году – водонапорная башня на строящейся станции Алтайской железной дороги (ныне – Новосибирск-Южный). Башня в Закаменской части города и Башня на Маркса – это уже другая история, связанная со строительством городского водопровода.

– Где горожане брали воду до появления городского водопровода?

– Прежде всего, из рек – Оби, Каменки и чуть позднее – из Ельцовки-1. Брали как из самих рек, так и из колодцев вдоль них. Далее – из родников, которые были на территории города. Потом появились водокачки, которые работали на паровых насосах. Воду могли брать как сами горожане, так и водовозы. Они набирали её в бочки и развозили по городским усадьбам – город тогда был, по сути, большой деревней.

Водовоз на городской улице в 1930 году

– Водовозом мог стать любой, у кого были лошадь и бочка?

– Действительно, сперва водовозом мог быть любой житель города или даже не житель города, у которого были лошадь и бочка. Их было немного, и проблем с их деятельностью не возникало. Но город рос, увеличивалось количество желающих заняться водовозным промыслом – как тогда называли эту деятельность. И вот 12 апреля 1910 года появились требования, подготовленные Городской Думой. Теперь те, кто желал развозить воду, должны были получить разрешение в городской управе, представив лошадь, телегу и упряжь на освидетельствование членам городской управы и ветеринарному врачу. Кроме того, необходимо было представить удостоверение о своей благонадёжности и благонадёжности нанимаемых работников. Регламентировалась работа водовозов: в частности, они должны были иметь полные бочки воды во время отдыха и сна (на случай возможного пожара). Также от них требовалось покрасить в красный цвет переднюю и заднюю стенки бочек и дугу, и иметь три металлических знака: на бочке, на дуге и на поясе – так что любой горожанин мог легко понять, приехал к нему законный водовоз или нет. Регламентировались также санитарные требования к водовозам.

– Предпринимались ли попытки создать централизованную систему водоснабжения в Новониколаевске?

– В 1906 году было решено разработать проект централизованного снабжения, но в силу ряда причин (последствия Русско-японской войны, революция, потом столыпинские реформы) этот проект не был разработан. Обращались горожане с просьбой профинансировать работы по разработке проекта к премьер-министру Петру Столыпину. Но того вскоре застрелили, и ответа горожане не получили. А потом началась Первая мировая война, революции, Гражданская война…

Хотя проекты городского водопровода появлялись и в эти годы. В 1909 году после опустошительного пожара в центральной части города был составлен очередной проект городского водопровода. Но он требовал больших финансовых затрат. Рассчитывали на ссуду из центра, поскольку там пообещали выделить деньги на ликвидацию последствий пожара и предотвращение подобных пожаров в будущем. Но деньги так и не поступили.

В 1910 году составлен очередной проект. И опять финансирования из центра город не дождался…

– Изменилась ли деятельность водовозов в годы революции и Гражданской войны?

– Разрушение прежнего строя сопровождалось и распадом привычного уклада жизни. Это коснулось и системы водообеспечения горожан. Что касается городской водокачки, то она в эти годы резко сократила свою работу, поскольку обеспечить керосином двигатели было очень трудно, а порой запас керосина и вовсе заканчивался. Осенью 1918 года на городской водокачке вместо керосинового двигателя предполагалось установить генератор, который может работать на дровах. Но мало того, что генератор устанавливали не один месяц, так ещё и начались перебои с дровами.

Если до революции цены на отпускаемую воду были строго фиксированы, то в годы революции и Гражданской войны, когда цены на всё росли практически каждый день, выросли и цены на воду. Горожане с возмущением смотрели на ежедневный рост цен на отпускаемую из водокачек воду. Альтернативой могла быть лишь самостоятельная доставка воды из рек и колодцев, но для этого надо было преодолеть немалое расстояние.

А в жаркие летние дни по улицам города бегали мальчишки с ведром воды, предлагая горожанам выпить кружку воды за небольшую плату. Естественно, качество подобной воды никто не контролировал.

– Восстановили ли систему водоснабжения после окончания Гражданской войны?

– О восстановлении нормального водоснабжения города задумались сразу же после окончания Гражданской войны. В октябре 1921 года городское экономическое совещание, проведя анализ системы водоснабжения, признало, что для восстановления нормальной работы колодцев и ремонта оборудования водокачек необходимо 135 тысяч золотых рублей. Однако губисполком объявил, что таких средств у города пока нет и, возможно, долго ещё не будет.

В годы новой экономической политики искали и другие пути решения проблемы. В частности, летом 1922 года в городе было организовано кооперативное товарищество «Водоснабжение», которое собиралось взять в аренду все семь городских водокачек, отремонтировать их, а также начать сооружение новых. Взносы были относительно небольшие: 50 копеек – вступительный взнос, и 2 рубля 50 копеек – паевые взносы. Но и из этой затеи ничего не получилось.

В 1923 году пытались получить ссуду из Москвы на постройку водопровода, но ссуды город так и не получил. Поэтому по-прежнему по улицам города ездили частные водовозы. Правда, в годы нэпа к ним прибавились водовозы коммунальные. И между ними регулярно возникали конфликты.

Коммунальные водовозы продавали воду дешевле, чем частные, но ездили настолько нерегулярно, что горожане вынуждены были брать воду у частных водовозов. Когда же, наконец, приезжал коммунальный водовоз, то он узнавал, что горожане уже купили воду у частных, тогда он заявлял о том, что больше по этому адресу он не приедет. Дело в том, что коммунальные водовозы должны были обеспечивать водой рабочих и служащих по льготным ценам. А потом коммунальные водовозы, обидевшись на тех же рабочих и служащих, купивших воду у частного водовоза, продавали свою воду частным лицам по льготным ценам, вызывая недовольство теперь уже частных водовозов.

– Когда в Новосибирске приступили к строительству водопровода?

– Проект строительства водопровода в городе начали разрабатывать в 1924 году, и к 1927 году он был готов. Предполагалось построить водопроводную сеть длиной 50 километров. Насосная станция должна была располагаться возле бывшего кожзавода – недалеко от устья реки Ини. Водопроводная башня, которую также предполагалось построить, должна была наполняться водой, а потом уже вода по трубам расходилась бы в разные части города. Для этого предполагалось построить несколько водопроводных будок: 4 – в закаменской части города и 16 – в центральной. Общий объём воды в этой системе составлял всего 50 тысяч вёдер в день – это было, конечно, немного. Достаточно напомнить, что действовавшие на то время водокачки давали 90 тысяч вёдер в день. Но всё же этот водопровод должен был послужить началом строительства общей системы городского водоснабжения.

– Был ли реализован этот проект?

– Да. В 1927 году был создан трест «Водосвет», который возглавил инженер Александр Ильин из Барнаула. Следует отметить, что под его руководством создавалась централизованная система водоэлектроснабжения Барнаула ещё до революции, но из-за революционных событий, а в особенности из-за пожара 1917 года создать эту систему, к сожалению, не удалось. Реализовал задуманное инженер Ильин уже в 1923 году. После этого его пригласили в Новониколаевск-Новосибирск, где он также успешно трудился на благо города и горожан.

Проект централизованного водоснабжения Новосибирска был реализован уже в 1929 году. 13 февраля была торжественно запущена водонасосная станция, а в мае 1929 года – вся система водоснабжения длиной 50 километров.

Правда, всё было не так гладко. После того, как запустили водонасосную станцию, саннадзор потребовал её закрыть. Поскольку в городе вновь начала развиваться эпидемия тифа, и причиной роста заболеваемости была вода из водопровода. Дело в том, что станция брала воду из реки, а туда в марте 1929 года хлынули из города потоки талого снега вперемешку с навозом. Городские водокачки вынуждены были работать в две смены, а водопровод на полную мощность запустили лишь в конце мая 1929 года.

Городская водокачка, 1929 год

– Обеспечивал ли водопровод потребности жителей?

– Город стал стремительно расти с началом индустриализации, и система водопровода не справлялась с растущими потребностями в воде. Ведь вода расходовалась тогда не только для питья и приготовления пищи, но и для обеспечения бань, поливки городских улиц… Крупными потребителями воды стали строящиеся предприятия. В итоге, в 1931 году на жителя приходилось всего 10 литров воды в сутки из центрального водопровода. Остальные потребности по-прежнему удовлетворяли водокачки, колодцы и индивидуальный забор воды из рек.

В 1933 году насосно-фильтровальная станция, чтобы сохранить прежний уровень потребления воды (то есть 10 литров воды в сутки на жителя города) вынуждена была увеличить свою пропускную способность вдвое. Но из-за этого сокращался цикл очистки воды. Вода тогда должна была отстаиваться в течение четырех часов, чтобы осели механические примеси. Теперь это время сократили до двух часов, и механические примеси частично оказывались в водопроводе. Но всё равно водопровод удовлетворял только треть потребностей горожан. Например, нормой считалось 35 помывок в бане в год на человека, а в 1931 году мылись в бане в среднем 10–11 раз в год!

– Были ли аварии на водопроводе?

– Конечно были. 30 апреля 1929 года водопровод частично запустили. На Красном проспекте его прорвало. Но поскольку тогда напор воды был не такой сильный, как сегодня, вода выходила не фонтаном, а потихоньку вытекала из прорыва в трубе и подмывала мостовую. Днём, когда по мостовой проезжал автобус, он провалился в яму.
Но всё же прорывы были нечастыми.

Однако вернёмся к строительству водопровода.

Оно шло очень медленно, а в 1931 году практически прекратилось: железо, цемент и водопроводные трубы ушли на стройки промышленных гигантов и другие промышленные объекты, а на коммунальное строительство ничего не осталось.

Город между тем стремительно рос. В итоге, Новосибирск в начале 1930-х годов по водоснабжению значительно уступал некоторым своим соседям. Так, в Кузнецке (Новокузнецке) водопровод обеспечивал жителей водой по 48 литров в сутки. В Томске было поменьше – 25 литров в сутки на жителя. А в Новосибирске – 17 литров. Меньше было только в Омске – 13 литров в сутки на жителя. Напомню, что нормой в те годы считалось 40 литров. Так что Новосибирску до нормы было очень далеко.

– Как пытались решить проблему?

– В 1933 году был разработан пятилетний план развития города. В нём предполагалось создать систему водоснабжения, которую назвали «Большой водопровод»: 180 километров труб на правом берегу и 40 километров – на левом. Кроме того, планировалось строительство отдельного водопровода для обеспечения водой промышленных объектов. 10 августа 1933 года Городской совет включил строительство промышленного водопровода в число ударных строек. На левом берегу началось строительство знаменитой Башни для обеспечения водой соцгородка завода «Сибтекстильмашстрой».

По этому плану горожане к 1937 году должны были получать по 125 литров воды в сутки, но в силу разных причин реальное централизованное водоснабжение в 1938 году было всего 22 литра в сутки на жителя города. В 1939 году потребление увеличилось до 25 литров в сутки, но и это было далеко до нормы. На окраинах города водопровода вообще не было, а предприятия и учреждения (такие как Жиркомбинат, Гормолзавод, городская больница, Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта) были вынуждены создавать у себя резервуары, чтобы обеспечить водой как сами учреждения и предприятия, так и жителей близлежащих домов.

– Причины отставания строительства водопровода были финансовыми?

– Не только. Вернее, недостаток финансов был основной причиной, но вместо того, чтобы выделять достаточное количество денежных средств и материалов, начался поиск виновных.

Напомню, что это было время масштабных репрессий против руководителей всех уровней. Не стал исключением и Новосибирск. В 1937 году руководителя городской плановой комиссии Дмитрия Шляпникова объявили виновным во вредительском проектировании городского водопровода. Дескать он вредительски планировал ограничиться всего одной ниткой водопровода и периодически планировал устраивать аварии на узловых пунктах этой нитки, чтобы оставить жителей города без воды. Конечно, сегодня это обвинение выглядит абсурдным, но тогда, в годы поиска «троцкистско-бухаринских бандитов», на которых сваливали все просчёты власти, об этом предпочитали не задумываться.

– Как же решалась проблема водоснабжения?

– Воду по-прежнему брали из колодцев вдоль речек, поскольку водовозы в 1930-е годы стали исчезать с городских улиц. В частных домах в тех районах, куда дотянулся водопровод, воду брали из колонок, которые, кстати, благополучно просуществовали до 1990-х годов, когда на улицах города ещё можно было видеть, как жители частных домов идут с вёдрами или флягами на тележках или санках к колонке с водой.

Но водопровод продолжал строиться. В 1940 году в городе было уже три ветки водопровода: в центральной части, обеспечивавшей 60 процентов потребностей горожан, в левобережной, и технический водопровод Томской железной дороги в Первомайском районе. Хотя напора воды не хватало, и на 4–5 этажах вода была только ночью, когда и наполняли ею всевозможные ёмкости.

Город постоянно рос, растёт и сейчас, постоянно увеличивается потребность в воде, и поэтому приходится расширять и модернизировать систему городского водоснабжения. Кстати, Новосибирский Горводоканал по масштабам очистки воды и водоотведения является третьим по величине предприятием подобного профиля во всей стране. А это – две тысячи километров водопровода (больше, чем расстояние от Новосибирска до Иркутска), почти столько же канализационных сетей, 38 водопроводных станций и 500 тысяч кубометров воды в сутки: в 100 раз больше первой насосной станции, запущенной в далёком 1929 году, и дававшей горожанам пять тысяч кубометров воды в сутки.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *