«Я на валенках поеду в 35-й год». Книжный обзор

Про невозможность вернуться «в обратно» было сказано не раз, но, тем не менее, мы возвращаемся памятью в прошлое, «Там, где — боже мой! Будет мама молодая, И отец живой». Слова, написанные Геннадием Шпаликовым, обжигают и сейчас, можно лишь догадываться, какой болью они звучали для поколения «на войну опоздавшей юности».
К этому поколению относится и академик Евгений Павлович Велихов, поменявший запавшую в душу строчку, изменив 1945 год в оригинале на год своего рождения.
Выдающийся ученый-физик современности, общественный деятель, человек, наравне общавшийся с сильными мира сего, с известными деятелями науки и культуры на всех континентах, оставил нам удивительно живую книгу воспоминаний. Оказалось, что о науке можно рассказать с юмором и любовью, без пафоса и надрыва о многих вещах, которые чаще оставались за бортом внимания людей, далеких от физики и высокой политики. Занимаясь вопросами физики высоких энергий, участвуя в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, будучи на самом переднем крае современных проблем, таких как управляемый термоядерный синтез, и организация науки в современном обществе, он сумел сделать свою книгу действительно интересной. И, конечно, как всякая книга воспоминаний, она начинается с истории рода, с детства.
Рано потеряв мать, Женя в основном воспитывался бабушкой по материнской линии, Евгенией Александровной, происходившей из прибалтийских немцев, с детства говорил и читал по-немецки, в том числе и на готическом шрифте. Сказки братьев Гримм, позднее книги Гейне и Гёте. Удивительные и забавные, трагические и поучительные подробности из жизни близких людей, формировали характер мальчика гораздо сильнее того, что приходило извне. Отец Жени, инженер-строитель, был связан по работе с объектами, которые сыграли большую роль в деле победы, и в восстановлении разрушенного после войны. Постоянные командировки на строительные объекты высокой значимости для обороноспособности страны были для Велихова-старшего его личным фронтом. Работа под началом Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего тогда наркомом вооружения, привела к тому, что семья постоянно находилась в разъездах по стройкам: Северодвинск (Молотов), Пермь, а в феврале 1943 года – Сталинград. Павла Велихова направили восстанавливать сталинградские заводы: «Баррикады» и тракторный.
«Для мальчишки восьми лет этот город был шоком и откровением. Нельзя было придумать лучшей игрушки – на улицах разбитые чудеса техники со всей Европы: танки, пушки, минометы и автомашины. За ними снег и коробки домов с лестничными пролётами». Мальчишек невозможно было оттащить от страшных развлечений детей военного времени – с оружием и боеприпасами, которые до поры до времени оставались в свободном доступе. Когда восстановили школу, ребятня после своих опасных вылазок прибегала туда погреться: проталкивались к печке и засыпали. Волжское лето с арбузами, яблоками, дыньками, казалось мальчику настоящим раем после уральского голода.
Отец, который, всю жизнь работал, как на войне, не мог уделять много времени сыну, умер от перенапряжения в 47 лет, но оставил в наследство любовь к хорошей литературе. Из своих бесконечных командировок он всегда привозил книги. «Где-то раздобыл антологию русской поэзии ХХ века», и Женя узнал великих поэтов Серебряного века. Тем не менее, при огромной любви к литературе и истории, Велихов после окончания школы выбрал физику. С золотой медалью и грамотами олимпиад и выставок школьного творчества, он прошел собеседование и был принят на физфак МГУ. Начался новый этап жизни, помимо учебы в университете прибавились заботы по поддержке осиротевшей семьи, где Женя остался за старшего.
Умение этого поколения брать на себя ответственность не по возрасту, раннее взросление, понимание многих вещей через иносказание, выдержавших и видевших зачастую то, что не каждому ныне живущему взрослому под силу, вызывает уважение и преклонение. И может, уже будем называть этих людей не «Дети Войны», а «Дети Победы».
Наталья Трегуб,
заведующая библиотекой Новосибирского Дома ученых