С песней по жизни – и вся жизнь в песне
В чудесном советском фильме «Приходите завтра» героиня приезжает в Москву, чтобы «поступить на артистку». Поначалу к ней относятся скептически, но, услышав её голос, принимают на вокальное отделение даже несмотря на то, что набор уже закончился.
Дело в том, что певцы с природными богатыми вокальными данными всё же редкость. Имея талант и упорство, возможно стать хорошим исполнителем, но «природники» – особая категория среди певцов. Об одном из таких артистов и его творческом пути мы и хотим вам рассказать. Причём артистом он быть никогда не мечтал.
Работа, пугающая многих
Примечательно, что свой путь к творческой профессии Владимир Коварский начал, так сказать, со скальпелем в руке – будучи студентом медицинского вуза.
«Я родился в 1983 году в городе Братске. Это Иркутская область. На берегу Ангары. С детства видел Братскую ГЭС как знамение достижений советской культуры и промышленности. Впечатлялся всеми этими красотами… – начинает он свой рассказ. – Когда я заканчивал одиннадцатый класс, мы с несколькими ребятами из моей группы технического лицея, вместо того, чтобы продолжить готовиться к техническому вузу, решили себя попробовать на поприще врачей.
Проходя обучение в медицинском вузе, Владимир и не задумывался об артистической карьере.
Однажды нас незадолго до окончания одиннадцатого класса после уроков повели проверить на психическую устойчивость и склонность к врачебной деятельности в «патологоанатомический театр». Мы туда пришли. Кому-то стало нехорошо, кто-то решил, что не будет особо долго присутствовать.
Но раз мы хотим поступить в Иркутский государственный медицинский университет и быть врачами, нам нужно было соприкоснуться с такими моментами, с которыми соприкасаются студенты».
Таким образом, юноше удалось проявить силу воли.
Владимир поступил в медицинский вуз. Обучаясь там, он и не задумывался об артистической карьере.

От театра анатомического – к театру музыкальному!
Повороты судьбы бывают разные. Именно такой резкий поворот судьбы произошёл и с Владимиром.
Однажды ему случайно удалось стать зрителем на спектакле в доме-музее С. Г. Волконского. Там была в своё время воссоздана не только усадьба князя-декабриста, но и его салонный театр, и регулярно проводились спектакли.
Вот как Владимир рассказывает об этом, казалось бы, рядовом, но ставшим для него судьбоносным событии:
«Я позвал свою старшую сестру, и мы пришли на этот спектакль вместе с ней. Это была пьеса про одного из декабристов, романтическая история. Екатерина Зимбулатова блистала… Мне очень понравилось. Когда спектакль закончился, стали объявлять, кто над ним работал, и на сцену вышел сам главный режиссёр и художественный руководитель – основатель театра «Юность», на базе которого был создан театральный салон – Алексей Алексеевич Худяков (он два года назад почил). Тогда он был в самом расцвете творческих сил. И вот он говорит: кто хочет играть в спектакле, тот может прийти поучаствовать. Особенно ждём студентов. Я сказал сестре, что хотел бы поучаствовать. Это было на первом курсе, я тогда только переехал в Иркутск. Учился, но ещё не адаптировался».
Всё же внутренние колебания, конечно были – «замахнуться на артиста»!.. Но помогла моральная поддержка сестры и мамы.
На просмотре Алексей Алексеевич Худяков прослушал, как Владимир по слуху пропел куплет… и ему неожиданно дали достаточно серьёзную роль.
Так Владимир, будучи ещё студентом, начал театральную деятельность.
Провинциал в столице, или первые шаги в творчестве
За плечами уже были выступления, конкурс вокалистов, учёба в консерватории Петрозаводска. Однако Владимир Коварский решил, что ему всё же ближе музыкальный театр. Так и появилась идея поехать поступать на учёбу в Москву.
О том, как поступал в ГИТИС, Владимир вспоминает с улыбкой. Ведь тогда он приехал в Москву совершенно неподготовленным. И, выйдя из вагона поезда, сразу же «с корабля на бал» ринулся сдавать вступительный экзамен – на котором, конечно, столичные экзаменаторы посмотрели на него строго и не без сомнений, несмотря на энергичное выступление.

Однако там же его приметила Розетта Яковлевна Немчинская, известный деятель театральных искусств, профессор факультета музыкального театра, и взяла на обучение к себе. Причём он её в тот момент даже не узнал, наивно, как истинный провинциал, переспросив, как же её зовут.
Учёба в ГИТИСе, вместе с тем, была закономерным этапом. Его живому характеру и кипучей энергии показалось тесно в рамках консерватории. Хотелось больше сценической, а не академической практики. И ГИТИС это всё предоставил. На сцене учебного театра студентами ставились пьесы всех театральных жанров. От оперы до мюзикла и водевиля. Ведь самое главное – это практика.
Тайны профессии
Сцена – это не только буря оваций и успех, но вместе с тем и неизбежные трудности, оплошности и ошибки, как в любой работе. Как справиться с подобным, сохраняя и даже усиливая творческий настрой?
«Если тебе дают возможность ошибаться и экспериментировать, то ты становишься актёром, – делится своими мыслями об этом Владимир. – На сцене может произойти всё что угодно, и один из главных навыков – это умение справиться с ситуацией. И сделать это так, чтобы зритель об этом не догадался. Мало того – ты должен правильно отнестись к этому сам. Не переживать, что ты ошибся, а воспринять это как опыт.
Бывали и у меня смешные ситуации на сцене. Один случай даже упоминается в книге Михаила Вострикова «Есть только музыка одна…».
На сцене может произойти всё что угодно, и один из главных навыков – это умение справиться с ситуацией.
Это было на концерте два года назад. Объявили дуэт. Мы должны были исполнять «Шутку» Гаврилина. Оркестр уже сыграл вступление, но моя партнёрша по какой-то причине не вышла на сцену. И тут одна моя знакомая, поняв, что я готовился к дуэту, а стою на сцене один, решила мне помочь исправить эту фатальную ошибку и из зала подкинула мне зонтик. И я с зонтиком отработал всю песню: представляя партнёршу, закрываясь от дождя и прочее. Конечно, пришлось импровизировать. Это именно та ситуация, когда нужно правильно среагировать и исправить ситуацию».
По мнению артиста, эстрада – это очень пластичный жанр, предельно насыщенный динамикой самой жизни, и поэтому он особенно близок импровизации и свободе творчества.
Какова природа таланта?
«Природниками» называют тех, чей голос был будто бы заранее обработан и предложен слушателю ещё до того, как человек начал всерьёз заниматься вокалом. Раскатистый глубокий тембр голоса Владимира вы легко услышите из-за закрытых дверей и на некотором расстоянии.
Владимир Коварский воспринимает голос в первую очередь как творческий инструмент. То, что дано от природы – лишь начало пути. Главное – работа над собой.
А самое главное – «не оставить зрителей равнодушными. Равнодушие зала – самое страшное для артиста», – такой вывод делает певец.
Артист из народа и для народа
Бывают артисты, далёкие от народа, сияющие далёкими звёздами. Владимир, напротив, мечтал всегда быть поближе к простым людям. Его вдохновляют певцы прошлых лет, которые выступали для обычных рядовых людей и в любых условиях. Эту простоту и незаносчивость он демонстрирует, исполняя песни на открытых площадках, выезжая на концерты в область. Неся людям открытое и доброе послание как духовную поддержку и приобщение к миру искусства.
Что является результатом работы артиста? Изменение душевного состояния человека.
На вопрос о том, что он считает самым важным, определяющим в профессии, её сутью, Владимир Коварский даёт несколько неожиданный ответ:
«Самое важное – быть гражданином. Вот что является результатом моей работы? Изменение душевного состояния человека. Зритель пришёл в зал в одном состоянии, а выходит в другом. Цель артиста в том, чтобы это было что-то более полезное для него в жизненном отношении. Самый лучший вариант – если то, что он увидел, помогло ему решить какую-то задачу, а может быть, просто прибавило энергии для того, чтобы бороться с проблемами в его жизни. Помогло ему жить.
Когда артист стоит на сцене, между ним и зрителем происходит некий обмен.

И наступает момент, когда важны уже не твои вокальные профессиональные качества, а то, получилось ли у тебя это взаимодействие или нет. Это уже межличностный уровень, когда важно, что артист представляет из себя как человек и какую общую идею он несёт своим творчеством. И в итоге зрители могут полюбить артиста именно за его основной посыл, в котором прослеживаются его ценности и его личные особенности.
Если получилось завоевать сердца зрителей, то в зале происходит нечто особенное. Вы становитесь некоей общностью, которая переживает прекрасный момент единения посредством искусства. Если это случилось во время концерта, то я считаю это исключительным событием в наше время. Люди сейчас очень загружены психологически, и открыться чему-то новому, всплакнуть и искренне порадоваться им бывает сложно. Или – тем более – как-то переосмыслить свою жизнь при встрече с чем-то необычным для себя.
Но когда такая встреча артиста и зрителя происходит, случается чудо человеческого взаимопонимания. И это может произойти где угодно. Неважно – в большом красивом концертном зале или на уличной сцене в небольшой деревеньке.
И это не о том, что произошло какое-то громкое открытие. Такие вещи происходят тихо. Ты просто понимаешь, что это произошло. И всё. Этот человек, который был твоим зрителем в тот момент, с тобой может больше никогда не встретиться. Но это имеет ценность. И это то, к чему надо стремиться».
Анделис Ли
Фотографии со страницы Владимира Коварского «Вконтакте»
