Что такое квалифицированная электронная подпись

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) позволяет удаленно удостоверять документы от имени юрлица или предпринимателя. Рассказываем, какой она бывает и как получить.

Что такое КЭП

Квалифицированная электронная подпись – это цифровой аналог обычной подписи, который представлен в виде зашифрованной информации. К примеру, в виде набора символов, знаков и паролей. На законодательном уровне порядок использования, признания, оформления электронной подписи утвержден в Законе № 63-ФЗ от 06.04.2011 года. Согласно статье 5 различают простую и усиленную ЭП. В свою очередь усиленная ЭП подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную.

Зачем КЭП нужна руководителям компаний и ИП

Электронная подпись для ИП и юрлиц необходима для ведения цифрового документооборота, получения государственных услуг, совершения сделок. С помощью ЭЦП можно подписывать различные документы, представлять отчетность в контрольные органы, подавать заявки на оформление кредита, участие в тендерах, регистрировать ККТ в налоговой инспекции. Кроме того, по закону КЭП требуется в следующих случаях:

  • При осуществлении закупок государственными или муниципальными учреждениями.
  • В целях раскрытия информации акционерными обществами в ЕФРСФДЮЛ (Федеральный Единый Реестр).
  • Для участия в государственных закупках, тендерах при электронных торгах.
  • Для подписания и подачи алкогольных деклараций.
  • При взаимодействии с государственными органами, включая обмен письмами и другими документами.

Как работает КЭП

Квалифицированная электронная подпись для юридических лиц или ИП работает совместно со специальным ПО под названием СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Эта программа устанавливается на компьютер отдельно. При подписании документов с помощью ЭП информация шифруется, а к документу прикрепляется файл подписи. В нем содержатся данные о владельце подписи, а также о том, какие именно сведения он заверил. Если документ был подписан посредством КЭП, легко установить, кому принадлежит подпись и не меняли ли данные после заверения.

Отличие КЭП от УКЭП и ЭЦП?

КЭП нередко также называют УКЭП, то есть усиленной квалифицированной электронной подписью. Это одно и то же. В отличие от простой ЭП и усиленной неквалифицированной электронной подписи УКЭП обладает наибольшей юридической силой, позволяет в полной мере защитить документ от изменений. УКЭП приравнивается к собственноручной подписи, применяется без ограничений и хранится на специальном носителе (токене).

ЭЦП это устаревшее название электронной подписи. Этот термин обобщает понятие цифрового заверения документов/данных и уже выходит из использования.

Как оформить КЭП

Для ее получения нужно обратиться в ФНС или аккредитованный удостоверяющий центр. При заполнении заявления юрлицу следует указать данные о компании, включая название, ИНН и ОГРН. По результатам оказания услуги на электронном носителе выдается ключ ЭП, ключ проверки ЭП, ПО для использования подписи. Одновременно оформляется квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП. Также заявку на выпуск КЭП можно подать в некоторых банках.

В каком банке можно получить квалифицированную электронную подпись

Райффайзенбанк

  • Подача заявки через приложение или интернет-банк.
  • Помощь в заполнении документов на ЭЦП.
  • Доступ к онлайн-бухгалтерии для отправки отчетов.

ВТБ

  • Оформление усиленной ЭЦП для бизнеса.
  • Бесплатное получение подписи при наличии счета.
  • Запись КЭП на сертифицированный USB-токен с модулем NFC.

Промсвязьбанк

  • ПСБ — доверенное лицо удостоверяющего центра ФНС РФ.
  • Бесплатное оформление КЭП при открытии счета.
  • Получение электронной подписи по онлайн-заявке, без посещения ФНС.
  • Запись КЭП на сертифицированный USB-ключ.

Тинькофф

  • Можно оформить КЭП по онлайн-заявке.
  • Получение ЭЦП в точках выдачи банка или филиале удостоверяющего центра.
  • Одна подпись для заверения всех документов.