Внутренний туризм в России набирает обороты, и вот уже, наверное, не найдется в Новосибирске человека, который не слышал бы о селе Чингис. Местные жители порядком удивляются приезду к ним туристов. Пожимают плечами, мол, что у нас смотреть-то? Зачем ехать за 150 километров от Новосибирска?
Достопримечательностей в Чингисе не сказать, чтоб много, но они есть.
Да, цветная глина, пожалуй, главная достопримечательность села. Неподалеку Чингиса него на поверхность выходит ее месторождение. 16 различных цветов, которые издревле использовались местными жителями для росписи посуды и стен, в том числе и для создания фресок. В XIX веке существовала даже Чингисская школа глиняной росписи.
Попасть в храм, чтобы посмотреть на него изнутри – непросто. Вашему покорному слуге это, например, не удалось. Храм открывают только на время службы. Не так уж много прихожан в селе, все население которого – около 600 человек. Ну а поток туристов пока еще не настолько большой, чтобы ради них держать его открытым целый день.
Еще одна достопримечательность села – «Золотой колодец». Старый, с огромным журавлем, с помощью которого достать полное ведро ледяной воды из темной его глубины сможет даже ребенок. Вода неимоверно вкусная! Ну, или показалась таковой мне, городскому жителю, привыкшему к «мертвой» водопроводной.
За этим всем, конечно, стоит съездить в Чингис. Прокатиться на паромной переправе (контраст с паромами Стамбула, безусловно, разительный, но сам опыт будет интересным в любом случае), посетить храм, попить воды из колодца, но…
Не только и не столько этим интересен Чингис.
В первую очередь интересно это село свое исторической составляющей. Своей ролью в освоении Сибири.
Это место помнит многое… И неудивительно, ведь основан Чингис в 1629 году. И хоть и является одним и старейших русских поселений в Новосибирской области, изначально Чингис не был русским, и не был селом.
И главное: именно у стен Чингис-городка произошло последнее в наших краях сражение между коренными обитателями Сибири и русским войском.
Итак, по порядку… Принято считать, что русские пришли на территорию нынешней Новосибирской области в 1598 году. А если конкретно, то 10 августа 1598 года на берегу Ирмени, близ места ее впадения в Обь, воевода Андрей Войенков во главе войска в 400 человек (впрочем, разные историки называют числа от 400 до 1000), настиг Хана Кучума в его стане, и наголову разбил войско (порядка 500 человек). Взяв в плен многих знатных людей, в том числе и пятерых сыновей хана.
Сам Кучум бежал вниз по Оби, и дальнейшая его судьба неизвестна.
Так закончилось время правления сибирского царя Кучума, потомка Чингисхана, и погубителя Ермака Тимофеевича, но это не значит, что Сибирь вдруг разом стала русской, а все местные племена, ощутив могучую руку Москвы, тут же присягнули на верность Борису Годунову.
Всю территорию от слияния Бии и Катуни, и до впадения в Обь Томи, на тот момент контролировали телеуты. Коренной Сибирский народ, достаточно хорошо развитый к началу XIX века. Телеуты, или, как их называли русские, белые калмыки, вели полукочевой образ жизни, обложили данью менее сильные народы, и имели свою армию, насчитывавшую до тысячи воинов.
И подданными белого царя телеуты становится не хотели.
Уже был основан Томск, уже двинулись казацкие ладьи вверх по Томи, чтобы заложить первые камни будущего Новокузнецка, но верхнее Приобье по-прежнему не желало входить в состав русского царства.
Телеутский князь Абак ограничился тем, что регулярно слал в Москву дорогие подарки в знак мира и доброй воли, а в 1609 году — заключил с русским правителем договор о военно-политическом союзе. Телеутам было разрешено кочевать до самых стен Томского острога, не платить ясак, и иметь полную независимость. Взамен же, в случае необходимости, Московия могла послать Абака воевать против неугодных племен, или же позвать на помощь, ежели русским городам в Сибири будет угрожать враг.
Казалось бы: все, положено начало прекрасной дружбе, и со временем телеуты ассимилируются с русскими. Но история распорядилась иначе.
В 1617 году Абак почувствовал себя достаточно могущественным, чтобы разорвать торговые и дипломатические отношения с Московией, и начать вялотекущую войну. Телеуты нападают на мелкие русские поселения, грабят данников России, угоняют скот, разоряют земли.
Телеуты – кочевники. Они — то здесь, то там. Выходить рать на рать – не торопятся…
И здесь в наше повествование вклиниваются чаты. Еще один коренной Сибирский народ. Князем чатов в то время был Тарлав – богатый владыка, прекрасный дипломат и опытный полководец. Все это в сочетании, скорее всего, и помогло ему стать зятем Абака.
Изначально Тарлав, почуяв пришедшую в Сибирь силу, присягнул русскому царю, но вскоре, поняв, что Москва – далеко, а Томск и Кузнецк – не так уж и сильны, отступил от своих слов, и стал формировать свой собственный союз.
Центром его стал основанный в 1629 году Чингис-городок. Хорошо укрепленная крепость на правом берегу Оби. С реки к ней не подобраться – защитники крепости засыплют стрелами любую ладью, с берега Чингис был прикрыт густым непролазным бором.
К Тарлаву примкнул его тесть, Абак. Следом свое расположение к нему выказали Кучумовичи… Многочисленные родственники Кучума разной степени знатности. Дети, внуки, племянники.
Объединение столь многих племен и войск могло обернуться катастрофой для Томска и Кузнецка. Города были хорошо укреплены, но и они не выдержали бы осады могучей армии сибиряков. Поэтому решено было нанести упреждающий удар.
После нескольких неудачных попыток договориться с Абаком и Тарлавом, в Томске был сформирован отряд из 500 (по другим данным – 900) воинов, которые по замерзшей Оби 5 марта 1631 года выдвинулись к Чингису. Зная, что Тарлав собирает силы в кулак, томичи спешили до похода в Чингис подкреплений. Пятинедельный путь прошли всего за 2,5, и успели!
Тухачевский не хотел битвы. Не смотря на то, что у русских было численное преимущество, и имелись небольшие пушки, привезенные с собой на нартах, он предпочел бы удалить дело миром. Во-первых – чтобы сохранить людей, а во-вторых – чтобы все-таки склонить Тарлава, а за ним и Абака на свою сторону. Худой мир лучше доброй ссоры.
Иначе смотрели на ситуацию казаки Тухачевского. Не будет драки – не будет добычи.
По разным источникам, или казаки бросились на штурм, воспользовавшись отлучкой воеводы на разведку, или же Тухачевский, опасаясь волнений в своем войске, и угрозы с тыла, исходящей от приближающихся войск Абака и Кучумовичей, отдал приказ брать Чингис…
В ходе штурма случилось то, чего опасался Тухачевский. С тыла подошел отряд Кучумовичей, и ударил томичам в спину. Но, не смотря на необходимость сражаться на два фронта, войско Тахачевского одержало победу. Кучумовичи были разбиты, Чингис – взят, а Тарлав, попытавшийся бежать, был настигнут и пал в бою.
Но и на этом сражение не закончилось. Подошло войско Абака, и теперь уже Тухачевский оказался в осаде в захваченном им городке. Но после 10 дней безуспешной осады, во время которой томичи регулярно делали вылазки в стан врага, нанося ему урон, Абак счел за благо отступить и раствориться в Сибирской тайге.
Всего в сражениях за Чингис русские потеряли 10 человек убитыми и 67 раненными. Потери же чатов, телеутов и Кучумовичей были куда серьезнее: порядка 2 сотен убитыми.
Именно взятие Чингиса положило конец владычеству Сибирских племен в наших краях. Именно поражение Тарлава, крепость которого стала русским селом, сохранившим свое название и по сей день, показало чатам, телеутам и другим племенам, что лучше стать частью русского царства, чем стоять у него на пути.
Ну а напоследок – немного легенд. Почему Тарлав назвал свой город именно Чингис? Слышится ли вам в этом названии топот тысяч всадников великого монгольского хана, завоевавшего половину мира? Чингис… Чингисхан…
По одной из легенд, тело Чингисхана было разделено на несколько десятков частей и захоронено в разных концах его безграничной империи. Ну и согласной этой легенде, Тарлав основал свой город неподалеку от кургана, где был предан земле палец легендарного правителя…
Учитывая, что могила Чингисхана так и не была найдена – кто знает, может быть легенда и не врет?
Кирилл Кудряшов, писатель
Фото автора