Как церковь соблюдает коронавирусные ограничения

Фото: biwork.ru

Митрополит Новосибирский и Бердский распорядился соблюдать рекомендации Роспотребнадзора. А настоятель собора Александра Невского призвал вакцинироваться (смотрите видео).

Православная церковь с самого начала коронавирусной пандемии стала практически полностью следовать рекомендациям санитарных врачей и предупреждать верующих об опасностях инфекции. Уже было несколько случаев, когда даже в великие христианские праздники приостанавливали, ограничивали или вовсе отказывались от проведения традиционных обрядов и таинств.

Сегодня, во время так называемых нерабочих дней, накануне праздника Дня народного единства, который отмечать россиянам в этом году выпало четыре дня подряд, православная церковь точно также советует прислушиваться к рекомендациям медиков и Роспотребнадзора. А также – неукоснительно соблюдать весь регламент поведения во время ограничительного режима повышенной готовности.

Одно из региональных СМИ заметило, что на странице в социальной сети «ВКонтакте» новосибирского собора во имя святого князя Александра Невского появилось приглашение:

— Братья и сестры, еженедельно по средам в соборе во имя св. князя Александра Невского после литургии служится молебен о помощи врачам, болящим, трудящимся в период пандемии! Кто может, приходите пожалуйста помолиться.

Журналисты стали размышлять о том, не нарушение ли это запрета на проведение массовых мероприятий. Но буквально в течение нескольких часов этот церковный призыв был из интернета удалён.

Что же касается главной цели нерабочих дней и ужесточения ограничительных мер (введение QR-кодов и прочего) – добиться масштабной вакцинации населения, — то и в этом вопросе церковь поддерживает стремление властей. Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим уже распорядился «о неукоснительном соблюдении санитарных норм при совершении богослужений настоятелям приходов, игуменам и игумениям монастырей Новосибирской епархии»:

— В связи с сохраняющейся высокой угрозой распространения коронавирусной инфекции напоминается о необходимости использования средств индивидуальной защиты (соблюдения социальной дистанции и масочного режима), а также неукоснительного соблюдения всех противоэпидемиологических норм, изложенных в «Инструкции для настоятелей приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции», утверждённой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, а также рекомендаций Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области.

Протоиерей Александр Новопашин, настоятель собора Александра Невского, 2 ноября во всеуслышание призвал вакцинироваться:

— Поскольку я переболел, и достаточно тяжело коронавирусом, было принято решение, и мной, и членами всей моей семьи, пройти вакцинацию. Что мы благополучно и сделали. Мы сталкиваемся с большим количеством различных слухов, домыслов и страхов, распространяемых различными пропагандистами конспирологических лженаучных идей, раскольнических, сектантских группировок, лжепроповедников, лжесвященников, которые вещают, что якобы вакцинация и есть печать Антихриста. Но здесь нужно успокоить людей: заходя в храм, снимают шляпу, а не голову. Трезвомыслие нам всем необходимо, и в данном случае здесь важно понимать, что в вопросах вакцинации никаких религиозных факторов не существует. В данном случае это вопрос не религиозный, это вопрос медицинский. И в этой ситуации важно понимать, что никакого ущерба спасению души вакцинация не приносит. Старательно распространяются слухи, и слухи ужасающие, якобы и от вакцины умирает большое количество человек. Могу ответить, как священник, и за себя, и за своих коллег, которые служат в соборе Александра Невского. Ежедневно нас вызывают для отпевания людей, в том числе и умерших от различных заболеваний, в том числе и от коронавируса. И ни я, ни мои сослужители не можем на сегодняшний день привести ни одного примера, когда человек в результате принятия вакцины скончался. Но то, что мы ежедневно отпеваем людей и скончавшихся, в том числе, от коронавируса, — это факт, который мы можем подтвердить совершенно твёрдо, совершенно честно. Мы видим, что угроза – реальная, что болезнь – страшная, что смертность достаточно высокая, что скоротечность этой болезни до летального исхода тоже стремительная. Что же ещё ждать? В данном случае, безусловно, лично я считаю, что лучший выход – снизить риски, принять вакцину.

Чтобы было понятно, насколько серьёзно в православной церкви относятся к сохранению здоровья прихожан и священнослужителей, ознакомьтесь с инструкцией настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Этот документ утверждён решением Священного Синода от 17 марта 2020 года.

Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, — говорится в инструкции, — при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.

До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в ставропигиальных и епархиальных монастырях Русской Православной необходимо выполнять следующее.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин

  1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий[1], — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.
  2. Преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде.
  3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.
  4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.
  5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания

  1. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).
  2. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.

Относительно совершения таинства Елеосвящения

  1. При совершении «общих соборований», то есть Елеосвящения, в храмах использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватные палочки) с последующим сожжением.

Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни

  1. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.
  2. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.
  3. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.
  4. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.
  5. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования и тщательно омывая кипятком.
  6. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.
  7. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Указания общего характера

  1. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).
  2. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.
  3. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.
  4. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.
  5. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.
  6. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.
  7. Объяснять прихожанам, что исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Также объяснять прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов.

[1] — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим её сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).

Приложение

Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:

препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);

3% перекись водорода;

70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);

75% этиловый спирт;

хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).

Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *