Вячеслав Кантор призывает к сохранению исторической памяти для будущего человечества

Прошлое определяет наше будущее, поэтому о прошлом необходимо помнить и делать соответствующие выводы из него, чтобы ошибки прошлого не повторялись в будущем. Такова позиция международного общественного деятеля Вячеслава Кантора, которую он отстаивает на протяжении многих лет. Одной из главных своих миссий как общественного деятеля Вячеслав Кантор считает сохранение исторической памяти и донесение исторической правды о страшнейшей катастрофе XX века – Холокосте – в которой сгорели жизни миллионов евреев. Холокост – это неописуемая трагедия, и помнить о ней – значит помнить о том, к чему может привести нетерпимость, ненависть и равнодушие.

С каждым годом историческая память о событиях первой половины XX века становится всё более блёклой и тривиальной. Несмотря на то, что на долгие годы события Холокоста стали своеобразной «прививкой» человечеству от нетерпимости и антисемитизма, действие этой прививки постепенно сходит на нет. Как убеждён Вячеслав Кантор, это прежде всего связано с тем, что из жизни уходят последние непосредственные свидетели и участники этих событий, живые носители исторической памяти, а вместе с ними уходит и настоящая человеческая боль этих воспоминаний. Холокост превращается в событие истории, теряет остроту, начинает трактоваться по-разному, а иногда и вовсе отрицаться. Этого нельзя допустить, уверен Вячеслав Кантор. Сам Кантор прилагает все возможные усилия для того, чтобы память о страшной трагедии жила – ведь это может служить защитой от того, чтобы ничего подобного в мире больше не повторилось.

Одним из способов сохранения памяти о событиях прошлого Вячеслав Кантор считает увековечивание её в монументах, памятных местах и памятных мероприятиях. В частности, в июне 2018 года он принял участие в подобном мероприятии – возглавляя в то время Европейский еврейский конгресс, от лица всех европейских евреев он открыл в Чехии уникальный монумент, увековечивающий память десятков тысяч жертв Холокоста, прошедших через стены концентрационного лагеря в Терезине (или, как называли его нацисты, Терезиенштадт). Чехословацкий лагерь служил перевалочным пунктом для евреев из многих стран Европы по пути в лагеря смерти. Сам Терезиенштадт одновременно служил так называемым «образцовым гетто» — ширмой для нацистов, за которой они рассчитывали укрыть от остальной Европы правду о том, что именно происходит с евреями в концентрационных лагерях и лагерях смерти. В этой «образцовости» кроется отдельная глубина циничности и бесчеловечности, и поэтому память об этом пугающем месте, как и о прочих нацистских преступлениях, необходимо сохранить для грядущих поколений.

В ходе церемонии открытия Вячеслав Кантор прямо заявил, что монумент в Терезине – это не только напоминание, но и предостережение потомкам, которое должно предотвратить повторение подобных трагедий. А сам монумент, выполненный в виде огромного неподъёмного камня, олицетворяет собой тяжёлую ношу – не только ношу отчаяния и человеческой стойкости, продемонстрированные жертвами концлагеря, но и ношу памяти и нравственного долга, возложенную на нас и наших потомков. Все мы несём этот долг перед предками, убеждён Вячеслав Кантор, долг по сохранению памяти и противодействия ненависти, нетерпимости и антисемитизма в нашем настоящем и будущем.