Лидеры рынка лекарств России работают в Новосибирске!

Социальная и экономическая ситуация в городе во многом зависит от здоровья горожан, а значит, от работы таких незаменимых учреждений, как аптеки. Крупнейшей профильной организацией города была и остается Новосибирская аптечная сеть. О том, чем живет и к чему стремится предприятие, которое сегодня объединяет 95 торговых точек, а его коллектив насчитывает более 600 человек, мы беседуем с директором МП «Новосибирская аптечная сеть» Владимиром Машановым

Статус обязывает

— Новосибирская аптечная сеть — предприятие муниципальное. Что отличает вас от других участников рынка? 
— Мы муниципальная и одновременно коммерческая организация. У нас нет бюджетных денег, каких-то статусных преимуществ перед частными аптеками. Наша задача, как и любой другой аптеки, — убедить покупателя, что именно у нас надо приобрести товар, продать ему товар и получить прибыль.
— Для многих непонятно, как это муниципальное предприятие не имеет бюджетного финансирования? 
— Так ведь муниципальное предприятие и не должно его иметь изначально. Да, МУПы наделены имуществом муниципалитета, но их задача — использовать это имущество и получать прибыль. Просто нередко функции МУПов не компенсируются деньгами потребителей, а выполнять эти функции необходимо, потому их поддерживает муниципалитет. Но нас бюджет не «кормит», мы зарабатываем сами. Хотя у нас есть функции, которые определяет муниципалитет.
— Расскажите о них подробнее.
— Одна из самых понятных для муниципалитета и населения наших функций — сдерживание хаоса цен на рынке препаратов. Стремясь к удешевлению товаров, мы препятствуем недобросовестной конкуренции. В городе много аптек, казалось бы, это хорошо для потребителя — все хотят его завоевать. Однако в условиях выживания есть большой соблазн сэкономить за счет, к примеру, снижения качества товаров.
Тут отмечу нашу вторую функцию и одновременно основное отличие от частных аптек — мы неукоснительно соблюдаем фармацевтический порядок, то есть всю совокупность правил и норм, которые регулируют работу аптек: строгое соблюдение норм закупки, хранения и отпуска препаратов, профессиональные кадры. Кстати, в частных компаниях экономия на кадрах наблюдается в первую очередь. Наши же работники постоянно повышают квалификацию.
И самая главная наша функция — обеспечение населения лекарственными препаратами и сопутствующими товарами высокого качества. В отличие от частных аптек мы приобретаем лекарственные препараты через торги госзакупок. Процедуры прозрачные, поставщики сертифицированы и лицензированы. У нас нет ни желания, ни возможности пустить в сеть товар сомнительного происхождения.
Добавлю, что мы с большим энтузиазмом стали участником российского, пока пилотного, проекта по маркировке лекарственных препаратов. Надеемся, что скоро проект будет распространен на все регионы, и маркировка станет обязательной. Чистота происхождения товара — наше преимущество.
— Каковы минусы муниципального статуса?
— Скажем, не минусы, а особенности. Из-за того, что наше имущество — имею в виду здания аптек — муниципальное, мы в этой части маломобильны. Если частник в любой момент может арендовать помещение там, где ему нужно, или прекратить аренду, то у нас такой возможности нет. Большинству наших зданий 50 и более лет. Они требуют дорогостоящего ремонта, и, возможно, некоторые мы бы закрыли, но это от нас не зависит. А ведь их надо содержать, отапливать и платить взносы на капремонт, если это жилой дом!
Нередко нам предлагают сдать их в аренду. Но фармпорядок выставляет жесткие требования по санитарно-техническому состоянию, и не каждый арендатор сможет его выдержать. Не буду углубляться в детали, но скажу, что сдать наши помещения в аренду очень непросто.
— Муниципальный статус накладывает определенные ограничения и в части закупок препаратов. 
— Мы, как муниципальное предприятие, не пользующееся бюджетными средствами, работаем в части госзакупок в строгом соответствии с ФЗ № 223. Сложность в том, что этот закон, видимо, в качестве меры поддержки малого и среднего бизнеса, обязывает нас приобретать у таких предприятий товары на уровне не менее 15 процентов от оборота. Потому приходится делать массу, на мой взгляд, ненужных действий, которые нас ограничивают в выборе товара. Но закон есть закон.

Не жаловаться, а работать в существующих условиях

— Судя по вашим словам, в МП «НАС» используются все доступные приемы маркетинга.
— Максимально используются! Мы не жалуемся, а работаем в существующих условиях. Если где-то проигрываем, допустим, из-за ограничений в части имущества, то в чем-то другом мы должны конкурентов опережать. К примеру, в интернет-технологиях.
Сегодня интернет-аптека МП «НАС» самая крупная в городе, реализующая товар через собственную сеть. Конечно, в Новосибирске интернет-аптек много, но их средний ассортимент порядка 10 тысяч наименований, у нас же 45 тысяч. Мы торгуем всем, что предлагает рынок, в том числе товаром, который дешев и невыгоден частнику. Сегодня у нас быстрый, информативный и удобный для пользования сайт интернет-аптеки, где база данных обновляется каждые 15 минут.
— Вы одними из первых в городе ввели услугу приема врача в рамках специализированных аптек.
— Это популярное и рентабельное направление нашей деятельности. Начинали с консультаций офтальмологов и ортопедов в аптеках, где есть профильные отделы продаж, а также производство очков в двух наших оптиках. Людям обязательно нужна консультация специалиста, который поможет выбрать очки или ортопедический товар правильно. Зачастую приходится долго ждать приема у врача в поликлинике, наши же специалисты всегда готовы помочь. Отмечу, когда только внедряли систему врачебного приема, то консультации были платные. Сейчас они условно-бесплатные: в случае заказа товара за прием платить не надо.
— Услуги Медицинского центра МП «НАС» на улице Титова выходят за рамки обычной консультации.  
— Да, это уже полноценное медицинское учреждение. Родился центр из стремления пойти навстречу потребителю, желающему получить высококвалифицированную врачебную помощь, и нашей задачи по максимально эффективному использованию помещений.
В основе работы центра лежит простое правило: доступная медицина без очередей. Сегодня, когда поликлиники перегружены, а в частных клиниках за прием просят от полутора тысяч рублей и выше, мы занимаем нишу между этими полюсами. Прием у наших специалистов стоит 600—700 рублей. Очередей нет, пациенты идут по записи на сайтах и в социальных сетях. Прием ведут врачи, к которым зачастую сложно попасть в обычной поликлинике: кардиолог, врач УЗИ, невролог, гинеколог, онколог. Добавлю, что на проведение анализов также невысокие цены.

Социальную функцию никто не отменял

— В МП «НАС» все нацелено на то, чтобы максимально использовать кадры, имущество и организационные возможности предприятия. Как это сочетается с явной социальной ролью?
— Вполне сочетается. К примеру, мы уже говорили о роли Новосибирской аптечной сети в сдерживании роста цен на рынке лекарственных препаратов. Фактически уровень цен, который существует в МП «НАС», служит для потребителя ориентиром. Если цена у частника ниже и если это не разовая акция краткосрочных продаж, то нужно задаться вопросом: почему ниже? Нет ли там проблем с поставщиком, лицензией и сертификатами, с соблюдением правил хранения лекарств или сроком их годности? Если цена значительно выше, то, вероятно, частник просто хочет на вас заработать сверх меры. Цена в сети МП «НАС» — показатель того, сколько сегодня стоит данный препарат, приобретенный и продаваемый в соответствии со всеми требованиями.
— Новосибирская аптечная сеть долгие годы обеспечивает малоимущие и льготные категории населения лекарственными препаратами и сопутствующим товаром по низким ценам. Как сейчас строится работа в этом направлении? 
— Проекты социальных цен, точечные программы лояльности — огромный пласт нашей работы, где постоянно происходят изменения и дополнения. К примеру, совместно с мэрией несколько лет назад мы начали проект по созданию филиалов социальных цен, где препараты продаются без торговой наценки. Сегодня у нас 11 филиалов! В своих социальных программах мы учитываем интересы клиентов с самыми разными потребностями и финансовыми возможностями. Пенсионер, инвалид, многодетная семья и представители других категорий населения всегда смогут выбрать свой вариант снижения цены на нужный товар в нашей сети без снижения качества. Со всеми акциями, вариантами скидок и бонусов можно ознакомиться на сайте https://mpnas.ru или позвонить по телефону 230-18-18.
Сегодня помимо привычных скидок ветеранам, держателям социальных карт и так далее мы большой упор делаем на программы лояльности. Это целый комплекс точечной работы с клиентом на основе СRM, или Системы управления взаимоотношений с клиентами. Она является основой бонусных программ для постоянных покупателей, которые могут обменять накопленные бонусы на рубли при покупке препаратов или получить скидку на определенную группу товаров. Сейчас этот раздел переживает бурный рост.
— Иной раз, видя цены в филиалах социальных цен, думаешь, что вы работаете себе в убыток.
— Когда мы создавали эти филиалы, то просчитывали всю экономику. С течением времени социальные аптеки вышли на самоокупаемость и даже стали рентабельными, пусть и с невысокими показателями. У них своя специфика, они сконцентрированы на продаже дешевых лекарств, но в массовых количествах. За счет этого они и окупают себя.
— Говоря о работе аптек, мы подразумеваем продажу препаратов, но сохранилась ли функция приготовления лекарств?
— Разумеется. Хотя бизнес старается закрыть готовыми формами почти все потребности населения, есть категории препаратов, где это убыточно. К примеру, выпускать лекарства в детской дозировке бизнесу хлопотно и невыгодно, потому это наша ниша. Кроме того, лечебным учреждениям проще купить у нас всевозможные болтушки и физрастворы, нежели заказывать их у фармацевтического предприятия. В этой же категории препараты с небольшим сроком годности, к примеру, глазные капли, которые готовят прямо в аптеке.
Мы сохранили солидную сеть производственных аптек. Более того, объем нашего производства препаратов даже растет. Мы предоставили населению возможность сделать заказ и получить готовый препарат в любой аптеке нашей сети. К тому же у нас теперь есть собственная торговая марка «Настоящее от природы», под которой мы производим БАДы и косметику.
— А как обстоит дело с расширением сети филиалов? 
— Буквально несколько дней назад мы открыли аптеку на Шлюзах по улице Балтийской. В настоящее время идут отделочные работы в будущей аптеке микрорайона Горский. Строится большая аптека на улице Нарымской. Сегодня мы просчитываем варианты размещения в микрорайонах «Стрижи» и «Чистая слобода». Думаем над возмож-
ностью размещения аптек в Академгородке. В планах открытие ветеринарных аптек. Словом, муниципальная Новосибирская аптечная сеть на месте не стоит, развивается и четко выполняет свою задачу — помогает горожанам сохранить свое здоровье.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *