Юрий Бернадский: Пути прорыва

Юрий Бернадский

«ЧС-ИНФО» начинает серию публикаций с напутствиями новому губернатору Новосибирской области Андрею Травникову.

На нового руководителя региона возлагаются большие надежды: как федеральным центром, так и жителями области. Ясно, что дело губернатора — следить за всеми сферами жизни. Но невозможно объять необъятное. Поэтому одна из важнейших задач — выделить основные, стратегические направления развития. Ведь именно от правильно расставленных приоритетов во многом зависит будущий успех.

Не хотелось бы, чтобы область завязла в точечных инфраструктурных проектах, подобных строительству Волейбольного центра или Ледового дворца. Ведь подобные объекты почти никак не отразятся на жизни области. Между тем для решения задач прорывного развития страны, поставленных президентом, необходимо реализовывать такие проекты, которые принесут ощутимую отдачу и для людей, и для бюджета. То есть такие проекты, которые смогут принести реальные деньги и реальную пользу, проекты стратегические, перспективные, а не точечные инфраструктурные изменения.

И в данном случае той «печкой» от которой стоит начинать «танцевать» должно стать развитие промышленности. Но и тут прорыв нельзя сделать сразу во всех сферах: необходимо выбрать самые эффективные, передовые направления и сконцентрировать внимание именно на них. Причем внимание не только непосредственно губернатора, но и федеральной власти. Ведь зачастую именно от того, насколько смелые идеи предложит центру региональная власть, зависит то, в какую сторону он посмотрит и куда направит силы и средства.

Какой потенциал есть у промышленности Новосибирска? На каких промышленных проектах стоит акцентировать внимание с учетом поставленных задач прорывного развития? И какие проблемы новосибирских производственников может решить новый губернатор? На эти и другие вопросы «ЧС-ИНФО» отвечает генеральный директор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Юрий Бернадский.

 

Человеческий капитал

 

— На чем, на ваш взгляд, стоит, прежде всего, сосредоточиться новому губернатору Новосибирской области, чтобы обеспечить в регионе прорыв, о котором говорил президент, и сделать нашу область примером для других регионов?

— Я с большим уважением отношусь к  решению Андрея Александровича Травникова сформулировать стратегические задачи региона за такой короткий промежуток времени и сформировать стратегию «Сибирское лидерство». Считаю, что ему уже удалось найти общий язык с деловым сообществом, с представителями науки и лидерами социальных групп.  Для этого пришлось объединить необъединяемые, разношерстные, противоречивые группы экспертов. И для этого он работает буквально по 25 часов в сутки, при этом заряжая энтузиазмом команду, которая, надеюсь, в ближайшее время уже будет окончательно сформирована. Я рад, что во многом эта команда сохраняет преемственность по ключевым экономическим направлениям, и по производственному блоку в том числе. Это является залогом поступательного движения и залогом того, что не будут потеряны имеющиеся наработки. Ведь сделано уже многое: в повышении инвестиционного рейтинга Новосибирска и в вопросах кадрового обеспечения промышленного роста.

Система технического и инженерного образования в нашем регионе находится как минимум в первой десятке по стране. Другое дело, что не все выпускники здесь задерживаются. Может быть, это как раз то, на чем следует сконцентрировать усилия губернатору: создание условий для востребованных специалистов по прорывным направлениям стратегического развития и базовым отраслям экономики. Создание условий для молодых специалистов, для профессионалов, для тех, кто умеет мыслить на перспективу, для тех, кто готов к реализации прорывных проектов: производственных, научных, инвестиционных, а также проектов в сфере культуры и социального обеспечения, поскольку качество жизни для любого человека является главным условием его закрепления и в профессии и в регионе. Потому что люди хотят жить сегодня — здесь и сейчас, реализовывать себя.

— Когда вы говорите о базовых прорывных направлениях стратегического развития для Новосибирской области, что именно вы имеете в виду?

— Это и биомедицинский кластер (фармацевтика), и электротехническая промышленность, и радиомикроэлектроника, ведь по факту мы уже третий в России центр по созданию отечественной элементной базы. Это транспорт и логистика,  ведь мы не просто перевалочная база, мы — мультимодальный транспортный узел. Поэтому такие площадки, как Промышленно-логистический парк и Терминально-логистический центр «Восточный» — это места приложения многих идей и людей.

Это, конечно, и агропромышленный комплекс: причем я имею в виду не сельскохозяйственное производство, а глубокую переработку продукции сельского хозяйства. Мы видим по другим регионам, что это может стать локомотивом развития всех отраслей. Ведь агропромышленный комплекс может выступить крупным заказчиком и по производству техники, и удобрений, и пород в растениеводстве и животноводстве, по внедрению новых технологий и по строительству.

Для всего этого у нас есть самое главное — люди. По большому счету, человеческий капитал – это главный ресурс, который есть в нашем регионе.

— Особенно остро вопрос о том, как правильно реализовать этот важнейший ресурс, встал после принятия пенсионной реформы. Молодые специалисты поставлены в очень непростое положение, теперь найти свое место на рынке труда им станет еще сложнее.

— Да, это правда. Прежде всего, при принятии пенсионной реформы надо было думать о создании новых рабочих мест. Но об этом никто не говорит… То есть говорят, но ничего не делают. Единственный из майских указов президента 2012 года, который не был выполнен — это указ о создании в стране в течение шести лет 25 миллионов модернизированных рабочих мест. Со всеми остальными задачами более-менее справились. С социальными задачами. А с этой — нет.

В Новосибирской области отчасти эта проблема решается за счет повышения престижа среднего профессионального образования. Сейчас 80% выпускников техникумов устраиваются по специальности, потому что потребность в технических специалистах колоссальная. И система профессионального образования смогла адаптироваться к запросам рынка труда и работодателей. Это огромный успех и большая заслуга Министерства труда, которое шесть лет проводило соответствующую реформу. Так что человеческий капитал у нас есть, а это — главное условие для экономического прорыва.

 

Индустриальные парки

 

— Какие именно действия со стороны губернатора, на ваш взгляд, могли бы поспособствовать решению поставленных президентом прорывных задач и реализации стратегии «Сибирское лидерство»?

— Конечно, очень трудно найти такие «кнопки», которые сработали бы на 100% и позволили действительно реализовать стратегию «Сибирское лидерство». Но по многим позициям мы уже сегодня впереди в Сибирском федеральном округе. Очень сильно продвинулись, например, по развитию внешнеэкономических связей и наращиванию объемов экспорта. Да, в 2017 году впервые мы получили отрицательное внешнеэкономическое сальдо (то есть импорт превысил экспорт). Но это говорит лишь о том, что мы, в условиях санкций и внешнеэкономического давления, научились работать с зарубежными партнерами. Это подтверждают и многочисленные деловые делегации, которые продолжают «атаковать» Новосибирскую область: и официальные делегации во главе с послами, и деловые «десанты», которые ищут применения своим компаниям, ресурсам и инвестициям в нашем регионе.

Если же говорить о том, что могло бы действительно дать серьезный стратегический результат в развитии промышленности, то наибольший потенциал я вижу в формировании индустриальных парков. Это — ключевой элемент развития экономики.

Промышленность, которая сегодня составляет менее 20% ВВП, при этом дает не меньше 30% налогов. В любой другой отрасли ситуация прямо противоположная. То есть, мягко говоря, не в самых льготных условиях существует производственная сфера. И именно здесь необходимо создание дополнительных условий для наращивания объема инвестиций. В первую очередь, собственных инвестиций новосибирских компаний, потому что они составляют две трети всего объема. Вот на них нужно в первую очередь рассчитывать и для них создавать условия. Прежде всего — законодательные условия. Я говорю об инвестиционном налоговом вычете. Но и институциональные условия. В том числе — формирование благоприятных условий для эффективного развития промышленных площадок. Мы видим уже как минимум десять таких площадок в регионе, хотя в Федеральный реестр индустриальных парков пока входят всего две.

— Что это за площадки?

— Помимо уже вошедших в реестр ИП «Новосиб» и «Экран» — это и завод «Электросигнал», и НЗХК, и «Сиблитмаш», и холдинг «Электроагрегат». Это, может быть, при всех существующих противоречиях, и площадка на базе «Сибэлектротерма» в Кировском районе, и «многострадальный» «Сибсельмаш» вместе со всей улицей Станционной, и «Элсиб». Завод «Труд» уже по определению стал индустриальным парком.

То есть это такие места, где уже сконцентрированы большие группы разнопрофильных производств и потенциальных резидентов, которые сегодня просто арендаторы. Такие места, где уже многое сделано для развития инфраструктуры и ресурсного обеспечения этих площадок.

— Как вы считаете, необходимо ли губернатору Новосибирской области активизировать взаимодействие с федеральной властью? Может ли это помочь развитию промышленности региона?

— Да. И самое важное в данном случае — это работа с крупными корпорациями, не только государственными, но и коммерческими. Речь о серьезных игроках, которые могли бы привлечь в качестве заказчиков высокотехнологичные новосибирские предприятия, способные поставлять сложную продукцию. Дело в том, что сегодня в России сложилась ситуация, когда с крупными корпорациями работать просто опасно! Тут без поддержки власти уже никак не обойтись. И я считаю, что здесь нужно подключаться губернатору и использовать для этого всё своё влияние.

Я знаю около десяти компаний, которые находятся в очень тяжелом положении. Те, кто уже ввязался в поставки, в том числе и для государственных корпораций. Начинается с того, что еще на старте цены заказа «рушатся ниже плинтуса». Дальше компания-подрядчик должна обеспечить гарантии — то есть фактически заморозить такой же объем средств где-нибудь в банке. Потом, выполнив заказ за счет своих ресурсов (купив сырье, заплатив зарплату и все накладные издержки), предприниматели вынуждены очень долго ходить, подписывая акт. В итоге они так и не могут подписать акт о выполненных работах, естественно, продукция либо пылится на складах, либо, «махнув рукой», отправляется заказчику и там успешно работает. А акт так и не подписан, деньги не получены. Потом два-три года идет суд, и компания становится банкротом. Подчеркиваю, компания, которая добросовестно выполнила свои обязательства по контракту. Это просто рушит все основы предпринимательства. Причем от этого страдают не только маленькие компании, которые «в микроскоп» не видно, но и средние. А ведь средний бизнес — это как раз та основа, где реально можно реализовать научные разработки, где идет кооперация и взаимодействие науки, образования и производства, где могут найти себе применение молодые амбициозные люди, куда можно привлекать и специалистов и инвесторов. Но для этого надо обратить на эту сферу действительно пристальное внимание.

Сегодня много делается для поддержки сельского образа жизни, и это правильно. Но объемы внимания государства и государственной поддержки к сельским территориям и к промышленности просто несопоставимы. И это надо менять. Очень надеемся, что у Андрея Александровича Травникова найдется на это желание, время, силы и союзники. Мы, со своей стороны, готовы выступать в качестве экспертов со своими аргументами, предложениями и идеями.

 

Планирование на перспективу

 

— Какие еще проблемы требуют внимания федеральной власти? На что стоит сделать акцент губернатору при взаимодействии с центром?

— Вот уже многие годы главная беда власти, как мне кажется, заключается в том, что, даже говоря о перспективе, мы боимся заглядывать за текущий налоговый период. Задача ставится: «абы год пережить, а дальше посмотрим». И всегда кажется, что сейчас «перебедуем», а настоящая жизнь начнется завтра. Это, я считаю, ключевая ошибка. Настоящая жизнь идет сейчас. А вот думать и планировать надо как раз на перспективу.

Для промышленности эта проблема выливается в такое ключевое противоречие. Говорится, что надо наращивать налоговую базу. Но ведь для этого, на самом деле, надо создавать выгодные условия для базовых игроков, то есть для тех, кто является главными налогоплательщиками. Не обдирать их до нитки (к чему в итоге, к сожалению, пока все сводится), а создавать базу на будущее, ту, которая начнет работать через пять-десять лет. Но, к сожалению, получается, что действия фискальных органов по наполнению бюджета вступают в противоречие с задачами развития экономики. Чтобы это ключевое противоречие решить, необходимо создать условия для развития, а не давить на предприятия.

— А какие, например, условия необходимы для развития предприятиям Новосибирска?

— Все-таки противоречие задач по наполнению бюджета и по обеспечению рывка в экономике является главными сдерживающим фактором. Поэтому и необходимые условия прежде всего касаются налогов. Ведь даже после заявлений федерального центра о том, что новые налоги вводиться не будут и их зафиксируют в сегодняшнем состоянии, по факту они все равно воспринимаются как неизбежно надвигающийся «самосвал с песком», который грозит тебя засыпать… Например, обещали, что НДС поднимут, но страховые взносы снизят. В итоге НДС подняли, а страховые взносы не снизили, объяснив это тем, что у нас и так льготная по сравнению с мировым рынком ставка. Понятно, что мы не пытаемся втравить губернатора в полемику с федеральным центром. Но, если говорить о том, какие льготные условия надо создавать, то, прежде всего — ослабить фискальное давление. Потому что когда каждому контрольно-надзорному органу дается задание по выполнению собственного плана по сбору денег в бюджет, это оборачивается бедой для предпринимателей.

— Льготное налогообложение и ослабление фискального давления — это всё, что необходимо, чтобы малый и средний бизнес смог стать локомотивом развития экономики?

— Нет. Сам по себе малый и средний бизнес никогда не станет локомотивом развития экономики. Без крупного бизнеса — никогда. Потому что он всегда стоит рядом. МСБ не формирует заказы, он выполняет заказы тех, у кого есть ресурсы. Тех, у кого есть емкие рынки сбыта.

Если мы говорим о направлениях прорыва, то есть именно о наукоемких предприятиях, то там действительно очень долгий период перехода от идеи, от научной разработки до внедрения в серийное производство. И этот период переживает всего около 3% компаний. С такой статистикой наукоемкий бизнес локомотивом не станет. Рядом всегда должен стоять крупный заказчик в лице базовых предприятий региона, либо в лице государства, либо крупных корпораций. И как раз здесь мы надеемся на активное участие губернатора.

 

Возрождение отраслевой науки

 

— То, о чем вы говорите — это традиционные пути поддержки бизнеса. Может быть, есть какие-то новые, прорывные идеи?

— Да, традиционные инструменты, особенно в сегодняшнем варианте их применения, недостаточны. Печальная статистика такова, что объем государственной поддержки малого и среднего бизнеса — всего 0,1% от объема реализации малого и среднего бизнеса в Новосибирской области. Всего одна десятая процента! Трудно себе представить, как можно поддержать этот большой отряд таким объемом, выдавая лишь точечную поддержку. Это не решение.

Значит, надо развивать инфраструктурные объекты там, где будут условия: ресурсные условия, арендные условия, технологические условия, в том числе и объемы заказов для малого бизнеса.

Это могут быть индустриальные парки, промышленные зоны или территории опережающего развития. Сегодня у нас в регионе их две: Линево и Горный. Может быть создано еще четыре: Барабинск —Куйбышев, в районе Карасука, в районе Чулыма и еще одна — в сторону Болотного. Но предстоит еще большая аналитического работа по определению ключевых направлений развития этих территорий. Сейчас ее ведут соответствующие министерства региона.

— Не хотелось бы, чтобы стимулирование прорывного развития экономики полностью легло на плечи государства. Известно, что сейчас бизнес неохотно инвестирует в крупные проекты, особенно наукоемкие. Считается, что в этой сфере велики финансовые риски, хотя это иногда кажется просто своеобразным «мифом». Что можно сделать, чтобы активизировать процесс инвестиций в наукоемкую промышленность и развеять «миф» о рискованности таких вложений? 

— Найти компании, которые не побоялись бы рискнуть и пришли с интересной идеей, которые могли бы сами не только реализовать ее, но и заразить инвесторов, очень сложно. Таких компаний появляется всего около трех в год.

Поэтому здесь важно понимать, что просто голая идея, которая родилась в недрах какого-то даже прикладного института, никого не вдохновит. Подход должен быть «зеркальный». Если есть запрос рынка или отрасли на то, чтобы немедленно создать продукт, который востребован рынком, то это и должно стать точкой приложения научно-исследовательских разработок и точкой стыковки промышленности и науки. Именно бизнес должен выступать драйвером этого процесса.

Есть ряд предприятий, которые сумели сохранить или заново создать не просто свои отделы или бюро, а даже исследовательские институты. Это и ОАО «Завод Труд — Обогатительное оборудование», и «СКБ Сибэлектротерм», это и КБ «Катализатор», и «Сиблитмаш»… Около десятка в регионе таких компаний, которые возрождают отраслевую науку. И именно такой подход кажется наиболее подходящим для решения задач прорывного развития экономики. Считаю, что на этот ресурс, уже готовый, существующий ресурс, тоже стоит обратить внимание нашему новому губернатору.

 

В завершение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что для реализации задач прорывного развития экономики необходимы действительно новые и нестандартные решения.

Прорыв нельзя осуществить привычными методами: мало снижать и повышать налоги, мало строить и ремонтировать дороги, мало назначать и увольнять руководителей, мало сажать и осуждать грабителей. Надо видеть проблемы в новом измерении и предлагать нестандартные решения.

О части из них мы поговорили сегодня. А о других читайте в следующих материалах цикла. Следите за публикациями на сайте «ЧС-ИНФО».

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *