Умный городок

Картина Роберта МакКолла

Картина Роберта МакКолла

На форуме «Технопром-2018» впервые были представлены элементы концепции развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0». Однако продемонстрированы были только научные проекты, тогда как значительная часть планов касается инфраструктуры территории. И, как нам кажется, изменения этого пространства должны планироваться с учетом мирового опыта «умных городов».

Использовать технологии «умного города» для развития городка ученых кажется логичным. Но пока не известно, насколько они будут использованы при реализации проекта «Академгородок 2.0». Будем надеяться, что планы развития этой территории действительно продумываются с точки зрения дня завтрашнего, а не сегодняшнего. Но, увы, чаще в России преобладает другой подход. Инфраструктурными проектами называют всё, что угодно: от ямочного ремонта дорог до строительства поликлиник. При том, что на подобных необходимых работах вообще не стоит заострять внимание, а настоящие проекты развития территории должны строиться на совершенно новых принципах.

Выступая на форуме «Технопром-2018», Президент России Владимир Путин особо отметил значимость новосибирского Академгородка как «территории с высокой концентрацией исследований и разработок». Говоря о новейших установках класса мегасайенс, он отметил: «В наших планах — создать сеть из таких установок: от подмосковного Протвино до новосибирского Академического городка и острова Русский во Владивостоке. Эти установки станут хорошим вкладом в решение задач пространственного развития России, в появление территорий с высокой концентрацией исследований и разработок. Одним из флагманов здесь должен стать новосибирский Академгородок — он и является таким флагманом, но будем всячески поддерживать это его качество». Таким образом, на самом высоком уровне было подтверждено – Академгородок — это не просто научный центр. Это особое пространство и образец для развития других аналогичных территорий. И это лишний раз показывает, как важно уделить внимание не только научному, но инфраструктурному потенциалу этого необычного места.

Стенд «Академгородок 2.0» на выставке «Технопром-2018». Фото Сергея Завражных
Стенд «Академгородок 2.0» на выставке «Технопром-2018». Фото Сергея Завражных

Вообще, о необходимости «умных городов» в России говорят уже давно. К тому же этот аспект считается частью цифровой экономики, к которой планирует перейти страна. Существует даже проект Минстроя РФ, согласно которому к середине 2019 года будет разработан и утвержден рейтинг «индекса интеллекта» российских городов. В список будущих умных городов России включен и Новосибирск. Хотя пока очевидно, что до этого звания ему еще очень и очень далеко. Да и другим городам страны тоже. Не зря же в докладе Центра стратегических разработок «Приоритетные направления внедрения технологий умного города в российских городах» говорится: «реализуемые в стране проекты умного города на данном этапе преимущественно связаны с точечной цифровизацией и интеллектуализацией отдельных сервисов и элементов инфраструктуры».

Кстати, все на том же «Технопроме» «Умным городам» была посвящена отдельная секция выставки, а одна из дискуссий называлась «Умный регион». Однако эксперты отмечают: представленные там технологии зачастую являются устаревшими даже для России, не говоря уже о мире.

Напомним, в концепцию «Академгородок 2.0» войдет 28 проектов научного характера, более 20-ти проектов совершенствования инфраструктуры и около 15-ти проектов высокотехнологичного производства. И если большинство научных проектов уже известны, то по поводу инфраструктурных пока говорят более общо (на выставке «Технопром» на стенде, посвященном Новосибирскому научному центру, они представлены не были). На презентациях проекта обсуждалась необходимость строительства дорог, нового жилья (в том числе замена хрущевок на высотки), новых спортивных и культурных сооружений, строительство школ и детских садов. Упоминалось, что создавать комфортную среду для жизни ученых стоит «на основе лучших урбанистических практик», но о каких-то конкретных «умных» проектах именно для Академгородка пока публично не объявлялось.

Стенд «Академгородок 2.0» на выставке «Технопром-2018». Фото Евгения Аникеева
Стенд «Академгородок 2.0» на выставке «Технопром-2018». Фото Евгения Аникеева

Зато на «Технопроме» были представлены «умные» проекты для Новосибирска. Пока не реализованные инициативы: технологии оценки и прогнозирования качества атмосферы и новые способы комплексной переработки мусора, а также проект использования искусственного интеллекта вместе с системой распознавания голоса в городском хозяйстве и медицинских учреждениях. И уже реализованные: интеллектуальная платформа управления транспортными потоками (пилотно работает на улице Станционной), «Умная остановка», системы по повышению доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями и несколько других. Ещё один проект касается использования геолокаторов в ремонте подземных теплокоммуникаций(купить трубу пнд). К сожалению, всё это — нововведения только для Сибири. Даже в Москве подобные технологии используются уже давно. Что уж говорить о других мировых столицах?

Что касается моделей «умного региона», которые обсуждали на круглом столе «Регионы будущего», они пока в большей степени касаются перехода к цифровой экономике, причем в основном с технической точки зрения (оснащение сельских поселений оптоволоконной и сотовой связью) и с точки зрения нормативного регулирования. О каких-то новых прорывных идеях речи пока не идет.

Между тем в мире реализованы проекты «Умных городов», которые поражают своей смелостью и масштабом. Глядя на некоторые примеры, так и хочется сказать: «Будущее наступило!» И особенно выделяется такими начинаниями Китай, «Умным городам» которого посвящена статья Юрия Воронова в журнале «Совет директоров Сибири».

Там говорится о пяти основных направлениях «умных технологий» для городов: ЖКХ, транспорт, городское управление, энергетика и водоснабжение. Да, новосибирский Академгородок находится на берегу Обского водохранилища, поэтому тема водоснабжения здесь не так актуальна, как в Китае, где стараются собирать осадки для использования в городском хозяйстве. Но вот проблемы энергетики тут стоят особо остро (взять хотя бы историю со строительством подстанции «Академическая»). И тут «реверсные» технологии, которые уже используются в Китае, могли бы пойти на пользу (они направлены на то, чтобы предприятия не только потребляли, но и производили энергию). «Умная энергетика» предполагает экономию энергии, и ее грамотное распределение между объектами. И было бы логично заранее учитывать такие возможности при модернизации системы под большие мощности (а она обязательно потребуется, ведь нагрузка на энергосеть Академгородка резко возрастет).

Что касается транспорта, то Академгородок как нельзя лучше подходит для реализации самых смелых идей в этой сфере. Транспортная система городка изначально изолирована от транзитных потоков. К тому же многие его жители стараются использовать велосипеды или вообще ходят пешком. Да и расстояния здесь небольшие. Так почему бы не задуматься о разработке и внедрении здесь, например, системы связанных беспилотных транспортных модулей? Можно рассмотреть и создание сети трубопроводных или туннельных перевозок, которая помогла бы освободить улицы от грузового транспорта и обслуживать, к примеру, столовые. Можно предложить использовать и пневмопочту — для передачи книг и бумажных документов. Кстати, в России даже есть компания «Макситуб», которую можно было бы привлечь к реализации таких проектов.

Актуальны для Академгородка были бы и информационные новшества. Например, в институтах можно запустить систему распознавания лиц. В китайском городе Иньчуань все финансовые расчеты, пропуска и даже вход в общественный транспорт делаются таким образом. А на примере Академгородка можно было бы протестировать подобную программу для России.

На замкнутой территории городка удачно можно апробировать и другие умные технологии, например, мониторинг систем жизнеобеспечения для оперативного устранения неисправностей. Раз уж коммуникации все равно придется реконструировать, а где-то и прокладывать заново, стоит сделать это с учетом самых современных разработок.

Сами собой напрашиваются здесь и другие новшества: от телемедицины до электронного документооборота. И, прежде всего, технологии постоянного мониторинга поведения жителей. Это кажется логичным, ведь даже в саму основу Академгородка уже была заложена такая идеология. Он строился как город, который буквально создает сам себя. Взять хотя бы тропинки, которые прокладывались там, где ходили люди. Сейчас технологии позволяют вывести этот принцип на новый уровень. Компьютерный мониторинг перемещений, покупок и других действий (разумеется, обезличенный) позволил бы улучшить городскую среду и работу муниципальных служб. Если это реализовано в Китае в городах с населением в несколько миллионов человек, то почему нельзя сделать то же самое в Академгородке, где живет несколько десятков тысяч?

«Умный» мусорный бак из Китая.
«Умный» мусорный бак из Китая. Источник: www.ecotown.com.ua

Да, можно сказать, что внедрение таких технологий потребует больших затрат. Но затраты будут в любом случае, ведь инфраструктуру так и так придется модернизировать. И потому кажется куда более логичным больше вложить на старте, чтобы потом сэкономить. Например, использование «умных» мусорных контейнеров по примеру Иньчуаня позволит снизить затраты на вывоз мусора. А ведь тема сбора мусора для «Академа» довольно актуальна. Здесь до сих пор люди вынуждены выносить ведра прямо к автомобилю, который подъезжает к дому в определенное время. Это не просто вчерашний, а позавчерашний день и очень неудобно. А контейнеры, которые используются в Китае, снабжены прессом для мусора и датчиками: когда бак полностью заполнен спрессованными отходами, он сам «вызывает» мусоровоз. В итоге выигрывают все, и, прежде всего, жители.

Вообще технологии «умного города» нужны прежде всего именно для людей. Не для отчетности, не для «галочки», а для тех, кто будет в этом «умном» городе жить. Технические новшества должны облегчить их жизнь и освободить от части забот, экономя время и силы для самореализации, то есть для творческой научной работы. Например, некоторые «умные» дома в Китае уже самостоятельно следят за состоянием здоровья своих жильцов и при необходимости могут даже вызвать врача. А системы доставки продуктов на дом могут избавить людей от необходимости тратить время на посещение магазинов (в Китае доставка продуктов из интернет-магазинов — это массовое явление, для чего созданы сети уличных холодильников, в которых люди могут забрать заказ в удобное время). Информатизация в муниципальном управлении позволяет избежать стояния в очередях за справками и прочих столкновений с бюрократией. Именно это — помощь человеку в его повседневной жизни — должно стоять во главе идеи «умного города». И особенно актуально это для городка ученых, у которых часто не просто нет времени на быт, они о нем не задумываются, полностью увлеченные работой. А «умный город» помог бы сделать их жизнь комфортной и свободной.

Раз уж новосибирскому Академгородку суждено быть флагманом, хотелось бы, чтобы он был флагманом во всем. И если на его примере действительно планируется создавать научный центр будущего, который станет образцом для всей страны, то стоит изначально проектировать все нововведения с учетом технологий завтрашнего дня. Кстати, этот принцип уже реализован в Москве: во вторую редакцию стандарта проектирования домов по реновации предполагается заложить возможность интеграции в систему «умного города».

И если мы действительно настроены на настоящий прорыв, то при разработке концепции «Академгородок 2.0» необходимо отходить от стандартных моделей, заглядывая даже не в завтрашний, а в послезавтрашний день. Мы всегда будем третьими, если продолжим гнаться за вторыми, когда надо обгонять первых. Поэтому сегодня нам нужен настоящий прорыв, прыжок через голову впереди стоящих. Тем более если речь идет о проекте, действительно устремленном в будущее, таком, как Академгородок 2.0.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 1 ]

  1. А пока жителям АГ приходится бороться против проекта пропуска транзитного транспорта (первый этап Восточного обхода). По сути, за жизнеспособность города науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *