Будущее Новосибирского метрополитена. Время упущенных возможностей
Как же радовались новосибирцы строительству в родном городе первого метрополитена в Сибири! Кажется, счастливее их никого не было на свете. Настоящим праздником для жителей Новосибирска была сдача каждой станции. Всего, начиная с 1979 года, было введено в эксплуатацию к 2011 году на Ленинской и Дзержинской линиях 13 станций и перегонов, протяженностью 17,34 километра.
И что теперь?..После 2011 года дальнейшее развитие Новосибирского метро было приостановлено. Сегодня ветераны метростроительного комплекса размышляют об истории и перспективах дальнейшего строительства метро в Новосибирске. Доказано, что в суровых природно-климатических условиях Сибири дальнейшее развитие Новосибирского метрополитена является для Новосибирска приоритетной задачей при формировании оптимальной городской пассажирской транспортной сети.
ЧС-ИНФО публикует открытое письмо ветеранов метростроительного комплекса Новосибирска.
В это трудно поверить, но начало строительству метрополитена в городе Новосибирске было положено в далёком 1946 году, когда группе специалистов под руководством И.И. Соколова-Добрева поручили разработать генеральный план города. К 1954 году появились три варианта схем метрополитена, ориентированных на разную численность населения Новосибирска к 1980году: в 800 тыс. человек; 1 млн. человек и 1,2 млн. человек при сохранении одинаковой принципиальной схемы развития города.
Чтобы всерьёз говорить с правительством о строительстве метрополитена, городу ещё предстояло основательно подготовиться к этому разговору. В 1965 году состоялась первая официальная поездка руководителей города и технических специалистов в Госплан РСФСР для возможности включения метрополитена в разрабатываемый генеральный план города Новосибирска. При этом принципиальное согласие было получено.
Три года в Новосибирске проводился большой научный комплекс исследований транспортных проблем для определения основных и вспомогательных показателей для расчётов. И только в 1971 году был рассмотрен и утверждён в городе и области проект комплексной схемы перспективного развития всех видов городского пассажирского транспорта города Новосибирска на 1970-2000 годы с обоснованием начала строительства метрополитена в 1975 году.
В декабре 1972 года схема транспорта с технико-экономическим обоснованием (ТЭО) на строительство первой очереди метрополитена была рассмотрена и утверждена на совместной коллегии Минжилкомхоза и Минавтотранса РСФСР. Так завершился первый этап подготовки к строительству метрополитена в городе Новосибирске, для чего понадобились поистине титанические усилия специалистов многих проектных институтов города и руководителей города Новосибирска и Новосибирской области, включая А.П. Филатова и В.А. Бокова.
И только после выхода распоряжений Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 №2001-р, от 28.03.1979 №406-р; а также постановления Совета Министров СССР от 29.11.1978 №2545-р и распоряжения Совета Министров СССР от 23.03.1979 №628-р в мае 1979 года было начато строительство первой очереди Новосибирского метрополитена. Создание в суровых природно-климатических условиях Сибири в рекордные для СССР сроки – 6,5 года первого за Уралом метрополитена стало возможным благодаря усилиям всех, без исключения, трудовых коллективов города Новосибирска под постоянным руководством и контролем за ходом работ городского штаба по строительству Новосибирского метрополитена.
Строительство метрополитена было объявлено общегородской стройкой и осуществлялось под лозунгом: «Строительство метрополитена – дело каждого жителя города», и, действительно, посильное участие в нем принял практически каждый житель мегаполиса.
15.01.1979 года была создана дирекция строящегося метрополитена во главе с её первым начальником Ю.Н. Гурковым, преобразованная в 1993 году в муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений».
Следует отметить, что с нуля в Новосибирске был создан свой городской метростроительный комплекс с горнопроходческим оборудованием и производственной базой стройиндустрии — УС «Новосибирскметрострой», который в пусковой период возглавлял С.А. Смирнов. Также был организован институт «Новосибметропроект», укомплектованный в основном из выпускников НИИЖТа, во главе с первым начальником Ю.Г. Самочёрновым.
Городской штаб по строительству метрополитена на постоянной основе координировал работу всех участников строительства, включая многочисленные городские субподрядные организации, контролировал выпуск всевозможных строительных материалов и конструкций, а также нестандартизированного оборудования промышленными предприятиями города Новосибирска.
С целью оказания помощи метростроителям в сооружении и сдаче в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди метрополитена в установленные сроки было организовано шефство районов города по строящимся пусковым объектам метрополитена.
После подписания министром путей сообщения СССР Н.С. Конаревым указания от 30.07. 1984 №222 «О создании Новосибирского метрополитена» и назначении его начальником Героя Социалистического Труда Ю.С. Лелекова во второй половине 1984 года началось комплектование эксплуатационных кадров. Следует отметить, что все без исключения службы метрополитена приняли самое активное участие в обеспечении вводов в эксплуатацию всех пусковых комплексов, включая выполнение пуско-наладочных работ.
Следует отметить большую роль городского исполнительного комитета во главе с его председателем И.П. Севастьяновым, возглавлявшим комитет порядка 20 лет. Под его руководством решались важнейшие вопросы по отрасли «метростроение», создания организаций по проектированию и строительству метрополитена, а также бытовые вопросы, включая обеспечение жильем вновь прибывших в город Новосибирск специалистов.
«Опыт, обретённый по строительству метро, показал, что, концентрируя усилия строительных организаций на важнейших объектах, не распыляя их, а также привлекая коллективы промышленных предприятий, можно решать крупные социально значимые для города проблемы», — сказал руководитель городского штаба по строительству метрополитена, возглавлявший его в последний, самый напряжённый предпусковой 1985 год, Владимир Васильевич Казарезов.
Проект на строительство второй очереди метрополитена, протяжённостью 4,82 км от станции «Сибирская» до станции «Золотая Нива» («Гусинобродская») был разработан и утверждён указанием МПС СССР от 23.08. 1990 №А-2094.
Кроме того, Муниципальным унитарным предприятием города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» была заблаговременно разработана проектно-сметная документация, технико-экономические обоснования (ТЭО) на следующие объекты:
— строительство участка продления Ленинской линии от станции «Площадь Маркса» до станции «Площадь Станиславского» протяжённостью 1,14 км, утверждено постановлением Госстроя России от 23.04. 1993 № 18-09;
— строительство участка продления Дзержинской линии от станции «Золотая Нива» до станции «Гусинобродская» и далее до электродепо «Волочаевское» протяжённостью 3,72 км, включая электродепо «Волочаевское», утверждено постановлением Госстроя России от 25.11.1993 №18-49;
— строительство третьей очереди метрополитена (Кировская линия) от станции «Чемская» до станции «Комсомольская» протяжённостью 13,58 км с 8 станциями, утверждено приказом министра строительства РФ от 23.12.1996 №17-156.
В ТЭО был выделен первый пусковой участок от пересадочной станции «Площадь Маркса» до станции «Чемская» с промежуточными станциями «Гвардейская», «Кировская», «Громовская» и электродепо «Кировское» на территории временно размещённого автомобильного рынка по ул. Петухова.
Согласно постановлению мэрии г. Новосибирска от 26.03.2012 №2880 «О продлении Дзержинской линии метрополитена» за период 2012–2013 гг. был разработан и прошёл государственную экспертизу проект на строительство участка продления Дзержинской линии от станции «Золотая Нива» до станции «Молодёжная» с промежуточной станцией «Гусинобродская» протяжённостью 3,26 км с соединительной двухпутной веткой до электродепо «Волочаевское». Положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 05.07.2013 №552-13/ГГЭ-8460/04.
В целом, начиная с 1979 года, было введено в эксплуатацию к 2011году 13 станций и перегонов протяжённостью 17,34 км, включая:
-Ленинская линия протяжённостью 11,43 км и 8 станций;
-Дзержинская линия протяжённостью 5,91 км и 5 станций.
Одной из основных причин низкого уровня транспортного обслуживания населения города Новосибирска является несоответствие между размером города и степенью развития транспортных коммуникаций. Сложившаяся групповая планировочная структура города требует значительного развития улично-дорожной сети, а сильно расчлененная естественными и искусственными преградами территория усложняет ее развитие и увеличивает затраты на строительство искусственных сооружений (мостов, эстакад, дамб, путепроводов и т.д.).
В результате значительная часть пассажирского транспорта вынуждена дублировать друг друга, используя основные магистрали города, где, как правило, из-за высокой интенсивности транспортного потока условия работы пассажирского транспорта серьезно затруднены. Другая, значительно меньшая часть пассажирского транспорта (в основном автобус), вынуждена работать на улицах и дорогах местного значения, где дорожные условия зачастую не соответствуют требованиям безопасности движения.
Начиная с 1986 года, практически доказано, что в суровых природно-климатических условиях Сибири дальнейшее развитие Новосибирского метрополитена является для Новосибирска приоритетной задачей при формировании оптимальной городской пассажирской транспортной сети.
На основании постановления Совмина СССР от 30.03.1981 №312 Новосибметропроектом была откорректирована и утверждена Правительством генеральная схема развития метрополитена города Новосибирска.
По данной схеме метрополитен в городе состоит из пяти линий общей протяжённостью 91,4 км и имеет в своем составе 53 станции. При этом расположение станций метрополитена максимально приближено к обеспечивающим максимальный пассажиропоток местам.
Дальнейшее развитие метрополитена как решение транспортной проблемы города Новосибирска прежде всего предусматривается для территорий районов с плотной застройкой и большими объемами пассажироперевозок, где строительство альтернативных метрополитену видов транспорта очень сложное, дорогостоящее и неэффективное из-за недостаточной провозной способности.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 12.10.2000 №1433-р и письма Минтранса РФ от 13.11.2000 № АН-5/1142-ис в 2001 году была разработана «Программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в городе Новосибирске до 2015 года».
Указанная программа вошла составной частью в «Программу развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года».
Программа развития метрополитена в городе Новосибирске до 2015 года вместе с генеральной схемой развития метрополитена города Новосибирска была принята решением Новосибирского городского Совета депутатов от 17.12.2001 №80 «Об утверждении схемы развития территории города Новосибирска и комплексной схемы развития всех видов городского пассажирского транспорта города Новосибирска».
Но что интересно, спустя всего пять – шесть лет при разработке генерального плана города Новосибирска до 2030 года, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 №824 «О генеральном плане города Новосибирска» в «Карте-схеме комплексного развития общественного транспорта на период до 2030 года» были допущены ничем не обоснованные и не оправданные изменения генеральной схемы развития метрополитена города Новосибирска, которые невозможно осуществить технически.
Намеченную в 2019 году корректировку генерального плана города Новосибирска и проектов планировки территорий необходимо осуществить в увязке с утверждённой генеральной схемой развития Новосибирского метрополитена. Кроме того, в генеральном плане города следует при отображении зон с особыми условиями использования территорий предусмотреть технические и охранные зоны метрополитена.
Согласно п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ охранные и технические зоны метрополитена относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости согласно Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ и Федеральному закону «О землеустройстве» от 18.06.2011 №78-ФЗ.
Согласно поручениям руководства города Новосибирска и Новосибирской области в целях недопущения несанкционированной застройки земельных участков вблизи действующих и перспективных линий метрополитена в начале 2015 года при департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска была образована рабочая группа по разработке регламента использования территорий технических и охранных зон метрополитена. В апреле 2015 года главное управление архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска и муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» подготовили согласованную редакцию «Регламента» с соответствующим проектом постановления мэрии города Новосибирска по аналогии с действующим регламентом в городе Москве.
Однако указанные проекты документов были по формальным основаниям отклонены департаментом правовой и кадровой работы мэрии. Из-за отсутствия в городе Новосибирске «Регламента использования территорий технических и охранных зон метрополитена» в результате стихийной многоэтажной застройки не обеспечена безопасность и минимизация негативных внешних факторов воздействия на объекты действующего и проектируемого метрополитена, а попросту под сомнение поставлена возможность его дальнейшего развития.
Проблема метростроения в России общегосударственная, непосильная одному отдельно взятому региону или городу. Она, вне сомнений, должна решаться на общегосударственном уровне с участием субъектов Российской Федерации.
Задержка в дальнейшем проектировании и строительстве Новосибирского метрополитена вызвана тем, что в связи с экономическими трудностями с 2010 года была прекращена государственная поддержка дальнейшего развития отечественных метрополитенов из федерального бюджета.
В настоящее время привлечь федеральное финансирование на развитие Новосибирского метрополитена не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующих мероприятий в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на 2011-2020 годы».
Но уже сегодня в Минтрансе РФ идет разработка основ этой федеральной целевой программы на 2020-2030 годы. Для того чтобы выходить с заявкой на федеральное финансирование, необходимо предусматривать соответствующие средства в региональном и муниципальном бюджете. Инициативу нужно проявить городу, разработать свою инвестиционную программу по строительству метрополитена. Эта инвестиционная программа должна быть долгосрочной на годы вперед, так как строительство одной станции малоэффективно.
Эту инвестиционную программу следует срочно разработать в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 14.01.2013 №125 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска» с тем, чтобы она затем была включена составной частью в государственную программу Новосибирской области по дальнейшему развитию метрополитена и передана в Минтранс Российской Федерации.
В данных программах следует предусмотреть софинансирование затрат по строительству Новосибирского метрополитена из городского, областного и федерального бюджетов, как это осуществлялось до 2010 года.
При подготовке обращения губернатора Новосибирской области А.А. Травникова на имя Президента Российской Федерации В.В. Путина «О выделении субсидий федерального бюджета на строительство Новосибирского метрополитена» от 08.02.2018 №220Т/1 во время его рабочего визита в город Новосибирск был разработан «Финансовый план мероприятий по развитию метрополитена в городе Новосибирске на период 2018-2022 годов».
Затраты на среднесрочную перспективу 2019-2022 годы: по продлению Дзержинской линии от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» с электродепо «Волочаевское», строительство станции «Спортивная» Ленинской линии, продление Ленинской линии от станции «Площадь Маркса» до станции «Площадь Станиславского» и окончание работ по станции «Золотая Нива» с участком левого перегонного тоннеля были запланированы в размере 24,196 млрд рублей, из них на условиях софинансирования по бюджетам:
- федеральный 70% -16,600 млрд рублей;
- областной 15% — 3,778 млрд рублей;
- городской 15% — 3,778 млрд рублей.
В том числе на 2018 год в бюджетах города и области по 198,0 млн рублей; на 2019 год, соответственно, по 765,0 млн рублей; на 2020 год по 915,0 млн рублей; на 2021 год по 1200,0 млн рублей; на 2022 год по 690,0 млн рублей.
Но, что интересно, 20.07.2018 года принимается постановление мэрии города Новосибирска №2681 «О внесении изменений в постановление мэрии города Новосибирска» от 08.09.2015 №5566 «О подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Новосибирска, в строительство Новосибирского метрополитена». Этим постановлением установлены следующие размеры финансирования работ по метростроению по годам за счет средств бюджета города Новосибирска:
2018 — 10,0 млн рублей; 2019 — 10,0 млн рублей; 2020 — 10,0 млн рублей; 2021 -10,0 млн рублей; 2022 — 10 млн рублей.
О каком дальнейшем развитии метрополитена может идти речь? Этих средств не хватит даже для разработки какой-либо проектно-сметной документации.
Другой пример: 23 марта 2018 года утвержден «Перечень поручений врио губернатора Новосибирской области Травникова А.А.», данных 09.03.2018 года на выездном совещании по вопросам перспективного развития Новосибирского метрополитена и проекта «Городская электричка».
Так вот из девяти пунктов перечня поручений, срок, по которым был установлен в основном на 2018 год, из-за отсутствия надлежащего контроля не выполнен в полном объеме, к сожалению, ни один.
Своевременно выполненная муниципальным унитарным предприятием города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» актуализация проектно-сметной документации на строительство участка продления Дзержинской линии метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» в ценах II квартала 2018 года не была принята ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости по формальным причинам – из-за несоответствия форматов разработки технической части проекта в соответствии с требованиями, действующими в 2013 году и сметной документации для проверки в ценах 2018 года.
В сложившейся ситуации единственным разумным выходом было получить разрешение Минстроя Российской Федерации для ФАУ «Главгосэкспертиза России», принять на экспертизу сметную документацию в ценах 2018 года, а техническую часть в формате норм, действовавших в 2013 году.
Обеспокоенные сложившейся ситуацией, когда после 2011 года дальнейшее развитие Новосибирского метрополитена было практически остановлено, при том, что первоначально его строительство осуществлялось в не менее трудное время, а также, с учетом того, что развитие метрополитена остается единственным выходом из сложившейся транспортной проблемы для областного центра, ветераны Новосибирской области и города Новосибирска во главе с бывшим Председателем Новосибирского облисполкома в 1983 – 1990 гг. В.А. Боковым, обратились с письмом от 18.01.2018 года на имя врио Губернатора Новосибирской области А.А. Травникова с просьбой провести совместное обсуждение указанных проблем по метростроению и наметить пути выхода из сложившегося положения.
В предыдущие годы по вопросам строительства метрополитена мы находили понимание в администрации Новосибирской области и неоднократно обсуждали их с ранее действующими губернаторами.
В этот раз наше письмо даже не было доведено до адресата, управление по работе с обращениями граждан – общественная приемная губернатора Новосибирской области переправило его в мэрию города Новосибирска. Из мэрии города получен формальный ответ.
Создается впечатление, что после многолетних усилий прежнего руководства города Новосибирска и Новосибирской области, добившихся в многочисленных вышестоящих инстанциях страны разрешения на начало проектирования и строительства первого в Сибири метрополитена, после ввода в эксплуатацию его I и II очередей, сегодня в городе и области на всех уровнях власти, видимо, много других, более срочных задач, чем развитие Новосибирской подземки.
Однако не нужно быть большим провидцем, когда при интенсивной жилой застройке, в основном на окраинах города, и без соответствующего развития уровня транспортного обслуживания в скором времени наступит транспортный коллапс. Уже в настоящее время из дальних микрорайонов в центр города и обратно, там, где нет метрополитена, приходится добираться наземным транспортом по 2 – 3 часа.
В заключение хочется выразить надежду от имени всех жителей города Новосибирска, которые ежедневно задыхаются в многочисленных пробках на дорогах, что будет рассмотрен и принят целый ряд организационно-технических мероприятий, направленных на возобновление дальнейшего проектирования и строительства метрополитена, включая:
- Организацию постоянно действующего городского штаба по строительству метрополитена.
- Организацию контроля за работой причастных структур мэрии города Новосибирска и правительства области по решению комплекса вопросов по метростроению — как вариант, привлечение для этого общественного Совета при мэрии города Новосибирска и Общественной палаты при администрации Новосибирской области.
- Принятие постановлений мэрии города Новосибирска о строительстве следующих объектов:
- участок левого перегонного тоннеля протяженностью 522,8 м от станции «Золотая Нива» в сторону станции «Березовая роща»;
- участок продления Дзержинской линии метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» протяженностью 3,26 км;
- проектирование и строительство электродепо «Волочаевское» для Дзержинской линии метрополитена;
- станция «Спортивная» Ленинской линии метрополитена;
- объектов инфраструктуры для обеспечения транспортной доступности населения к Многофункциональной ледовой арене;
- участок продления Ленинской линии метрополитена от станции «Площадь Маркса» до станции «Площадь Станиславского» протяженностью 1,14 км.
- Разработать и принять соответствующие ведомственные целевые программы города Новосибирска на 2019 – 2030 годы по вышеуказанным объектам с определением источников финансирования из бюджетов всех уровней и последующим их включением в государственную программу Новосибирской области и в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2020 – 2030 годы».
- Завершить разработку проектно-сметной документации по станции «Спортивная» Ленинской линии метрополитена, пройти ее государственную экспертизу, а также публичный технологический и ценовой аудит.
- Произвести проверку достоверности определения сметной стоимости на строительство участка продления Дзержинской линии метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная».
- Принять постановлением мэрии города Новосибирска «Регламент использования территорий технических и охранных зон метрополитена»
.
Ветераны метростроительного комплекса:
Г. А. Мамон,
А. С. Крылов,
В. М. Миронов,
Г. С. Рузаев,
В. В. Тур.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Приглашаем всех новосибирцев, обеспокоенных судьбой Новосибирского метро, высказать свое мнение и предложения по решению проблем метростроения. Пишите в комментариях на сайте или в наших группах в социальных сетях.
Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники |
Ждать фин.поддержки федер. бюджета-погоды у моря.Ускоренное развитие скоросных автоб.маршрутов по Нацпроекту-решение реальное.Почему не обсуждают Концепцию модернизации УДС!