В «мягкой силе» мелочей нет

Кто завоевал умы граждан, тот завоевал страну. От того, как умело Россия использует ресурсы собственной «мягкой силы» и парирует чужое, возможно, недружественное влияние, напрямую зависит будущее страны

Просто и результативно

Поводом к разговору на эту тему послужила недавно открывшаяся в Новосибирске передвижная выставка «Германия — страна изобретателей», без затей и изысков рассказывающая об открытиях немецких ученых в различных сферах. Выставка рассчитана в первую очередь на школьников и студентов, изучающих немецкий язык, и их преподавателей, которым предлагают проводить уроки, используя экспозицию, и таким образом рисовать Германию в самых положительных тонах. В планах — семинары для учителей, плюс конкурс на лучший урок, по результатам которого учителя-победители получат награду. Возможно, поездку в Германию. А чфто насчет школьников и студентов? Для них конкурс сочинений-эссе на тему изобретений с соответствующей наградой для авторов лучших работ. И, конечно же, важнейшая часть — подробное разъяснение особенностей обучения в ФРГ.
— Информационные встречи для школьников и их родителей проводит германская служба академических обменов DAAD, которая рассказывает о возможностях обучения и продолжения исследовательской деятельности в немецких университетах, — пояснил нам руководитель языкового отдела немецкого культурного центра Гете-института в Новосибирске Владимир Недбай.
Однако вопрос, является ли одним из критериев успешности проведения выставки достаточное количество детей, изъявивших после посещения экспозиции желание продолжить обучение в Германии, заставил Владимира Недбая запротестовать:
— Это не наша цель абсолютно! Наша цель — пробудить интерес к немецкому языку и к желанию заниматься наукой.
Да, конечно, язык… наука…, однако работа с детьми и их родителями по организации учебы в ФРГ — это официально заявленная часть программы работы выставки. Чего уж тут стесняться.
— Я считаю, что возможность учиться в Германии — это серьезный шанс для студентов из России, — рассказал нам генеральный консул Германии в Новосибирске Петер Бломайер. — Я не могу себе представить, чтобы российское государство что-то имело против этого. Точно так же студенты из Германии приезжают в Россию и учатся здесь. У нас идет очень интенсивный научный обмен, например, между институтами СО РАН, новосибирскими вузами с вузами и научно-исследовательскими учреждениями Германии. Думаю, что обе стороны заинтересованы в этом.
Да, заинтересованность в равноценном сотрудничестве есть, что бывает далеко не всегда. Судьба организации «Британский совет», действовавшей аналогично Гете-институту на территории России и ставившей себе такие же цели, тому пример. Однако в 2018 году деятельность «Британского совета» в нашей стране была запрещена.

Мягко стелет, да жестко спать?
А. Люлько

Но давайте отвлечемся от выставки, которую мы привели лишь в качестве примера того, как самыми простыми способами в умы граждан одной страны вкладывается лояльное отношение к другой стране. Это явление получило название «мягкая сила» и имеет множество определений: это и культурно-геологическая гегемония, и «капитал культуры, политических ценностей и смыслов», и составляющая часть понятия «гибкая власть».
— Есть «жесткая власть» — армия, деньги, санкции. И есть «гибкая власть» — власть привлечения. Она имеет не меньшее значение для реализации целей и продвижения интересов. Именно так был разрушен СССР, большинство населения которого перестало поддерживать советские ценности, зато было увлечено тем, что предлагала «мягкая сила» Запада, — рассуждает начальник департамента промышленности, науки и инноваций мэрии Новосибирска и соавтор нескольких книг о стратегии формирования привлекательного имиджа России и ее регионов Александр Люлько.
Влияние осуществляется прежде всего через привлекательность культуры, языка, образа жизни граждан той страны, чью «мягкую силу» мы на себе испытываем. Методов и форм реализации масса. Выставка, с которой мы начали разговор, тому показательный пример. «Кстати, я приветствую ее организацию в нашем городе, — сказал Александр Люлько. — Это говорит о нашей открытости и заинтересованности нашего города вести взаимовыгодное сотрудничество». Гуманитарными обменами занимаются все ведущие страны мира: в Германии — Гете-институт, в Великобритании — Британский совет, в Китае — институт Конфуция, в России — фонд «Русский мир». Цель же проста: формирование лояльности к своей стране на территории другого государства.
Россия в силу многонациональности и многоконфессиональности достаточно терпима к различным веяниям, но не надо забывать: абсолютная толерантность несет риск гибели государства.

И. Вальдман

— Мягкая, но ведь сила же! — рассуждает Игорь Вальдман, к.ф.н., заведующий кафедрой социологии и массовых коммуникаций НГТУ. — Вопрос в том, когда лояльность к «той» стране может стать нелояльностью к своей? Принимать внешние силы, разумно их объяснять и даже брать от них что-то для себя нормально. Но где предел, за которым появляется риск? Однозначного ответа нет.
По мнению ученого, если в стране есть крепкое «свое», присутствует четкое ощущение целостности и самодостаточности страны, то в случае настойчивого чужеродного влияния обязательно возникнет отторжение. Причем на глубинном уровне народных масс. В странах же, где развита космополитичность, где нет как такового ощущения Родины, там полное раздолье для «мягкой силы», которая, в конечном счете, способна переформатировать «объект воздействия» вплоть до утраты идентичности.

Сила есть, нужен ум

Давайте вспомним истину: лучшая оборона — это нападение. Отбиваться от «реформаторов», да еще на своей территории, безусловно, нужно, но надо и самим влиять. У России есть много выигрышных компонентов влияния. Это наука, культура, практически все виды искусства. По-прежнему привлекательны наши достижения в сфере космоса. Если мы с умом будем отталкиваться от своих достижений плюс к этому позиционировать страну как надежного партнера и союзника, выступающего за многополярный мир, защитника традиционных ценностей, то это, несомненно, сработает на привлечение людей к нашей стране.
С учетом этих аспектов сейчас строится внешняя политика государства. И есть явные успехи. Однако эксперты указывают и на значительные недостатки «мягкой силы» России.
— Да, литература, искусство, история привлекательны, но здесь мы живем старым багажом XIX—XX веков. Наша страна должна производить идеи или, по-другому, смыслы. Сегодня мало современных смыслов сугубо российских, почти нет ярких, захватывающих мировые умы философских теорий, новых отечественных веяний в литературе, музыке, — сетует Игорь Вальдман. — Кроме того, важнейшей частью «мягкой силы» любой страны является образ жизни обычного гражданина, его достаток, возможность путешествовать по миру, получить образование, и тут российская действительность пока оставляет желать лучшего.
По мнению экспертов, усилия по поднятию уровня благосостояния основной массы граждан необходимо совместить с активным позиционированием страны на мировой арене. Как первое, так и второе — дело не одного дня, месяца и года и требует четкой стратегии. Но есть ли она у нас?
— После развала СССР в 90-е годы стратегии просто не было, только в 2000-х началась разработка целостной системы продвижения наших ценностей. Как недостаток отмечу, что стратегия начала активно выстраиваться только тогда, когда наступили украинский, а затем и сирийский кризисы. То есть в известном смысле мы следуем за ситуацией, а значит, отстаем, — считает Игорь Вальдман.
— Стратегия формируется. И есть достижения. Посмотрите на рост интереса у жителей зарубежья к информационным программам телекомпании РТ «Россия сегодня». Это верно, своевременно и результативно, — убежден Александр Люлько. — Но этого недостаточно. Нужно идти дальше. Тут есть чему поучиться у наших немецких коллег из Гете-института. Обучение русскому языку и распространение культуры, безусловно, важнейшее направление. Спорт и туризм — не менее значимые компоненты «гибкой власти».
Тут мы позволим себе небольшой пример. Во время недавнего чемпионата мира по футболу тысячи иностранцев посетили в нашей стране не только столичные города, но и рядовые регионы, что привело к неожиданному, но закономерному результату. Годы подряд новости из России зарубежные СМИ иллюстрировали фотографиями развала СССР 90-х годов: аварийные здания, пустые полки магазинов, очереди голодных людей. Время шло, страна менялась, а иллюстрации были все те же. Но после чемпионата эти фото стали появляться гораздо реже, так как сотни тысяч людей увидели реальную Россию.

Региональный компонент мягкой силы

Но не будем говорить за всю страну. Очень многое можно сделать и на региональном уровне, ведь образ России это и есть образ ее городов и сел.
— Новосибирск — не последний российский город по привлекательности, но его большой потенциал нужно подать правильно, — рассуждает Александр Люлько. — Мне очень нравится высказывание Марка Твена: «Я не знаю формулу успеха. Но я знаю формулу неудачи: пытаться понравиться всем». У Новосибирска много привлекательных черт, но, чтобы вывести его на мировой уровень, нам надо сконцентрироваться на одной-двух позициях. К примеру, все знают, что Нью-Йорк — деловая столица Америки, Лос-Анджелес — это Голливуд, Санкт-Петербург — культурная столица России, а Новосибирск — это Академгородок.
Действительно, гости города, особенно зарубежные, обычно в первую очередь хотят посетить Академгородок, визитную карточку Новосибирска — научной столицы России. И в этом направлении, по мнению экспертов, надо двигаться в работе над имиджем города, учитывая, конечно, и другие наши плюсы, среди которых оперный театр, Музей Николая Рериха, знаменитый зоопарк и другие. Добавим, что в нашу пользу говорит географическое положение, ведь, путешествуя по стране, мимо Новосибирска не проедешь. Наш город удобен для проведения крупных российских и международных мероприятий, правда, пока тормозом выступает недостаток современной инфраструктуры.
Многие могут спросить: а как же санкции? Неужели в ситуации давления на страну есть возможность успешно формировать имидж региона, увеличивая тем самым «мягкую силу» России? Но, по словам Александра Люлько, нам поможет принцип разделения государственной и муниципальной ветвей власти, прописанный в конституциях всех стран — и западных, и нашей. Санкции, которые применяются к государству, на Западе не распространяются на муниципальный уровень, где нет уже запретов на проведение культурных, научных, спортивных мероприятий и деловых встреч. Весьма результативными могут стать побратимские связи с городами той же Германии. Выставки, бизнес-семинары, ярмарки товаров можно проводить своими силами и тем самым завоевывать сердца и умы людей.
— Мы активно работаем в этом направлении. В наших мероприятиях, в том числе в форуме «Городские технологии», участвуют представители Германии, Сингапура и других стран. Так работа по продвижению Новосибирска выливается в расширение экспортно-импортных связей, а значит, вносит лепту в экономику города и региона, — делает вывод Александр Люлько. — В конце концов, имидж страны складывается из многих деталей, в том числе имиджа ее городов. И этим надо пользоваться для продвижения своей страны.

Татьяна ЭМИХ


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *