Он памятник себе воздвиг нерукотворный

Памятник Николаю Чудотворцу

В Новосибирске может появиться шестиметровый памятник одному из самых почитаемых святых — Николаю Чудотворцу. Пока инициировано общественное обсуждение проекта, и нет сомнений в том, что, наряду с многочисленными голосами «за», немало будет и тех, кто против. Их доводы можно легко предугадать. Изображения святых, пусть даже и самых почитаемых, должны оставаться в храмах, на церковных территориях. Святитель Николай жил в III веке в Малой Азии, и к Сибири не имеет никакого отношения. Кто-то, может быть, даже вспомнит о том, что скульптурные изображения святых — вообще скорее католическая, а не православная традиция, в нашей Церкви предпочтение отдается иконам.

Что же, давайте шаг за шагом, с максимальным уважением к оппонентам, исследуем эти возражения. За это время мы узнаем много нового и интересного

Святитель с духовным мечом

Предложение об установке памятника святителю Николаю (высота составит более шести метров, в том числе скульптуры — более 3,5 метра, постамента — два метра) поступило от Новосибирской епархия Русской Православной Церкви. Монумент предполагается установить на площадке возле Вознесенского кафедрального собора перед входом в Нарымский сквер. Участники общественного обсуждения, в котором могут принять участие общественные организации, эксперты, предприниматели, а также все заинтересованные лица, выскажут замечания и предложения. «Сроки приема предложений, рекомендаций, замечаний: с 25 июня по 15 июля 2019 года», — говорится в сообщении мэрии. Информация о результатах проведения общественного обсуждения будет размещена на официальном сайте Новосибирска не позднее 23 июля текущего года.

Отметим, что еще год назад памятник намерены были установить в самом центре Новосибирска, у Никольской часовни. Тогда инициатором выступило новосибирское землячество в Москве. Председатель совета общественной организации «Новосибирское землячество» Олег Шабуневич тогда сказал: «Одним из символов столицы Сибири по праву является Никольская часовня на Красном проспекте. Логическим продолжением ее и украшением центральной части города может стать памятник святителю у часовни». Председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин направил мэру Новосибирска письмо, в котором попросил «оказать содействие в благородном деле — установлении в Новосибирске памятника небесному покровителю России и Новониколаевска-Новосибирска святителю Николаю».

Памятник Николаю Чудотворцу

Сама скульптура представляет знаменитый иконографический образ «Никола Можайский»: в одной руке святой держит город, в другой — меч как символ духовной власти и Божьей справедливости. Памятник — работа заслуженного художника России Сергея Исакова.

«Памятник ни на кого не нападет, — говорил тогдашний митрополит Новосибирский и Бердский Тихон тем, кто высказывал опасения по поводу «агрессивного вида святого». — Святой держит в руке духовный меч — это символ защиты от врагов видимых и невидимых. И город Новосибирск-Новониколаевск, название которого тесно связано с именем святителя, он будет охранять от всякого зла».
Теперь проект поменял местоположение. В этом есть свои плюсы и минусы. В центре города, на фоне Никольской часовни, монумент смотрелся чрезвычайно эффектно. Но не меньше смыслов возникает и при установке памятника в Нарымском сквере. Николай Чудотворец считается главным покровителем путешественников, моряков и детей. Изначально именно от имени святителя Николая малышам дарили подарки в день Николы Зимнего, 6 декабря. Потом дату перенесли поближе к Рождеству — 24 декабря. На Западе рождественские подарки и сейчас связывают с Санта-Клаусом, что и переводится как «Святой Николай». А Нарымский сквер всегда переполнен детьми. И святитель Николай здесь более чем уместен.

Заступник для нашего города

Так случилось, что много десятилетий советские историки утверждали, будто Ново-Николаевск был назван в честь Николая Чудотворца. Утверждалось это, конечно, не из какого-то особого почитания святителя, что было бы естественно для верующих людей. Нет, такими утверждениями пытались утаить тот факт, что город получил свое название в честь императора Николая II. «Уж лучше святой из III века, чем «Николай Кровавый», видимо, полагали тогдашние историки.

На самом деле, в ноябре 1895 года жителями поселка  Александровского было подано прошение томскому губернатору о переименовании населенного пункта в Ново-Николаевск — в честь  Николая II. 8 декабря 1895 года на основании этого прошения томский губернатор отправил ходатайство в Министерство внутренних дел за номером 4502 о переименовании поселка в Ново-Николаевский «в честь Е. И. В. (Его Императорского Величества». — Прим. ред.) благополучно ныне здравствующего Государя Императора Николая II». Ходатайство было рассмотрено и удовлетворено в ноябре 1897 года. Однако этот вовсе не значит, что святитель Николай не являлся небесным покровителем Ново-Николаевска.

Сам Николай II был назван в честь Николая Чудотворца, святой был его небесным покровителем. И, разумеется, в Ново-Николаевске также считали святителя небесным покровителем града.

В городе очень почитали Николая Чудотворца. Здесь было несколько церквей, освященных в его честь. На левом берегу Оби с 1885 года действовала церковь Святого Николая на пути к обской паромной переправе. Первая деревянная поселковая церковь в 1898 году возле железнодорожной станции Обь тоже носила имя Святого Николая. В 1910 году была построена Никольская церковь. А в декабре 1915 года в Ново-Николаевске состоялось торжественное освящение часовни в честь святителя и чудотворца Николая, построенной в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. Возвели ее в самом центре города, и одновременно она символизировала географический центр Российской империи. Освятили часовню 6 декабря по старому стилю, в день памяти святого (на Николу Зимнего). В 1930 году часовню снесли, но через 63 года ее возвели заново, и сегодня она является одним из главных символов города. В часовне хранится икона святителя Николая с частицей его мощей, подаренная патриархом Московским и всей Руси Алексием II.

Санта-Клауса засекли над Новосибирском

Имя города, его история и традиции — все это очень многое значит. Но в «соприкосновении» святителя Николая с Новосибирском есть еще одна сторона. Шуточная или, ели хотите — сказочная.

Каждый год перед Рождеством (25 декабря) командование воздушно-космической обороны Северной Америки (НОРАД) сообщает, что его радары «засекли» сани Санта-Клауса над Новосибирском. Доклад об этом тут же поступает президенту США, который отдает распоряжение не препятствовать полету. Одновременно маршрут главного рождественского персонажа отслеживается на сайте НОРАД.

Вот как это выглядело, например, в 2018 году. По данным командования воздушно-космической обороны, Санта-Клаус достиг территории России примерно в 19.25 по московскому времени (в 23.25 по новосибирскому). Его сани прилетели со стороны Монголии и направились в сторону Иркутска. Затем Санта-Клаус пролетел над Новосибирском, из Сибири он отправился в Казахстан, Азербайджан, Грузию, а после — в сторону Москвы и Санкт-Петербурга.

Затем Санта-Клаус мчался по Южной Америке: его волшебная упряжка покинула бразильский Манаус и направилась в Гайану. Всего к этому времени Санта успел раздать больше четырех миллиардов подарков по всему миру. Наконец, упряжка оленей Санта-Клауса, пролетев почти над всеми странами мира, добралась до Канады, где ее встретили два истребителя F-18 канадских ВВС, обеспечивающие безопасность полета зимнего волшебника над территорией Страны кленового листа.

Традиция отслеживать перемещения Санта-Клауса зародилась в НОРАД в 1955 году. Тогда в одной из американских газет в рекламном объявлении торговой фирмы «Санта хотлайн» («Горячая линия Санта-Клауса») была допущена опечатка в номере телефона, по которому детворе предлагалось высказать свои заветные пожелания. По иронии судьбы, это оказался номер начальника оперативного управления противовоздушной обороны континентальной части страны — предшественницы НОРАД — полковника Гэрри Шаупа. Не растерявшись, он стал объяснять ребятам, что военные выполняют функции авиадиспетчера Санта-Клауса, чтобы тот не заблудился в небе. После этого, начиная с 1958 года, военные взяли на себя праздничную обязанность ежегодно сообщать всем желающим о передвижениях Санта-Клауса.

Перемещения Санта-Клауса отслеживают 47 радаров, размещенных в северных и восточных районах Канады и США, а также спутники, оснащенные инфракрасными датчиками: считается, что они реагируют на тепловое излучение, исходящее от красного носа оленя Рудольфа — вожака оленей Санты.

В 2014 году командование НОРАД, основной функцией которого является раннее предупреждение о воздушно-космическом нападении на США и Канаду, объявило, что за полчаса до наступления Рождества сани Санта-Клауса посетили Новосибирск. Об этом американские военные сообщали в своем твиттере в 23.35 по местному времени. «Наши радары засекли Санту над Новосибирском, Россия. Этот город был назван в честь Святого Николая!» — напомнили в США о старом названии города, Ново-Николаевске.

Конечно, все это как бы сказка. Но это здорово, когда сказку поддерживают военные. Чем больше сказок — тем меньше войн. Хотя тревожные веяния времени коснулись и Санта-Клауса. Так, в 2014 году американский сатирический блог The Daily Currant сообщил, что российские войска ПВО запустили с архипелага Новая Земля ракету, которая сбила над Северным Ледовитым океаном… сани Санта-Клауса.
Обломки саней были обнаружены в водах Арктики неким «норвежским рыбаком», говорится в материале. Тот сообщил, что сам Санта и почти всего его олени погибли — в живых остался лишь знаменитый Рудольф, которого удалось быстро обнаружить благодаря его красному носу. «Несмотря на то, что Россия официально отрицает свою причастность к инциденту, американские разведслужбы подтвердили, что роковая ракета была запущена с одного из располагающихся на Новой Земле военных объектов, — пишет автор статьи. Вашингтон пообещал «адекватно отреагировать на трагедию», отмечается в статье. Президент Барак Обама, в частности, заявил о возможном введении экономических санкций в отношении Москвы. «Владимир Путин поставил под угрозу надежды и мечты детей по всему миру. Он ответит за это», — «цитирует» сайт слова президента США.
Похороны Санта-Клауса пройдут 28 декабря на Северном полюсе. Туда в числе прочих международных лидеров прибудут Барак Обама, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Франции Франсуа Олланд, сообщал блог.

Шутка, конечно. Или, как говорят сегодня, — троллинг. Но ведь американские сатирики еще в 2014 году точно предвосхитили антироссийскую истерию, охватившую ныне Запад. В чем только сегодня Россию не обвиняют! Тут уж может дойти и до обвинений в уничтожении Санта-Клауса.

Какое все это имеет отношение к памятнику святителю Николаю в Новосибирске? Никакого. Вот только  в следующий раз экспертам НОРАД, обнаружив Санта-Клауса над Новосибирском, надо будет говорить не только о том, что когда-то этот русский город назывался Ново-Николаевск, но и о том, что сейчас в нем установлен памятник святителю.

Не жизнь, а чудо

В декабре минувшего года (на Николу Зимнего) мы подробно рассказывали о жизни Николая Чудотворца. И все-таки стоит еще раз хотя бы кратко напомнить о его делах.

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна до глубокой старости не имели детей; в непрестанной молитве просили Христа дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай. Поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они постарались направить его на праведную жизнь. К храму Божьему он питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в молитве и чтении божественных книг.

При совершении над святителем Николаем Таинства священства епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!»

Много добра сделал святитель своей пастве. К тому времени родители его умерли, оставив богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Во время путешествия в Палестину на корабле он проявил дар чудотворения: предвозвестил жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Именно благодаря этому эпизоду святого Николая еще в древности стали почитать как молитвенного покровителя путешествующим.

Потом было удаление в Сионскую обитель, где в монашеской келье он думал остаться на всю жизнь. Но однажды, стоя на молитве, услышал голос, повелевший ему вернуться в мир. Он жил как нищий, а когда по провидению стал архиепископом Мирликийской епархии, святитель сказал себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

Он был кроток и смирен духом, незлобив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия. Носил простую одежду, ел постную пищу раз в сутки — вечером. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.

При гонениях императора Диоклетиана святитель Николай громко и открыто проповедовал имя Божье, за что был заключен в темницу. Когда в Ликии наступил большой голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо. Один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, так как он покупает у него весь груз и дает в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец действительно нашел у себя в кулаке зажатыми три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа. В 325 году он был участником Первого Вселенского собора, обличившего еретика Ария. С тех пор святителя Николая стали почитать и как ревностного защитника Православия. Но для простых людей он был и остается помощником в их повседневной жизни. Из жития святого мы знаем, что он помогал беднякам, несправедливо осужденным, тяжелобольным. В России в каждом христианском доме есть икона святителя Николая.

Никола Зимний, Никола Вешний

По народным верованиям, Николай самый близкий к Богу угодник, «начальник» рая, владеет ключами от неба».

Своим покровителем Николая Угодника считают и православные цыгане. По-своему почитают его калмыки-буддисты: Микола-бурхан является духом-хозяином Каспийского моря и покровительствует рыбакам. Буряты, еще один буддийский народ России, почитают его как Белого Старца, божество процветания и долголетия. Монголо-буряты зовут святителя Николая «Саган-Убукгун» — «батюшка Михола».

Верующие часто рассказывают о чудесном исцелении или спасении из беды, произошедшем после молитв к Николаю Чудотворцу, а также о его помощи в быту — вплоть до чудом нашедшихся очень важных утерянных документов. Заступник Никола милостив и молится о покаявшихся грешниках.

В 2009 году группа из Манчестерского университета реконструировала по мощам внешность Николая Чудотворца. Выяснилось, что святитель Николай был крепким мужчиной, ростом примерно метр 68 сантиметров, с высоким лбом, выступающими скулами и подбородком, носом, «стремящимся к орлиному», карими глазами и смуглой кожей. В целом исследователи пришли к выводу, что на иконах Николая Угодника изображают правильно и похоже. Об этом свидетельствуют еще и чудеса, о которых рассказывают прихожане: является им во снах или видениях старичок, дает советы, как выбраться из беды, а придя в церковь, люди сразу узнают «старичка» на иконах Николая Угодника.

Иконы Николы «Зимнего» и «Вешнего» различаются. На некоторых иконах Николай Чудотворец изображается в епископской митре — это «Никола Зимний». Праздники отмечаются в разное время: Никола Вешний — 9 (22) мая. С этого дня начинаются основные сельскохозяйственные посадки, трава становится сочной — скот выгоняют пастись, зацветают полевые ягоды и цветы. Крестьяне просили святителя уберечь скот и урожай, заказывали молебны. А 6 (19) декабря отмечают Николу Зимнего: устраивали посиделки, готовились к святкам. Готовили лучины, костюмы для святочных пьес. Никола Зимний не только молодежный праздник — собирались старики, большаки семей, за одним столом мирились, угощали друг друга пирогами и обсуждали вопросы общины. В этот день сейчас отмечается Международный день помощи бедным, так как на Николу Зимнего традиционно проводится множество благотворительных акций.

Отдельно следует рассказать о том, почему и сейчас рождественские подарки в большинстве стран мира связывают со святителем Николаем. «Санта» — это ведь и переводится, как святой, святитель. Чудотворец часто тайно приносил в дома нуждающихся помощь. Подбрасывал в окна кошельки с монетами, а порой высыпал деньги в обувь на пороге дома или даже бросал в трубу дома, после чего монетки попадали в носки, сушащиеся над камином. Теперь это стало традицией — подарками под рождественской елкой. И дети самых разных стран благодарны святителю.

Почему же на разных континентах, почти ничего не зная друг о друге, самые разные народы так почитают Николая Угодника? Найти «рациональный» ответ невозможно. Есть только одно объяснение — сила Святого Духа, которая была дарована святителю. Дух Святой — это Триединый Бог. И Он приводит нас к святителю Николаю.

Нужны ли памятники святым?

Вернемся к памятнику Николаю Угоднику, который намерены установить в Новосибирске. Безусловно, кто-то укажет: ставить памятники святым — не православная традиция. Он будет прав и неправ одновременно.

На севере Руси издревле были распространены деревянные изваяния Спасителя, святых угодников. Это и «Спас в темнице», и «Никола Можайский», резные иконостасы. В Новосибирске резные иконы делают художники Лариса Иванова и Анатолий Ширяев, протоиерей Андрей Фёдоров. Монахи Михаило-Архангельского монастыря в селе Козиха также изготавливают резные иконы. В Древней Руси были распространены не только резаные из дерева образы, но и резные каменные иконки, резьба по кости, литые образки и складни. Известно даже имя прославленного мастера таких резных образов — Ермолин, его образы украшали Спасскую башню Московского Кремля. В XVIII—XIX веках популярность приобрели резные фигуры святого Нила Столобенского.  Но все-таки это не круглая скульптура, а плоский деревянный рельеф, как правило, раскрашенный, что приближает такие изображения к иконе.

Только в конце XVIII века в русских храмах появляются скульптурные изображения. Так, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге украшают снаружи и внутри скульптуры Христа, апостолов, святых. Но даже в Синодальный период, когда западные художественные стили господствовали в церковном искусстве, скульптура имела очень ограниченное распространение. А про установку памятников святым вне храмов не могло быть и речи.

Первым памятником святому на территории России был монумент Крестителю Руси Владимиру, установленный в Киеве на берегу Днепра в 1853 году. За сто лет все привыкли к нему, а ведь его возведение было связано чуть не со скандалом. Когда киевский генерал-губернатор князь Илларион Васильчиков пригласил митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) благословить памятник, тот поначалу наотрез отказался, сказав: «Негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы». После этого митрополита долго пришлось убеждать.

Вторым по времени в Российской империи был памятник княгине Ольге, апостолу Андрею, святым Кириллу и Мефодию тоже в Киеве. Изначально он был открыт в 1911 году. Однако в 1919-м скульптура святой Ольги была сброшена, а в 1923 году остатки композиции вовсе демонтировали. В 1996 году памятник возвели заново.

Сегодня традиция скульптурных изображений святых возобновляется, такие изображения мы видим на площадях городов, возле монастырей: преподобного Сергия Радонежскому у Троице-Сергиевой лавры, преподобного Саввы Сторожевского рядом с его обителью в Звенигороде, преподобного Иосифа Волоцкого у стен Волоколамского монастыря. Памятник Александру Невскому был установлен в Великом Новгороде еще в 1985 году. Есть памятники Александру Невскому в Городце, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

В 1993 году был открыт памятник Ярославу Мудрому в Ярославле. В 1999 году в Муроме был установлен памятник Илье Муромцу. Есть такой памятник и в Екатеринбурге, Владивостоке, Барнауле.

Существует в нашей стране и множество памятников святым Кириллу и Мефодию. В 1992 был открыт, вероятно, самый известный из них — монумент работы Вячеслава Клыкова на Славянской площади в Москве.

В связи с установлением Дня семьи, любви и верности в российских городах появилась целая серия памятников святым Петру и Февронии. Общее их число приближается к пятидесяти.

Немало в России памятников святому Георгию Победоносцу. Самые известные — в Москве: на Манежной площади, на Поклонной горе и на Трубной площади. В октябре 2006 года под Омском был освящен памятник Николаю Чудотворцу. Шестиметровая бронзовая скульптура установлена на Соборной площади Ачаирского Крестового женского монастыря. Памятники святителю Николаю есть также в Москве, Анадыре, Майкопе, Голицыно, Дзержинском, Ивантеевке, Можайске, Сергиевом Посаде, Тверской, Рязанской, Тамбовской областях, Калининграде, Перми, Самаре, Петропавловске-Камчатском, Ейске, Тихорецке, Тольятти, Колывани, на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Малой Курильской гряде.

Но нужны ли памятники святым? Нуждаются ли они в подобном прославлении? Безусловно. Ведь святые тоже были историческими личностями. И очень важно, чтобы память о них выходила за церковную ограду. Памятник святому, стоящий на площади или в парке, привлечет к себе внимание и напомнит «Иванам, не помнящим родства», кто мы.

История с упованием будущего

«Многие забыли свои традиции, забыли о своих истоках, но есть люди, которые помнят историю Отечества, знают, откуда они родом, свято чтут веру отцов. Они убеждены, что городу необходим этот памятник, потому что Новосибирск растет и развивается под небесным покровительством святителя Николая», — говорил год назад владыка Тихон.
Владыка тогда отметил, что установка скульптуры — это еще и своеобразное пожелание горожанам утверждать себя в вере и благочестии, заботиться о возрождении духовности и нравственности.

Следует сказать, что в Новосибирске есть памятники православным святым. Например, благоверным Петру и Февронии Муромским — покровителям супружества. Памятник святителю Луке — хирургу Войно-Ясенецкому установлен в сквере областной клинической больницы. Памятник святым страстотерпцам императору Николаю II и цесаревичу Алексию возведен на территории собора Александра Невского. В Бердске перед православной гимназией стоит изваяние преподобного Серафима Саровского. Недавно открыли памятник святому благоверному князю Владимиру, Крестителю Руси.

Памятник самому почитаемому святому нужен Новосибирску. В нем будет отражена и наша история, и наше упование на будущее.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.