Много шума и ничего: как в Новосибирске (не) борются с шумовым загрязнением

шум

8 сентября в Новосибирске пройдут выборы мэра. Избранному на них главе города предстоит найти решение для многих проблем, которые не первый год беспокоят горожан. Одна из них – шумовое загрязнение.

Как сообщили в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области, доля жалоб на шум превышает 50% от общего числа жалоб на воздействие физических факторов. Наибольший дискомфорт горожанам доставляет шум от транспорта, что связано с увеличением числа автомобилей.

Галина Крашенина, профессор кафедры гигиены и экологии НГМУ, говорит о воздействии шума на организм человека следующее: «Шумовое загрязнение – фактор, который негативно влияет на здоровье людей, особенно – жителей мегаполисов. Те, кто долгое время живет в шумных помещениях, со временем могут перестать обращать на это внимание и спокойно засыпать под звуки проезжающих под окнами автомобилей, но воздействие на организм при этом не уменьшается. Высокий уровень шума, в первую очередь, наносит вред нервной системе человека – развивается астено-вегетативный синдром, из-за которого в работе ЦНС начинают преобладать процессы возбуждения – человек быстрее утомляется, становится раздражительным, снижается его работоспособность, появляются головные боли. Проблемы с нервной системой могут привести к нарушению регуляции сосудистого тонуса и, как следствие, развитию гипертензионного синдрома и повышению артериального давления». Галина Крашенина добавила, что под воздействием шума может снижаться и острота слуха, особенно с возрастом.

Особенно чувствительным к шуму людям приходится использовать беруши
Особенно чувствительным к шуму людям приходится использовать беруши

Исследование о влиянии шума на состояние человека проводили ученые из Швейцарского института общественного здоровья, которые пришли к сенсационному выводу: акустический шум от транспорта вреднее, чем связанная с ним загазованность воздуха: увеличение уровня шума приводит к повышению риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Допустимые нормы шума указаны в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Согласно этому документу, в дневное время (с 7 утра до 23 часов) оптимальной нормой считается громкость звука в 40 дБ (это примерная громкость от спокойного разговора), а максимально допустимой – 55 дБ, в ночное время эти показатели меньше – оптимальный уровень шума – 30 дБ, а максимально допустимый – 45 дБ. В Роспотребнадзоре сообщили, что в Новосибирске зарегистрировали превышение шумовых норм на 1-22(!) дБ в районе расположения жилых домов на магистральных улицах – Красном проспекте, Большевистской, Д.  Ковальчука, Ипподромской, Станиславского, Петухова и других. При этом специальные противошумовые экраны сейчас установлены только в районе Бугринского моста, поселка Садовый, Северного объезда и карьера «Борок». Такие же экраны планируют поставить при строительстве четвертого моста.

Шумозащитные экраны, построенные в Новосибирске при возведении ЖК «Флотилия». Фото с сайта застройщика
Шумозащитные экраны, построенные в Новосибирске при возведении ЖК «Флотилия». Фото с сайта застройщика

Стоит упомянуть и о том, что в Законе «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» предусмотрен штраф за совершение действий, которые нарушают тишину в ночное время с 22:00 до 7:00 в будние дни, и с 22:00 до 9:00 – в выходные. Наказание может распространяться и на так называемых дрифтеров, если они будут с помощью «механических средств и технических устройств» мешать новосибирцам выспаться. Но вряд ли это поможет тем, кто живет в домах рядом с большими магистралями, шум от которых превышает уровень допустимого даже днем.

Напомним, что ранее газета «Честное слово» писала о разработке томских ученых, которые после продолжительных замеров составили акустическую карту города и на ее основе разработали физико-математическую модель, прогнозирующую уровень шума в любом населенном пункте. Такая разработка позволяет определять уровень потенциальной опасности для жителей. Неизвестно, составят ли когда-нибудь подобную модель в Новосибирске (в Роспотребнадзоре не ответили на вопрос ЧС-ИНФО о том, когда в последний раз составлялась акустическая карта города).

Можно заметить, что пока шума в городе становится только больше. Некоторые компании «загрязняют» улицы лишними звуками в коммерческих целях: магазины используют звуковую рекламу, а на остановках звучат радио объявления. Причем, согласно ряду исследований, такие способы привлечения покупателей только отталкивают клиентов. Но ими все равно пользуются: действующее законодательство это не запрещает. С другой стороны, полезного «шума» на улицах становится меньше. Уже давно не звучит на главных площадях Новосибирска мелодия песни «Я люблю тебя, мой милый город», которая раньше радовала горожан каждый полдень. Нет на улицах столицы Сибири и музыкальных репродукторов, звучание которых могло бы скрасить прогулки по центральным проспектам.

В тексте национального проекта «Экология» описаны меры борьбы с загрязнением воздуха и водоемов, создание системы обращения с твердыми коммунальными отходами, мероприятия по сохранению озера Байкал и оздоровлению реки Волга. Но никаких планов, которые помогли бы снизить уровень шума в городах, в тексте документа нет, что говорит о том, что проблема не осознана на государственном уровне (чего же тогда требовать от местных властей?). Кажется странным, что разработчики программы упускают из вида столь очевидный фактор, влияющий на здоровье людей, особенно с учетом того, что машин становится больше с каждым годом, а значит, что и проблема только усугубляется. При этом проект «Экология» будет действовать до конца 2024 года. Значит, и в ближайшие пять лет изменений в области борьбы с шумовым загрязнением от него ждать не стоит.

Между тем, когда власть действительно хочет, она может решить проблему шума. Например, в рамках подготовки к Зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи, было проведено масштабное строительство шумозащитных экранов вдоль множества трасс. Такого было требование Международного олимпийского комитета.

Шумозащитный экран высотой 4 метра на автодороге «Адлер-Веселое». Фото с сайта компании-проектировщика
Шумозащитный экран высотой 4 метра на автодороге «Адлер-Веселое». Фото с сайта компании-проектировщика

Решить масштабную проблему в стране помогла бы федеральная программа, по которой в городах начнут делать карты с указанием наиболее громких дорог, устанавливать противошумовые экраны, высаживать деревья вдоль магистралей, а общественный транспорт, хотя бы постепенно, менять на бесшумный.

Пока люди могут только самостоятельно предпринимать меры, чтобы сберечь свое здоровье: ставить у себя пластиковые окна с тремя или пятью камерами и качественными уплотнителями, а на внешней или внутренней части домов делать обивку из шумопоглощающих материалов.

Остается надеяться, что хотя бы выборный процесс в Новосибирске привлечет внимание к проблеме шумового загрязнения. Ведь при желании, начать ее решать можно и на местном уровне. Возможно, если это произойдет, город станет примером, и тогда и в других частях страны власти начнут предпринимать какие-то действия для защиты людей от постоянного шума.

Екатерина Евстафьева


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.