Проблемы и музыка

музыка

Фото Е. Аникеева

В Новосибирске состоялась областная конференция «Педагогические чтения для работников образовательных организаций сферы культуры Новосибирской области». Корреспондент газеты «Честное слово» побывала на заседании одной из секций в Новосибирской специальной музыкальной школе, где были озвучены недостатки поступающих в средние профессиональные учебные заведения, проблемы детского музыкального образования и предложены пути их решения

Первая проблема, которую отмечают преподаватели у студентов младших курсов средних специальных учебных заведений, — это неумение распределять время, т. е. ребята не умеют заниматься. Если в младших классах не заложены необходимые базовые навыки, то потом будет сложно учиться, считает преподаватель Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова Татьяна Гусева. Если родители не музыканты, то дети достаточно поздно созревают для мысли о том, что хотят стать профессиональными музыкантами. При этом не стоит заставлять заниматься ребенка насильно: он сам должен сделать выбор относительно своей будущей профессии.

У ребят, не владеющих в должной степени базой, огромные проблемы с ритмом и заучиванием партитуры. В этой ситуации Татьяна Александровна считает необходимым придумывать им малые формы, чтобы учащиеся не боялись объемов. А бояться на первых курсах им есть чего: ведь помимо профильных предметов, необходимо осваивать еще и общеобразовательные. Как итог: студенты мало что успевают.

Т. А. Гусева

Преподаватель Бердской детской музыкальной школы им. Г. В. Свиридова Елена Соловьева винит в такой неготовности наше время с его масштабными изменениями в обществе, когда дети не привыкли трудиться и много читать, когда они стремятся достичь эффектного результата мгновенно, ведя видеоблоги в соцсетях. К тому же дети, не расстающиеся с гаджетами, ведут малоактивный образ жизни и, как следствие, имеют слабое здоровье, не позволяющее им выносить сильные нагрузки.

Отметила Татьяна Гусева и чисто постановочные проблемы. «Очень часто — сделали вибрацию и оставили ее. А то, что она подчинена высоким художественным замыслам, что ей надо научиться управлять, — этот вопрос упускается». То есть вторая проблема — неумение пользоваться исполнительскими приемами. Не знают ребята подчас даже профессиональные термины. Так что приходится в ссузах практически начинать занятия с нуля.

Что же до звукоизвлечения, то практически у каждого второго зажат плечевой пояс, спина и нет свободы мышц. Татьяна Александровна заметила, что преподавателям следует учитывать физиологические изменения в связи с ростом ребенка, в ходе которого старый инструмент становится не удобен по тем или иным параметрам. Так что постановкой корпуса, рук и т. п. надо заниматься постоянно.

Е. А. Соловьева

Зажим — самая актуальная проблема, не позволяющая в должной мере выразить себя художественно и эмоционально. Зажим — еще и психологическое препятствие, делающее публичные выступления часто неудачными. А ведь музыканты выступать просто обязаны. Но наши студенты просто боятся этого, посетовала Татьяна Гусева. Так что необходимо формировать нужную модель поведения еще в школе, иначе потом все это будет трудно переломить в более взрослом возрасте. «Те же проблемы существуют также и в консерватории: публичные выступления вызывают определенное напряжение и очень часто негативные эмоции. А жаль, ведь должна быть радость от того, что ты делаешь, чего ты достиг и что ты можешь уже выразить. Поэтому в начальном периоде важно добиваться свободы».
В целом, преподаватели должны работать так, чтобы у ребенка было будущее, подытожила свое выступление Татьяна Гусева.

Елена Соловьева поведала о тех методиках, которые она использует в работе с младшими детьми. Например, для детей, перегруженных в разного рода секциях, подходит гимнастика для ума. Для тех, у кого проблемы с памятью, она применяет игру «Передай другому»: когда два такта играет преподаватель, остальные два — ученик. Потом идет уже четыре такта и т. д.

Своя методика есть и для раскоординированных детей, и для гиперактивных, и, наоборот, пассивных. Девочке, которая любит быть в центре внимания, преподаватель дает ведущую партию: пусть проявляет себя.

Поскольку современные дети не умеют выражать эмоции, то им полезно подбирать репертуар, который будет вызывать эмоциональный отклик. «Перед преподавателями стоит большая и сложная задача — пробудить эмоции в ребенке, да еще в контексте сложной музыкальной формы, чем является классическая музыка, — поясняет Елена Анатольевна. — Дело в том, что во время работы над музыкальным произведением — например, сонатной формой, мы предлагаем ребенку прожить несколько для него смыслов. Первое — охватить сознанием достаточно большое музыкальное произведение с множеством контрастных тем. Второе — выделить основные темы, уловить их настроение и взаимодействие. И третье — уметь выразить замысел автора. В итоге получается, что мы являемся мостиком, соединяющим внутри ребенка авторскую задумку с развивающимся эмоционально-чувственным миром ребенка».

Как итог, было замечено, что для преподавателя важно донести до родителя необходимость систематической, последовательной и упорной работы с ребенком. Поэтому так важны профессионализм преподавателя, его саморазвитие, личный энтузиазм и навык планирования.

Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.