Налоги: не карать, а взаимодействовать

Новосибирский налоговый форум

«Налоговая политика и практика: на пути к диалогу» — тема налогового форума, который прошел в Новосибирске во второй раз. Его участники решили, что под лежачий камень вода не течет и приготовили ряд предложений по изменению налогового законодательства.

Как сделать, чтобы контрольно-надзорная деятельность стала более эффективной, а качество обслуживания клиентов было на высоте? На этот вопрос попытались ответить участники II Новосибирского налогового форума, который состоялся 29 ноября. Его организаторами выступили Сибирская юридическая компания, НРО организации «Российский союз налогоплательщиков», Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (МАРП), Новосибирское областное отделение организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общественный Совет при УФНС России по Новосибирской области.

– Основная цель, можно даже сказать, миссия налоговой службы — создание налоговыми органами региона условий для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, для обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков, для формирования финансовой основы деятельности государства, – сообщил в своем выступлении руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Алексей Легостаев.

Надо отметить, что со своими задачами региональная налоговая служба справляется неплохо. В частности, только за 10 месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 164 млрд руб. доходов. Поступления по страховым взносам на обязательное социальное страхование составили 115 млрд руб. и увеличились на 7,7%. В ряду положительных результатов и то, что с начала 2019 года совокупная задолженность была снижена на 1,8 млрд руб и на 1 октября ее размер составил 27,7 млрд рублей.

Порадовало и то, что самые налогоёмкие «зарплатные налоги» – налог на доходы физических лиц и страховые взносы – демонстрируют устойчивый темп роста поступлений, на уровне 108%. С точки зрения налоговиков, причина роста кроется в сложной, но результативной работе по легализации налоговой базы.

Впрочем, без проблем в налоговой сфере не обходится. К примеру, туго идет легализация доходов физических лиц. По словам Алексея Легостаева, более 200 тысяч человек из числа трудоспособного населения в целом по Новосибирской области не имеют легальных доходов. В то же время с 2016 года количество зарегистрированных на территории региона организаций сократилось на 27%, и произошло это из-за жестких мер по предотвращению создания «фиктивных» компаний и активному исключению «фальшивок» из реестра.

Пристальное внимание участников форума вызвали основные направления налоговой политики НСО на период до 2023 года, представленные министром финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталием Голубенко. Главным словом на предстоящие три года станет «инвестиции».

— Считаю, что в Новосибирской области сформировано региональное законодательство, которое обеспечивает комфортный налоговый режим для притока инвестиций и привлечения дополнительных налогоплательщиков. Эффективность инвестиций – рецепт успеха для региона — уверен Виталий Голубенко.

В рамках форума прошли две панельные дискуссии: «Цифровизация в налоговой сфере» и «Трансформация налогового законодательства. Усиление роли правоохранительных органов в налоговом администрировании». В них приняли участие инициатор проведения форума президент МАРП Сергей Карпекин, и.о. декана факультета экономики и финансов Сибирского института управления РАНХиГС Дмитрий Куницын, генеральный директор Агентства инвестиционного развития НСО Александр Зырянов, представители правоохранительных органов и экспертного сообщества.

Редкое единодушие было достигнуто в том, что сегодня необходимо активнее применять современные технологии администрирования, которые позволяют качественно собирать налоги и резко сократить временные затраты как налоговой службы, так и налогоплательщиков.

Также эксперты отметили, что для полноценного развития экономики крайне важно обеспечить равные условий для субъектов бизнеса за счет устранения необоснованных конкурентных преимуществ от экономии на налогах, которые получают организации, применяющие незаконные схемы минимизации налогообложения. И тут на первый план должны выйти не карающие действия, а профилактика налоговых нарушений, то есть, сама политика в этой сфере должна быть построена таким образом, чтобы не оставалось возможностей для совершения налоговых преступлений, в тоже время были снята барьеры для развития бизнеса. Чтобы достичь этого, в первую очередь должна быть эффективной совместная работа налоговых и следственных органов, чего, увы, сегодня не наблюдается.

— Эти уважаемые структуры во многом сегодня дублируют друг друга: в рамках своей деятельности они собирают доказательства, проводят экспертизу и определяют вину. Причем результаты могут существенно отличаться даже в рамках одного дела. Отсутствие слаженности негативно сказывается на бизнесе в целом на обществе. Наше предложение: законодательными мерами убрать эту параллельность, что, несомненно, повысит эффективность их работы, — сделал вывод президент МАРП Сергей Карпекин.

Участники форума «Налоговая политика и практика: на пути к диалогу» также обсудили роль общественных организаций во взаимодействии с налоговыми органами, возможности развития бизнеса на территориях с особым налоговым режимом, а также необходимость налаживания неформального диалога контролирующих структур с бизнесом. Итогом форума стал ряд предложений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство. Важнейшие из них касаются взаимодействия налоговой службы и правоохранительных органов.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.