Адаптация к новой жизни: Как переживает пандемию новосибирский театр кукол?

Фото: Кирилл Буньков

В новосибирском областном театре кукол зрителей нет уже с конца марта. Вместе с залами и фойе пустуют мастерские, гримерки, репетиционные залы и кабинеты. Но даже когда больше сотни сотрудников театра вынуждены оставаться на самоизоляции, работа кипит: пишутся пьесы, появляются декорации и оживают куклы.

«Куклы все грустят. Обычно они улыбаются, а сейчас все погрустнели», – печально говорит директор Новосибирского областного театра кукол Юрий Горлатых, показывая жителей театрального музея. Обычно в стенах сказочного замка 68 раз в месяц, а то и больше, раздаются детский смех и овации, а теперь – вот уже почти три месяца – тишина.

Театру кукол пришлось закрыть двери для посетителей, как и многим другим учреждениям города, но его сотрудники продолжают работать, кажется, без выходных: артисты учат новые роли, бутафоры мастерят кукол, а инженеры их оживляют.

«Когда началась эта история, мы сразу подумали: что мы можем безболезненно для себя продолжать делать? Это было изготовление кукол для новых спектаклей. Мастера выступили с предложением взять работу домой, – рассказывает Юрий Александрович, показывая бутафорский цех, заскучавший без людей. – У нас 120 сотрудников, остались только те, кто занимается жизнеобеспечением театра».

Но, как говорится, творчеством не занимаются – им живут. И коллектив театра тому подтверждение: нет-нет да приходят в свои кабинеты инженеры по куклам, столяры и швеи. «Понятно, что есть ограничения, приняты меры, но люди все равно приходят.Мы говорим: “Нельзя работать!”. А они скрываются, лезут в вентиляционные люки и через подвал», – шутит не унывающий директор кукольного царства.

А вот гримерки и репетиционные залы пустуют: артисты работают с текстами, учат свои роли для нового спектакля под наблюдением режиссера, который слушает их через модную нынче видеосвязь, и ждут возвращения на сцену.

«Они пытаются сделать какие-то этюды. Но полноценной работы, естественно, нет. Вы не представляете, как хочется…», – вздыхает Юрий Горлатых.

Кстати, о премьерах. С одной стороны, из-за пандемии сорвались десятки спектаклей, и изменился привычный уклад жизни, но с другой, не случись этой истории, в новом предстоящем сезоне не было бы столько удивительных сюрпризов.

Чтобы собаки могли выражать радость, вилять хвостиком, инженер по куклам оживляет их с помощью различных механизмов. Сейчас он тоже работает на дому

Один из них – спектакль «Собака Пёс», который ставит французский режиссер Ролан Боннин. Пока артисты учат роли и занимаются с режиссером по «Зуму», в мастерской оживают собачки, а на сцене постепенно появляются новые декорации.

Юрий Горлатых

«Я думаю, в сентябре, если всё снимется, у нас будет премьера. И также в сентябре у нас планируется еще один новый спектакль – “Волшебник Изумрудного города”. Эскизы для него принимали удаленно: художники были в студии, а все остальные – по ту сторону экранов. Так и приняли.  Сейчас художники обзванивают магазины, где какая есть ткань, что привезли – сходить и пощупать пока нельзя. Все вроде бы в таком напряжении, но все равно работа идет. Получилось так, что у нас “Волшебника изумрудного города” ставят приглашенные и режиссер (он из Ставрополья), и художник, и художник по костюмам приглашенный. И вот вся эта компания сейчас работает друг с другом на расстоянии», – продолжает Юрий Александрович.

В музее «живут» куклы из спектаклей, которые когда-то показывали на сцене этого театра

Главный режиссер театра Ольга Гущина, тем временем, работает над третьим спектаклем, для самых маленьких зрителей. «Доктора Айболита», ставшего в последнее время особенно актуальным, будут показывать в комнате сказок: в небольшом уютном зале малыши, сидящие на подушках, будут полноценными участниками действа. Кроме того, Ольга Гущина уже вовсю готовится к Новому году.

«У нее работа кипит, не то слово. Видно, что ей очень не комфортно, она очень деятельный человек. Но у нее идет подготовка – Ольга Владимировна уже работает над новогодним представлением: в этом году решили сделать набор из кукольных номеров, целый концерт», – раскрывает секреты нового сезона Юрий Горлатых.

«Здесь как раз все чудо и рождается!» – говорит директор театра о мастерской

Еще два спектакля только-только рождаются, но уже интригуют.

«Переговоры продолжаются, из ничего будут рождены неплохие спектакли! Как только мы почувствовали, что все это будет продолжаться, мы знакомым драматургам дали задание. Сегодня прислали пьесу, я еще не читал даже, – делится руководитель театра. – А родилось как: художник НОВАТа Тимур Гуляев, он сейчас тоже на самоизоляции, начал выставлять в “ВКонтакте”свои работы. На картине – Средневековье, рыцарский турнир, но рыцари – снеговики. У меня рождается идея: Хроники Снеговиковья».

Идею «Хроник» поддержал драматург из Казани Рагим Мусаев – он и прислал первый вариант сценария. Ну, а если общая идея воплотится в жизнь, то художником будет, конечно, «наш Тимур».

«Ой, быстрее бы!» – вздыхает Юрий Александрович, оглядывая пустые кресла в зрительном зале. Но даже когда все ограничения снимут, на премьеры придут, вероятно, куда меньше зрителей, чем раньше. Такой, скорее всего, будет новая реальность и к ней придется привыкнуть.

«Я категорически не хочу вот эти шахматные рассадки какие-то, не хочу, чтобы это у нас было. Нет, мы будем, конечно, ждать окончания всей этой истории и потом будем уже работать. Как сделать, чтобы дети не бегали? Или какую-то дистанцию соблюдали? Мы понимаем, конечно, что это ответственность, – говорит директор областного театра кукол. – Дело в чем. В кинотеатр ты можешь прийти и вообще чуть ли не в одиночестве посмотреть фильм. Театр же – это, по большому счету, всегда обмен энергией: от актера к зрителю и от зрителя к актеру. Если не будет этого обмена, этой взаимоподпитки, не будет ничего происходить. И когда актер играет на зал, где сидит четыре человека, да еще и в масках, о чем мы говорим? Какое настроение? А вот когда он видит полный зал… Мы можем этим заниматься, но крайне бы не хотелось. Как и выкладывать эти неподготовленные непрофессионально сделанные спектакли в интернет».

На таких куклах-машинках занимаются пришедшие в театр молодые актеры. Опытные артисты обучают их кукловождению

Спектакли в интернете за последние месяцы стали неким подарком для ценителей искусства: не выходя из дома, можно посмотреть постановки знаменитых театров. Правда, качественными видеозаписями похвастать может не каждое учреждение культуры. Вот и приходится остальным выкладывать в интернет записи, которые когда-то были сделаны для внутренней работы.

«Онлайн – это не полноценная замена. Мы почему не особо это пытаемся навязывать? Потому что понимаем, что качество записи не важное. Театру онлайн существовать невозможно. Мы готовы это делать, но это не театр. Театр вот он, здесь. Полный зал, аншлаг – и вот тогда, пожалуйста, будет действо!», – отмечает он.

На сцене постепенно появляются декорации к спектаклю «Собака Пёс»

 

 

Фото: Кирилл Буньков


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *