По следам Крузенштерна: Сибирские мореплаватели отправятся в кругосветное путешествие

Евгений Ковалевский

Путешественники из Новосибирска и Томска готовятся к кругосветной экспедиции «По пути первых русских кругосветных мореплавателей». Путешествие длиной в два года должно начаться уже следующим летом. Один из участников кругосветки Станислав Берёзкин рассказал ЧС-ИНФО о подготовке и предстоящем плавании. 

Кругосветку путешественники из Сибири посвятили 200-летию открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым и 250-летию со дня рождения известного российского мореплавателя Ивана Крузенштерна. Они пройдут морские пути, которые нанесли на карты русские мореплаватели: из Санкт-Петербурга через Балтийское море судно войдет в Атлантический океан, достигнет Южной Америки и обогнет мыс Горн. Затем по Тихому океану пройдет мимо Австралии до Южной Африки и, обойдя мыс Доброй надежды, вернется в Санкт-Петербург.

Станислав Берёзкин

«Задумка появилась в одном из путешествий. В 2012-2013 годах мы шли по Тихому океану с известными сибирскими путешественниками Евгением Ковалевским и Анатолием Куликом. Это был самый сложный и продолжительный этап кругосветного плавания Анатолия Кулика. Возникло две идеи: первая — пересечь океан в одиночку, вторая — пройти кругосветку в один этап на одном судне. На оба проекта нужны были деньги. Долгое время решить эту задачу не удавалось, — рассказывает Станислав Берёзкин. — Позже к проекту кругосветного плавания подключился заместитель председателя Томского отделения Русского географического общества (РГО) Евгений Ковалевский — он предложил к спортивной цели проекта добавить образовательную и дипломатическую составляющие. Исполнительный директор Томского отделения РГО Юлия Калюжная, добавила в проект образовательную часть, а почетный президент РГО академик РАН Владимир Котляков стал научным руководителем проекта. Осталось только кругосветное плавание. Мы переработали маршрут, задачи, сроки, представили проект на соискание Президентского гранта, и, благодаря авторитету Евгения как путешественника, его организаторскому таланту летом 2020 года финансовую поддержку Фонда президентских грантов нам удалось получить. Прошло семь лет после того плавания и идея начала воплощаться».


С родными путешественники общаются по скайпу, когда прибывают в порт. Для срочной связи у экипажа есть спутниковые телефоны


Кругосветное плавание Анатолия Кулика состоялось в четыре этапа, оно длилось с 2006 до 2013 года. Теперь же Евгений Ковалевский и Станислав Березкин — основной экипаж тримарана — уедут из дома на два года: вернуться обратно в Санкт-Петербург они планируют летом 2023 года.

«Я считал по средней скорости, которая равна примерно 100 милям в сутки. Учитывая заходы в порты, исходя из этой скорости, я расчитал маршрут. А сколько мы будем идти и сколько стоять в портах, будет зависеть от многих факторов. Обычно мы больше недели не стоим, если нет никаких поломок судна и болезней у экипажа. Пришли, 2-3 дня отдохнули, затарились водой и продуктами, посмотрели достопримечательности и дальше», — продложает штурман.

Кстати, из 13 месяцев Тихоокеанского этапа кругосветки Анатолия Кулика около 5-6 месяцев путешественники провели в портах: в Мексике пришлось разбирать судно, чтобы перевезти его на другое побережье материка, а затем собирать его обратно. Поэтому остановка получилась длительной — почти целый месяц.

Маршрут путешествия Станислав начал прорабатывать еще в конце 2013 года.

«Пару лет я читал про этот маршрут, изучал зарубежные карты и лоции, пришлось английский выучить, — смеется Станислав, который будет отвечать за навигацию. — У меня оставался один участок на обратном пути, достаточно сложный, с двумя или тремя портами, — от Кейптауна до Европы. Я не знал, как мы его пройдем, думал: «А, пройдем как нибудь». Буквально в позапрошлом году он сложился».

От порта до порта путешественники могут плыть около трех недель. Например, у Станислава самый длинный переход длился 21 сутки, а у Анатолия Кулика — 30-32 дня.

Путешественники-дипломаты

«Помимо того, что мы хотим постараться установить мировой рекорд, мы еще выполняем три задачи, уже не связанные со спортивной частью. Фонд Президентских грантов поддержал идею народной дипломатии. То есть мы, как в гранте сказано, должны изменить негативное отношение к России, если оно есть, на позитивное. Мы будем с местным населением в каждом порту устраивать встречи, демонстрировать материалы о России и Сибири, рассказывать, что у нас много интересного, обсуждать сотрудничество с некоммерческими организациями. Дипломатия, в общем».

Вторая задача путешественников — от Русского Географического общества — создать «Живые уроки географии». В каждом порту они будут снимать видеоуроки о странах.

«Новое поколение меньше читает книги, больше смотрит видео. Соответственно, надо как-то под них подстраиваться, чтобы они обучались. Мы будем снимать 15-минутные видеоуроки географии прямо с места пребывания, в которых будем рассказывать про население, экономику, природу. Делаем остановку — записываем урок», — говорит Станислав. Отснятые материалы будут отправляться в Береговой центр в Томске, где ролики будут монтировать по сценарию.

Путешественники отмечают, что в портах они будут встречаться с зарубежными университетскими и географическими сообществами, чтобы формировать программы совместных исследований в области географии и обмен студентами.

О своих приключениях в течение всего путешествия мореплаватели будут рассказывать на специальном сайте экспедиции, который сейчас разрабатывается. Читать хроники путешествия смогут не только русскоязычные жители планеты, но и владеющие английским и испанским языками.

Главное — терпение

Физическая подготовка путешественников уже началась: в программе — утренние пробежки, тренировки в спортзале и закалка. Морально подготовиться к такому, говорят путешественники, нельзя.

«Подготовиться психологически к этому нельзя. В любой продолжительной экспедиции нужно просто знать, что необходимо терпеть. Терпение — это самое главное. Раздражающих факторов очень много: непостоянная погода, возможные неприятности в портах, неприятности с судном. Могут быть конфликты в экипаже. Это всё надо терпеть и терпеть. Основное качество мореплавателя — это терпение и выдержка. Физическая форма тоже важна, но можно как-то приспособиться. А вот к раздражающим факторам приспособитья нельзя. Они все равно будут. Нужно знать, что это надо перетерпеть, скрипя зубами, — говорит шкипер Станислав Берёзкин. — Сложно бывает, когда погода хорошая. Ладно шторм и сильный ветер — хотя бы работа есть. А когда хорошая спокойная погода — автопилот настроили, лодка идет сама по себе. Книги уже надоели, соседи уже достали… Штиль — противная штука».

Кстати, о книгах. У всего экипажа есть девайсы: ноутбуки и планшеты. Поэтому система электроснабжения на судне тоже продумана — есть ветрогенератор, солнечные батареи и бензиновые генераторы. Одного аккумулятора хватает на двое-трое суток: пока один работает, второй — заряжается.

«Был случай, когда у нас закоротило бортовую сеть и один аккумулятор просто вышел из строя. Мы начали экономить электричество, но такие случаи обычно — исключение», — отмечает мореплаватель.

К «быту» на судне бывалые путешественники Станислав и Евгений Ковалевский уже привыкли: пищу готовят на судне, моются в соленой воде.

«У нас уже опыт есть. Питание на борту нам знакомо — мы готовим на борту, водой и пищей запасаемся в портах. Свежими продуктами мы можем питаться неделю после того, как вышли из порта. Дальше идут консервы. Душа у нас нет. Много пресной воды — моемся ей. Если пресной воды осталось только на еду и питье, моемся за бортом. Были времена когда и зубы приходилось чистить соленой. Ничего, пережили», — делится Станислав.

Уникальное судно

В кругосветное путешествие экипаж отправится на разборном парусном судне, которое обычно не используется для плавания по океану. Проектированием тримарана занимается путешественник Анатолий Кулик.

«Мы на таких судах поучаствовали уже в достаточно большом количестве морских плаваний. Тримаран выбран из-за скорости. Также, когда большие волны, он не притапливается гребнем волны. Судно будет построено по уже испытанной схеме тримарана, ходившего в 2011 году вокруг мыса Доброй Надежды, но из других материалов и с некоторыми изменениями в конструкции для того, чтобы было комфортнее в длительном плавании. Идет проектирование, около месяца будет длиться, потом начнется постройка самого судна», — говорит Станислав.
В путешествие сибиряки отправятся уже летом следующего года.

«Путешествие уникальное. Никто не пытался сделать это в один этап на таком судне. Попытаются ли потом, тоже неизвестно. Мы оба на таких судах прошли около 20 тысяч морских миль каждый. Это чуть меньше длины экватора земного. У нас достаточно опыта, уверенность в собственных силах есть», — подытожил путешественник.

Фото: Евгений Ташкин


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *