Веер аукционов. Юрий Воронов о Лауреатах Нобелевской премии по экономике

Лауреатами Нобелевской премии по экономике в 2020 году стали два профессора Стэнфордского университета (США): Пол Милгром (возраст 72 года) и Роберт Уилсон (83 года) — «За усовершенствование теории аукционов и разработку новых форматов аукционов»

П. Милгром окончил бакалавриат Мичиганского университета. Степень магистра по статистике и доктора по специальности «бизнес» получил в Стэнфордском университете. Р. Уилсон получил степени бакалавра, магистра и доктора в Гарвардском университете. Оба сейчас преподают в Стэнфордском университете, причем, не только работают вместе, но еще и соседи — их дома в Пало-Альто стоят рядом. Как-то один из них сказал, что и на работе, и дома расстояние между ними не более 40 метров. В общем, два друга-профессора поделили между собой миллион долларов. Так выглядит Нобелевская премия по экономике 2020 года.

Чтобы осознать, за что такой подарок, придется объяснить важность их научных интересов — «теории аукционов» — для развития экономики. В своих работах Уилсон и Милгром подробно анализировали, как работают аукционы и почему участники торгов ведут себя именно таким, а не иным образом. На базе выявленных закономерностей они создали новые форматы аукционов продажи товаров и услуг, которые сложно продать на обычных рыночных условиях.

Укрощение джина

Когда студентам или в дружеской компании я рассказываю, что сотовую связь придумал экономист Вернон Смит, среди слушателей заметно замешательство. Какое отношение к экономистам могут иметь эти красивые, очень нужные «коробочки», которые есть в кармане у каждого человека?
Вернон Смит, будучи консультантом известной компании ВВС, предложил продавать право на радиочастоты. Тогда правительства многих стран боролись против загрязнения эфира многочисленными радиопередатчиками, работавшими на частотах в сотни и тысячи мегагерц.

Радиус действия таких радиостанций был незначительный — до километра, но можно было сделать радиостанцию для своих друзей, проживающих неподалеку. Джин неразберихи в радиоэфире разгулялся не на шутку.
Вернон Смит предложил продавать эти диапазоны и передавать новым владельцам полные права на преследование тех, кто посмеет вторгнуться в купленный ими диапазон радиочастот на данной территории. С одной стороны, правительство избавлялось от забот по преследованию нарушителей радиоэфира, с другой — получало доходы от продажи региональных диапазонов радиочастот. Если бы не появилась и не была реализована эта идея Вернона Смита, сотовая связь встретилась бы с непреодолимым препятствием необходимого наведения порядка.

Но джин неразберихи был покорен только отчасти. Если ты продал права на использование радиочастот, эти права объективно должны были стать частью рынка, на котором можно было бы их купить или продать. Но правила рынка были неопределенными. Вернон Смит сделал свое дело и ушел. И только нобелевским лауреатам 2020 года удалось определить и практически внедрить (начиная с 1994 г.)
правила торговли радиочастотами. Это стало не последним аргументом решения Нобелевского комитета, поскольку практически основным критерием выбора новых нобелевских лауреатов-экономистов стало фактическое внедрение в хозяйственную практику результатов экономических исследований.

Как это работает

Из всех предложенных лауреатами форматов аукционов хочу выделить один, который можно назвать веерным. Одновременно на продажу выставляются 20 диапазонов частот в разных точках страны. Приобрести эти частоты можно только пакетом, все вместе. Побеждает в данном случае компания, которая не будет замыкаться в своем бизнесе на некоторой локальной территории. Доход государства от такой пакетной продажи — вдвое больший, чем продажа диапазонов по отдельности. Такие аукционы распродажи радиочастот по методикам лауреатов-2020 распространились по всем странам мира.

Обычный продавец товара желает получить максимальную прибыль от продажи товара. Но на примере продажи радиочастот мы видим, что есть ситуации, в которых продавец руководствуется другими мотивами. Так, если государство продает свою собственность, оно заинтересовано не в размере выручки за продажу, а в большей степени — в эффективном использовании этой собственности новым собственником. Радиочастоты, присвоенные государством, стали приносить доходы не столько от продаж, сколько от их дальнейшего использования. Хотя и на выручку аукционов обращают внимание, объявляя, что только бюджет США получал от этой торговли в среднем по шесть млрд долларов за последние 20 лет. Подтверждение успеха П. Милгрома и Р. Уилсона — в том, что когда аукционы проводились без учета их рекомендаций, они не имели успеха, объемы продаж были крайне низки.

Сотни видов аукционов

В сознании обычного человека аукцион — это переход товара из рук одного продавца в руки одного из многих покупателей. И во многих случаях это справедливо. Но когда проводится множество аукционов, то много не только покупателей, но и продавцов.

В мире существует множество видов аукционов, и даже в нашей стране в сфере государственных закупок их шесть: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Не буду описывать различия между ними, они есть на сайте госзакупок, но отмечу, что одновременное действие двух федеральных законов в этой сфере (ФЗ 44 и ФЗ 223) существенно увеличивает разнообразие форматов аукционов. Поскольку, согласно ФЗ 223, правила аукциона определяет продавец, юридическое лицо, а не государственный орган.
В экономической теории и рыночной практике давно отделяется право купить от собственно покупки. И в аукционе Викри право купить и покупка разделены. Право покупки получает тот, кто назначил самую высокую цену, но покупает он по цене, которую назначил второй покупатель, тот, у которого цена самая высокая из остальных. Другое название аукциона Викри — «аукцион второй цены» (second-priceauction). Внедрение аукциона Викри в практику торгов по всему миру – достижение, хорошо известное специалистам и участникам рынка.

Лауреаты многократно исследовали, как на успех аукциона влияет раскрытие более полной информации об объекте купли-продажи. Допустим, на аукционе продается картина известного художника. Один результат будет, если покупателям будут известны все тонкости оценки подлинности этой картины многими экспертами. Совсем другой — если про какие-то оценки им будет неизвестно.
Исследованиями лауреатов по большому эмпирическому материалу показано, что главное для продавца — максимально снять подозрения покупателей, что от них что-то утаивают. Любые подозрения приводят к тому, что покупатели сходят с дистанции слишком быстро.

Цены снижаются, но предчувствия нехорошие

Теоретические разработки лауреатов касаются не только аукционов, но и других элементов рыночной экономики. Они исследовали, в частности, такое явление как «цена хищника» (predatoryprice). На некотором рынке снизились цены, для покупателей это хорошо. Если речь идет о потребительском товаре, статистические органы бодро рапортуют о том, что инфляция низкая. Но на самом деле на этот рынок пришла крупная компания-хищник, которая сбила цены ради одной цели — вытеснить с рынка конкурентов, которые не выдержат продаж по таким низким ценам. Иногда в рознице цены ниже не только оптовых, но и себестоимости производства товара. Крупная компания может компенсировать свои убытки за счет продаж других товаров или на других рынках, а более слабые конкуренты поймут, что таких цен они не выдержат и с данного рынка уйдут. Тогда крупная компания-монополист может спокойно повышать цены, не беспокоясь о том, что кто-либо затронет ее интересы.

Частный случай хищнической цены — так называемая «блокирующая цена» (deterredprice). Она назначается хищником, который уже убрал конкурентов и защищает захваченный им рынок. Она назначается такой, чтобы новичку (возможно, еще более крупному хищнику) было бы неинтересно на этот рынок заходить.

Благодаря Нобелевским лауреатам-2020 мы начинаем понимать, что не всегда нужно радоваться низким ценам и огорчаться высоким. Еще неизвестно, что в отношении вас, покупателя, задумал продавец.

* * *

Еще до конца года в Стокгольме пройдет вручение Нобелевских премий, и лауреаты прочтут традиционные лекции победителей. Для Пола Милгрома (небывалый случай!) нобелевская лекция будет второй. В первый раз он прочитал ее в 1996 году за Нобелевского лауреата по экономике Уильяма Викри, который умер через два дня после присуждения ему премии и не дождался ее вручения. Выбор Нобелевского комитета был понятен, а работы Пола Милгрома продолжили исследования Уильяма Викри.

Юрий Воронов


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *