Вместо утилизации — термическое сжигание

Оборудование для термического сжигания

Для сохранения экологии окружающей среды мало одних разговоров, необходимы чёткие и действенные меры по созданию новых технологий, защищающих её от негативных факторов.

Вадим Яковлев

Свой вклад в решение этой жизненно важной проблемы внесла группа учёных под руководством Вадима Яковлева из Института катализа имени Г.К. Борескова СО РАН, разработавших и сегодня тестирующих установку по каталитическому сжиганию иловых осадков от коммунальных сточных вод на ООО «Омсководоканал».Производительность установки — от 0,5 до 4,5 тонн в час по сухому веществу.

О подробностях перспективной разработки рассказал руководитель инжинирингового центра Института катализа СО РАН Вадим Яковлев.

— Вадим Анатольевич, насколько сегодня актуальна проблема утилизации иловых осадков?

Она не нова, но по-прежнему очень остра и актуальна. Проблема возникла с того времени, когда появились первые очистные сооружения и возникла необходимость утилизации иловых осадков. До сегодняшнего дня проблема решалась путём их захоронения на специальных полигонах, которые, как правило, располагаются вблизи или непосредственно в городской черте. Когда они заполняются полностью, проводится рекультивация всей площади захоронения. Но рекультивация не решает всех проблем: иловые осадки являются дурно пахнущими субстанциями, они оказывают патогенные и канцерогенные воздействия на окружающую среду и человека, а при определенных условиях вредные вещества попадают не только в грунтовые воды, но также в открытые водоёмы. Проблема носит и социальный характер, поскольку доставляет неудобства населению близлежащих жилых районов и населённых пунктов.

И всё же почему проблема утилизации иловых осадков так остро стоит сегодня? Дело в том, что за многие годы те самые полигоны-карты, где складируются иловые осадки, уже практически исчерпали свои возможности: заполнены полностью,а других подходящих площадей практически не осталось. Одним словом, это общая проблема для предприятий водоканала страны.

— А как эта проблема решается за рубежом? Не изобретаете ли вы вновь велосипед?

Да, за рубежом к термическим способам сжигания обратились уже достаточно давно, там используются различные технологии, в том числе технологии сжигания илов в кипящем слое инертного материала. Аналогичная технология уже много лет работает в Санкт-Петербурге, где построено три завода по утилизации иловых осадков. Но это достаточно дорогостоящее сооружение, стоит десятки миллионов евро. Наша технология сжигания различных видов топлива в кипящем слое катализатора глубокого окисления не имеет прямых мировых аналогов и при этом обладает рядом преимуществ перед аналогичными западными разработками.

Работая над проектом, мы пришли к пониманию, что можно с помощью наших подходов решать проблему сжигания влажных иловых осадков. Мы доказали, что без дополнительного топлива можно сжигать илы влажностью до 75 процентов. Это достаточно уникальная ситуация, поскольку в тех технологиях, где используется кипящий слой инертного материала, постоянно требуется подача дополнительного топлива в виде природного газа, с помощью которого поддерживается горение при нужной температуре. Актуальность заключается ещё и в том, что наша технология превосходит зарубежные аналоги по стоимости, она примерно на порядок дешевле.

И ещё одно её достоинство все органические компоненты ила при сжигании выгорают полностью. В результате остается лишь зольный остаток.

Напомню: в Омске сегодня мы реализуем первый пилотный проект промышленного внедрения нашей технологии, и многие водоканалы страны с интересом ожидают успешного завершения эксперимента. Проект был запущен в день энергетика 21 января 2020 года.

Во время онлайн-конференции этого события было анонсировано создание совместного предприятия ГК Росводоканал и ВЭБ России, которое в том числе позволит тиражировать технологию в другие города страны.

— А есть ли уже какие-то предварительные результаты?

Сегодня продолжается отладка режимов горения илового осадка на нашем комплексе оборудования. Объект имеет высокую степень автоматизации, и для того, чтобы он в дальнейшем нормально эксплуатировался, необходимо все режимы детально и всесторонне отработать.

— Как повлияет ваша разработка на окружающую экологию?

Проведённая предварительная оценка влияния выбросов в окружающую среду говорит, что они — в пределах предельно-допустимых концентраций и никакого негативного воздействия на неё не окажут. Зольный остаток соответствует четвёртому-пятому классу опасности. Его можно использовать при дорожном строительстве, в производстве кирпича, пеноблоков и другой продукции.

— Насколько полно сгорают влажные иловые осадки?

Степень выгорания органической составляющей осадка составляет 99,9 процента. То есть остаётся только зола. По нашим расчётам при достижении максимальной производительности комплекса (шесть тонн ила в час) мы будем получать всего лишь 300 килограммов зольного остатка, который в дальнейшем будет складироваться, либо на тех же картах использоваться в качестве депонирующего вещества, либо использоваться в качестве компонента при изготовлении строительных смесей.

— Как вы думаете, пойдёт ли в тираж ваша разработка? Ведь как у нас часто бывает, разработчики какой-то технологии получают сертификат, который затем кладут в долгий ящик, потому что никто не заинтересован вкладывать собственные средства во внедрение её в производство?

По сложившейся практике считается, что лишь после строительства второго объекта можно говорить о тиражировании технологии. Почему? Потому что на первом объекте всегда имеется высокий риск недостижения тех или иных планируемых показателей. Если мы достигнем их, а у нас есть в этом высокая степень уверенности, то, соответственно, это как раз будет демонстрацией того, что технология является конкурентоспособной как по стоимости, так и по экологическим показателям, по трудозатратам в плане эксплуатации. А это значит, что у новой разработки есть все шансы на тиражирование.

— Ваша технология рассчитана только для больших городов или она будет доступна и для городов с меньшим населением?

Теоретически её можно применять везде, но необходимо делать дополнительные экономические расчёты. Такие оценки мы в принципе делали. Пришли к пониманию, что на сегодняшний день в первую очередь мы должны ориентироваться на города-миллионники и небольшие города с населением более 250 тысяч человек.

— Настрой у вас оптимистичный…

Однозначно!

Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

(function() {
var sc = document.createElement(‘script’); sc.type = ‘text/javascript’; sc.async = true;
sc.src = ‘//smi2.ru/data/js/95451.js’; sc.charset = ‘utf-8’;
var s = document.getElementsByTagName(‘script’)[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s);
}());

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *