День науки, год науки… А какой результат? Колонка главного редактора

наука

8 февраля отмечается День науки. А весь 2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. Государство старается выделять на научные объекты всё больше денег. Но эффекта от этих вложений пока не видно. В чем же причина?

В последние годы в России немало средств выделяется на развитие науки. Существует даже целый национальный проект «Наука». Новосибирской области от этого «пирога» тоже досталось: строится крупнейший в истории современной России научный объект — «Сибирский кольцевой источник фотонов». И тем не менее, если поговорить практически с любым ученым, позитива от него не услышишь. Почему?

Проблема с развитием науки сейчас лежит не только в финансовой плоскости. Да, денег мало, но их мало во всех сферах. Наука же страдает и от других проблем.

Во-первых, научная отрасль сильно забюрократизирована (как и образовательная, с которой она максимально тесно связана). И с годами становится только хуже. Даже несмотря на развитие цифровизации. Что уж говорить о нашумевшей реформе академии наук…

К этому добавляется еще и «закручивание гаек» со стороны силовых структур. Слежка за учеными, которые могут «разгласить» мифическую «научную тайну» усиливается год от года. Доходит до того, что сами ученые уже не знают, что можно говорить, а уж тем более публиковать. И в итоге понимают, что безопаснее всего — просто молчать. А ведь наука — это постоянная коммуникация. В том числе и международная. Но далеко не каждый захочет рисковать свободой, даже ради дела своей жизни…

Во-вторых, наука не может не чувствовать свою невостребованность в современных российских реалиях. Если в стране не развивается промышленность, заводы закрываются, а продукты высоких технологий все — от граждан до бизнеса — предпочитают покупать за рубежом, то ученым непросто ощутить свою нужность. Чиновники нередко «подливают масла в огонь», говоря о необходимости коммерциализации науки. Но ведь никто не требует от самих чиновников коммерциализировать свои услуги. Не просят этого и у, например, военных. А ведь это — одно и то же.

В-третьих, само идеологическое и информационное пространство страны не предполагает высокого престижа научных профессий. Правда, ситуация немного изменилась во время пандемии коронавируса, когда российская вакцина восхитила весь мир. Да и в некоторых других сферах мы удерживаем довольно прочные позиции (в том же космосе). Но ведь когда-то мы были буквально впереди всей планеты! А теперь — среди догоняющих, и не в первых рядах… В такой обстановке довольно сложно не опустить руки и продолжать творить.

Если попытаться кратко обобщить все эти проблемы и предложить их решение, можно понять: главное, что необходимо науке, — это СВОБОДА. Ведь наука — это творческий процесс, а творчеству нужна свобода. Причем, во всех смыслах этого слова. Свобода от бюрократии. Свобода коммуникации, в том числе и международной. Свобода выбирать критерии оценки своей работы. Свобода выбора партнеров для сотрудничества (которые, в свою очередь, тоже должны быть свободны). И финансовая свобода: чтобы средств хватало на всё, что необходимо.

Быть может, появись она, эта свобода, — и научно-технологический прорыв, который обещал Президент, стал бы гораздо ближе… Но для этого недостаточно просто назвать год «Годом науки и технологий». Хотя хочется надеяться, что он станет поводом, чтобы пересмотреть подходы государства к этому вопросу.

Марина Вдовик,
главный редактор газеты «ЧС» и сайта ЧС-ИНФО

Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *