Влюблённая в небо: энтузиастка под Новосибирском восстанавливает Ту-104

Фото из личного архива Марии Кармановой

Для Марии Кармановой, отмечающей 8 марта не только женский день, но и свой день рождения самый желанный подарок – не цветы или косметика с парфюмерией, а запасные части от ТУ-104, который стоит на аэродроме города Бердска.

Более десяти лет доктор физико-математических наук, Мария Карманова восстанавливает гордость советского авиапрома – первый самолёт на реактивной тяге Ту-104. Накануне Международного женского дня она рассказала, с чего всё началось и почему она не бросает начатое.

ЧС-ИНФО:

— Расскажите, пожалуйста, о себе: где родились, учились?

Мария Карманова:

— Сама я из Новосибирска, училась в гимназии №4, потом, в НГУ на механико-математическом факультете. В год окончания университета, а это был 2007 год, защитила кандидатскую диссертацию, а в 2014 году — докторскую.

— С чего началась любовь к самолётам?

— Самолётами заинтересовалась с полётов в командировки на конференции. Перелётов было много, и было интересно смотреть в иллюминатор на работу механизации.

— Сложно было ли решиться на восстановление самолёта, который уже давно не летает?

—  На самом деле, не сложно, так как, во-первых, было интересно разобраться, как самолёт устроен, сделать все, что я смогу для обеспечения ему хорошего состояния. А, во-вторых, честно говоря, я ещё не осознавала, насколько там много работы…

Фото из личного архива Марии Кармановой

— На какой стадии сейчас находятся работы во реконструкции лайнера?

— На данный момент процентов на 90-95 укомплектована кабина. Но ещё предстоит работа с подключением. Сейчас один из наших энтузиастов собрал и протестировал источник питания, в данное время идёт доработка.

Кроме того, ещё остаётся много работы по салону: в частности, снять остатки теплоизоляции, найти новую, а также изготовить панели салона.

— Что самое сложное в процессе восстановления?

— До недавнего времени самым сложным было найти недостающее оборудование, так как сейчас оно очень редкое и устаревшее, и практически нигде не используется. А в настоящее время — найти специалистов, которые помогли бы сделать диагностику и провести ремонт оборудования.

— Где достаете запчасти, механизмы и агрегаты для самолёта?

— Оборудование достаю, в основном, в интернете, как на специализированных площадках, так и на обычных интернет-аукционах. Кое-что нашлось на складе и что-то сохранили выпускники-планеристы. Есть и то, что подарили: например, в конце 2018 года один авиационный энтузиаст, который меня лично не знал, подарил настоящий комплектный штурвал Ту-104. В 2019 году аэропорт Толмачёво подарил трап СПТ-154.

— Кто помогает в восстановлении самолёта?

— В основном, помогают энтузиасты-единомышленники. В основной команде есть и авиаторы, и электронщики, и программисты. Также часто помогают споттеры — люди, увлечённые авиационной фотографией.

-Как относятся к вашему хобби ваши родные близкие?

— Одобряют и интересуются. Критику, к счастью, не слышала. Многие друзья и коллеги уже побывали на экскурсиях.

— На ваш взгляд, почему нужно заниматься этой работой?

— Я считаю, что важно относится с уважением и к своей истории, и, в частности, к труду людей, которые разрабатывали, строили самолёт, которые испытывали лайнер и которые летали на нём уже далее, в гражданской и военной авиации. Наша цель — сделать самолёт максимально живым, и, я считаю, почувствовать эту атмосферу и посмотреть, как работает такое оборудование, всегда интересно. По моему мнению такие достижения науки и техники, как этот Ту-104, важно сохранить.

— Как молодёжь, которые приходят на экскурсию относятся к тому, что вы делаете?

— Из молодёжи наиболее частые гости — юные авиаторы, проходящие практику (прыжки и полеты) на аэродроме Бердск-Центральный. Они — в полном восторге! Бывает, человек по 10 в кабину заходят, всё смотрят, спрашивают, фотографируются. Ещё и в техотсеки, которые под полом находятся, залезают.

— Помогают ли органы власти, управления м другие госструктуры в восстановлении самолёта? Или они, наоборот, мешают?

— Как я уже сказала, аэропорт Толмачёво подарил трап. Ещё администрация Новосибирского учебно-авиационного центра очень проект поддерживает.

Фото из личного архива Марии Кармановой

— Знакомы ли вы с другими новосибирскими реставраторами? Помогаете ли друг другу?

— Да, знакома с компанией «Авиареставрация». Они мне несколько раз очень помогли по ряду важных вопросов. Также сотрудничаю с энтузиастами-волонтерами Музея ВВС, который расположен в Монино, недалеко от Москвы. Несколько раз друг друга выручали с приобретением оборудования.

— Есть ли у вас другое хобби поимо восстановления самолёта?

— Да, собираю фигурки котиков, сделанные в разных странах. Самые необычные экземпляры — глиняная кошка с котятами, которую изготовили американские индейцы, металлическая кошка из Пакистана, каменный котик из Северной Кореи и соломенный кот из Польши.
Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *