Среди людей

Так просто и понятно называется книга нашего земляка Григория Тимофеевича Макаренко, бывшего генерального директора ООО «Цветметремонт». Тяги к писательству, в отличие от знаменитого тезки, он не ощущал. Лишь уйдя на заслуженный отдых и вернувшись на малую родину в Тогучин, услышал от одного из друзей: у тебя такой опыт, столько впечатлений и интересных встреч — напиши книгу. И Григорий Тимофеевич написал.

Слова сами складывались в предложения и ложились на листы бумаги. Писал от руки, в основном по ночам. О чём? О жизни, детстве, юности, любви и о людях, с которыми его судьба сводила.

Несмотря на отсутствие писательского опыта (по словам самого автора. — Прим. ред.), ему удалось раскрыть характеры персонажей в такой лёгкой и простой манере, что, взяв книгу, ты не можешь оторваться, листая страницу за страницей, представляя картины тяжёлого военного детства, драку между мальчишками, работу заключённых на Колыме, становление страны после Победы и проникаясь духом времён социализма.

Пусть кинут в меня камень ценители высокого слова. Книга «Среди людей» написана не литературным высокопарным языком, а простым, человеческим.

— Задача моих записок — рассказать о тогдашней обычной жизни, не прикрытой замысловатыми и витиеватыми формулировками, иногда наглухо закрывающими самую её суть. Рассказать не столько о себе, сколько о времени и людях, с которыми рос, учился, работал и жил, — поведал Григорий Тимофеевич.

Мы встретились в Тогучине. Три часа общения … обо всём… рядом в печке дрова трещат, на столе — чай.

— Жизнь так повернулась. Надо было ухаживать за отцом, и я переехал из Москвы в Тогучин. А потом уже остаться или вернуться в столицу — был мой выбор. Здесь моя родина, здесь всё родное: дом, печка, фотографии на стенах. Вон за окном элеватор, тот самый, за который я получил жирный «кол» на уроке рисования.

История смешная, на первый взгляд, если не принимать во внимание оценку за детское старание. Этот случай описан в книге.

«Нам дали задание нарисовать Кремль. В качестве подсказки была названа Спасская башня с курантами. Кремль мне представлялся настолько великим (…) Самым крупным строением в Тогучине был элеватор, который я и нарисовал с натуры, увенчав его красной звездой…».

О войне наш герой не очень любит вспоминать. В детской памяти отложилось отсутствие ярких цветов.

— Всё было в чёрно-серых тонах. У нас практически всех мужиков на фронт забрали. В глазах женщин — постоянная усталость и ожидание. Не до радости. Наша семья была самой счастливой, наверно, отца как железнодорожника мобилизовали и вернули с полпути домой. Да и одевались все тогда в серое и чёрное. Все жили и ждали одного — Победы, — рассказал Григорий Тимофеевич.

Для Макаренко 1945 год был вдвойне ярким. Он пошёл в школу, в 6 лет.

— Учиться я любил и учился легко, — вспоминает он, — кстати, драки у нас были каждый день. Но по правилам: двое дерутся — третий не лезь, под дых не бить, подножки не ставить и лежачего не бить. То, что сейчас происходи с молодёжью — диву даёшься. Откуда такая жестокость? Я уверен, многое зависит от воспитания в семье. Я благодарен родителям, отцу за личный пример, он меня научил, как надо работать и относиться к людям вокруг.

Для многих слово Колыма ассоциируется с зонами. Туда Макаренко попал по распределению, вместо своего сокурсника. Он, кстати, сейчас живёт в Америке, а тогда паренёк только женился. Вот и поехал Григорий вместо молодожёнов «в край лютых морозов, где добывают золото, ездят на оленях и собаках, сплошь занятый лагерями заключённых…»

— Это было время испытаний, получения опыта, профессионального роста и удивительных встреч. Люди тогда были другими. Более честными, ответственными и душой болеющие за общее дело, не за частное! — отметил автор книги. – Кого-то, о ком я пишу в книге, я знал по лагерным кличкам, их фамилии редко кто знал даже из ближнего окружения. Однажды в списках увидел фамилию Сатанинский Вельзув Харонович, а мы его все знали исключительно как Митю Луповатого. Был хирург, который в бараке при керосиновой лампе одним скальпелем, сделанным заключёнными из автомобильного клапана, проводил сложнейшие операции.

Среди «доходяг, блатных, врагов народа» были специалисты на все руки. Их-то и привлекли в 70-х годах к восстановлению деталей землеройных машин, к строительству предприятий, сельских клубов.

— Представьте себе, кресла для Нексиканского поселкового клуба заместитель директора Оротукамского ЗГО Серго Мигинейшвили выбивал у самой
Е. А. Фурцевой, про это я тоже в книге написал, — уточнил Макаренко.

И таких небольших, но, по сути, раскрывающих отношение к жизни людей, случаев в книге описано немало.

— Не могу не вспомнить о Николае Григорьевиче Карачабане, около 30 лет он проработал главным механиком «Якуталмаза», намертво влюбившийся в этот удивительный край. Коля был застенчивый поэт. Знал я и других неистовых книголюбов — замначальника управления МЦС СССР, Руслан Николаевич Базилев, из каждой командировки привозил книгу. Но всех перещеголял Евгений Иванович Пискун, у него вся квартира была в стеллажах с книгами. И он всё прочитал!

В те годы отношение к книгам было особое. И любовь к чтению у Григория Макаренко осталась и поныне.

— Библиотека у меня хорошая, классику люблю перечитывать. Откуда книги? Из местной библиотеки, их заставили списать старый фонд. Поэтому свободного времени у меня нет. Летом огород, зимой печка, воду надо принести. А так — читаю… И вспоминаю.

Автору книги, если что, 82 года. И он прекрасно помнит все даты, имена людей, с кем пересекался по жизни. Это были министры, политики мирового уровня, директора институтов, руководители крупных предприятий, председатели ЦК КПСС, народные артисты и зэки из Сусумана. И каждому в книге «Среди людей» нашлось место.

— Самым трудным временем стала перестройка, — вздохнул мой собеседник, — заводы закрывались, люди «ломались», отношение к работе было другим и перестроиться на рыночные отношения было сложно, да и невозможно многим. Уходили на пенсию…

Важное место в трудовой деятельности Макаренко занял завод «Труд», ему автор посвятил в книге особое место.

— Завод — ровесник Новосибирску, и это прекрасное название носит заслуженно, — продолжил он рассказ о книге. — С теплотой вспоминаю каждого директора завода. Первым был Михаил Николаевич Джигирис. А с нынешним директором Юнусом Юсуфовичем Ислямовым мы по сей день общаемся, пару раз в неделю точно.

«Не случись перестройки, я уверен, он всё равно стал бы крупным руководителем промышленности. (…) Он быстро схватывал суть происходящих перемен, сумел перестроить работу завода в соответствии с изменениями в экономике (…) Но он остался таким же романтиком производства, влюблённым и преданным своему заводу, как в молодости».
Кстати, именно Юнус Ислямов по-дружески и сподвиг Макаренко на создание книги, которая заканчивается 90 годами 20 века. Самое время подумать о второй части.

Об этом с Григорием Тимофеевичем мы тоже говорили и вспоминали его супругу. Ведь 25 февраля, день, когда мы встретились, для нашего героя особый — день свадьбы с его любимой Ниной. Её нет уже 12 лет, но день их регистрации он отмечает каждый год.

— Мы не были двумя половинками, мы были одним целым, — с дрожью в голосе произнес Григорий Тимофеевич. Услышать такие слова хотела бы каждая женщина.
Такие книги, как «Среди людей», интересны многим: тем, кто пережил эти времена, и тем, кто родился гораздо позже. Будем надеяться, что новая книга Григория Макаренко увидит свет в ближайшее время, и мы сможем рассказать о ней читателям.

Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

(function() {
var sc = document.createElement(‘script’); sc.type = ‘text/javascript’; sc.async = true;
sc.src = ‘//smi2.ru/data/js/95451.js’; sc.charset = ‘utf-8’;
var s = document.getElementsByTagName(‘script’)[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s);
}());

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *