Гагарин и космос: эволюция восприятия

По данным различных социологических опросов, проводимых в последние годы, второе место среди значимых событий российской истории ХХ века после победы в Великой Отечественной войне занимает полёт в космос Юрия Гагарина. 12 апреля исполняется 60 лет этому событию. О том, какой видят советскую космическую эпопею современные россияне, редакция «ЧС» попросила рассказать известного историка, главного редактора научно-исторического журнала «Сибирский Архив» Владислава Кокоулина.

— Владислав Геннадьевич, в последнее время Вы активно занимаетесь изучением проблем исторической памяти в современной России. Каким воспринимали советский космос советские люди?

— Космос и его освоение были предметом гордости советских людей. Многие мальчишки тогда мечтали стать космонавтами. Страна по праву гордилась достижениями и победами, героизмом и мужеством советских космонавтов. Выпускались марки и открытки, посвящённые космонавтам и космическим кораблям, все знали, кто такие Юрий Гагарин и Герман Титов, Валентина Терешкова и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Сергей Королёв. В советских школьных учебниках о космосе рассказывалось как о выдающемся достижении науки и техники во второй половине ХХ века.

Были популярны писатели-фантасты, писавшие о космосе. Конечно, некоторые книги носили яркий идеологический оттенок, например, повесть Георгия Мартынова «Планетный гость», написанная в том же году, когда был запущен первый искусственный спутник Земли — советский космический аппарат «Спутник-1». Георгий Мартынов описал посещение Земли гостем с далёкой планеты, на которой уже был построен коммунизм.

Но, конечно, советским бестселлером на космическую тему стал роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Действие романа происходило в далёком будущем на объединённой Земле, на которой живут свободные советские люди, построившие коммунизм. Зачитывались в то время и романом братьев Стругацких «Страна багровых туч» о первой экспедиции на Венеру.

Как ни странно, после полёта Гагарина в космос интерес к космической фантастике несколько угас, поскольку мечты уже становились былью. Писатели-фантасты попытались развивать эту тему в другом направлении, сочиняя романы о галактических войнах. Однако после того как Сергей Снегов написал фантастическую трилогию «Люди как боги», его обвинили в пропаганде «чуждой идеологии». Романы не запретили, но и особенно не популяризировали. Других ярких произведений на эту тему так и не появилось.
Потом началась Перестройка с разоблачением Сталина и выявлением «белых пятен» советской истории. Космос к этим темам явно не относился. А в 1990-е годы интерес и вовсе угас — страна решала другие проблемы, весьма далёкие от покорения космоса.

 

Гагарин. Первый
в космосе

— Снимали ли художественные фильмы о космосе в советское время?

— Конечно. Самое парадоксальное, что эпоха популярности кинофильмов совпала с периодом потери интереса к научной фантастике о космосе у писателей. Произошла своеобразная передача эстафеты от книг к кинокартинам.

Пионерским фильмом стала кинокартина «Солярис», вышедшая на экраны в 1972 году. Её сюжет состоит в попытке установить контакт с разумной планетой Солярис. Фильм был достаточно сложным для восприятия, он был насыщен философскими и психологическими моментами. Во всяком случае, когда я посмотрел этот фильм, будучи ещё школьником, мало что понял.

Москва-Кассиопея

Фильмом для подрастающего поколения стала кинокартина «Москва—Кассиопея», появившаяся в 1974 году на экранах кинотеатров. Конечно, это была картина не совсем о космосе. Космос — это всё ещё фантастика. Это картина о тогдашних школьниках, которые постоянно попадают в сложные ситуации и должны как-то выпутываться из них. Но этот фильм любили и смотрели по нескольку раз.

В 1975 году был снят ещё один кинофильм — «Большое космическое путешествие» по сценарию Сергея Михалкова. В нём подростки отправились в полёт и должны были действовать без помощи взрослых. И они успешно справились. Правда, в конце фильма выяснилось, что всё происходило на Земле и подростки никуда на самом деле не летали. Но до конца фильма это было неизвестно. И, конечно, популярная у школьников 1970-х годов фраза «Спокойно, Маша, я – Дубровский» — именно из этого фильма.
В 1979 году на экранах советских кинотеатров показали советско-польский фантастический фильм «Дознание пилота Пиркса», в котором главный герой, опытный космонавт, должен был оценить, может ли робот быть членом космического экипажа. Причём он не знал, кто из его команды робот, а кто — человек.

— Почему же был именно такой уклон в освещении космической тематики?

— Дело в том, что космическая тема, конечно, была очень популярна. Однако очень многое было закрыто для показа — шла холодная война, космическая гонка имела военный аспект, поэтому показывать исследование космоса в ином ракурсе было просто невозможно.

Конечно, фантастика о космосе в какой-то степени привлекала интерес к профессии космонавта, однако в реальности их будни, напряжённые тренировки порой на пределе человеческих возможностей и многое другое попросту были запретными темами, и если бы даже кто-то попытался приоткрыть завесу, то на страже стояла цензура, которая блокировала освещение нежелательных аспектов.

Однако одна линия в советской пропаганде проводилась весьма отчётливо. Космос изображался как достижение социалистической системы в целом, как успех, достигнутый в результате победы «Великого Октября», как проявление мудрости коммунистической партии и её руководителей, символ преимущества советской науки и системы образования. Даже ходил такой анекдот. Американец: «Русские вышли в космос. У них, оказывается, есть секретное оружие». — «Какое?» — «Их школьное образование». Напомню, что ещё Бисмарк говорил о том, что Прусско-Франкскую войну выиграл немецкий школьный учитель.

Большое космическое путешествие

— Что изменилось в отношении к космической теме в постсоветской России?

— В 1990-е годы эта тема ушла на обочину исторического сознания. Возьмём, к примеру, учебник, выпущенный двумя профессорами НГУ в середине 1990-х годов. В качестве основы «концептуальных построений» авторы этого учебника позаимствовали популярную в то время тему тоталитаризма. Но если в научных дискуссиях эта тема сводилась, в основном, к сравнению сталинского СССР и гитлеровской Германии, то авторы учебника, не мудрствуя лукаво, распространили понятие «тоталитаризма» на весь советский период, отождествив коммунизм и нацизм. Поскольку космическая тема не вписывалась в их «теорию», то они предпочли попросту выбросить её из учебника.

Трудно сказать, делается ли это умышленно или по глупости создателей фильмов, которые именно так представляют себе советский космос? Но, в любом случае, патриотизма подрастающему поколению эти фильмы явно не прибавляют.

 

В последние 20 лет эта тема вновь становится актуальной. Но поскольку явных успехов в освоении космического пространства современная Россия продемонстрировать не может, то политика исторической памяти занялась дискредитацией советской космонавтики. Правда, делается это более «тонкими» методами, чем, например, в годы перестройки, когда шла дискредитация Сталина, или в 1990-е годы, когда занимались шельмованием всего советского.

— Можете ли привести конкретные примеры?

— Возьмём, к примеру, документальные фильмы, снятые по заказу «Роскосмоса»: «Первые на Марсе. Неспетая песня Сергея Королёва», «Битва за Салют», «Он мог быть первым. Драма космонавта Нелюбова», «Женский космос», «Алексей Леонов: поединок на орбите» и другие.

Солярис

На что делается упор в этих фильмах? Космические ракеты — это уже не достижение научной и инженерной мысли и, разумеется, не проявление преимуществ советского строя, а продукты политической борьбы, гонки вооружений с Америкой, при которых человек — лишь игрушка в руках политического руководства, стремившегося доказать миру, что они лучше американцев.

Отсюда — ракурс показа. Не достижения, не успехи, а те или иные проблемы, связанные с космической техникой. Советские ракеты изображаются как чрезвычайно опасные «консервные банки», слепленные на скорую руку, лишь бы не допустить первенства американцев. Настойчиво, хотя и неявно, проводится мысль о том, что если и были достижения, то они — случайны и связаны со «сверхгероизмом» космонавтов, якобы знающих, что они «обречены» в случае неудачи.

Время первых.
В кадре — Сергей Королёв

Посмотрим теперь художественные фильмы. В 2013 году была показана кинокартина «Гагарин. Первый в космосе». Вот на экране улыбчивый деревенский простак, долженствующий изображать Юрия Гагарина; в обнимку с валидолом — главный конструктор Сергей Королёв; пара наигранных проблем с космической ракетой, которые герой запросто решает; Никита Хрущёв в расшитой украинской рубахе руководит страной; Левитан, у которого «работают все радиостанции страны». Обыграли и фразу «Поехали!», которую герой вымученно произносит, разместившись в ракете, которая начала «барахлить» уже на старте.

Время первых

Если судить по этому фильму, то можно сделать вывод, что Гагарин совершенно случайно попал в ряды космонавтов и вообще только потому, что плохо сажал самолёт в лётном полку. Ни упорства в тренировках, ни целеустремлённости, ни смелости и даже отчаянности первооткрывателя космоса не показывают. Вместо этого — инфантильный парень из глубинки с белозубой улыбкой. Наверное, именно таким автор фильма и представляет себе Гагарина, который был кумиром миллионов, а в кинокартине он должен был сыграть роль агнца, которого сумасбродные советские руководители отправляют на заклание во имя политических целей.

Следующий космический фильм — «Время первых», показанный в 2017 году. Трудно сказать, откуда авторы фильма черпали знания о Советском Союзе времён космической эпопеи. Наверное, из антисоветской пропаганды. Какие-то глупые партработники поручили бездарным и непутёвым советским инженерам показать всему миру ценой человеческих жизней «величие Советского Союза». Герой Советского Союза генерал Николай Каманин, в реальной жизни спасавший застрявших во льдах челюскинцев, показан кровожадным монстром, которому наплевать на космонавтов, лишь бы отчитаться перед начальством, что «мы обогнали американцев». Про «врага народа» Сергея Королёва лучше вообще промолчать.
Итак, советская система бездушна, нет своих идей, технологий и инфраструктуры. Всё под колпаком вездесущего КГБ: ошибётесь — всех посадим. Кругом враги и вредители, хотя главный враг всё же Америка, которую непременно надо обогнать. А за счёт чего же тогда достигнуты успехи? Оказывается, горстка фанатиков смогла совершить подвиг вопреки всем ужасам Советского Союза.

Салют-7. Космонавт курит на станции

В этом же году на экраны вышла кинокартина «Салют-7». Это — ода безалаберности, управленческому бардаку и анархистам-космонавтам. Не неустанная работа по подготовке лучших космонавтов в мире, не постоянная слаженная работа тысяч инженеров и конструкторов, создающих передовые технологии, а авантюризм, лихачество и недисциплинированность. Вот рассуждения в Центре управления полётами: «Ах, зачем мы направили туда парней?» или «Стоят ли их жизни 20 тонн металла, которые болтаются в космосе?»

Фильм показывали школьникам. Как же они будут представлять себе подготовку космонавтов и полёты в космос? Надо ли говорить, что ни о какой космической романтике, да хотя бы гордости за наш советский космос, у любого, просмотревшего этот фильм, явно не возникнет.

Салют-7. Починка корабля

 

Сравним теперь, как «тупые» американцы, «проигрывавшие в космической гонке», показывают эту тему. Вот перед нами американский фильм 1995 года «Аполлон-13». Лишь совместный коллективный труд позволяет достичь результата. Постоянно повторяется фраза: «Космонавты на виду, про них знают все, но за кадром телевизионных репортажей остаются сотни людей, без работы которых невозможно достичь нужного результата». Американцы, которых мы считаем индивидуалистами, показали слаженную работу всех служб на Земле и в космосе. Родственники космонавтов и все их знакомые переживают за них и гордятся ими. А в российском фильме? Жена советского космонавта спрашивает его: «Что ты там забыл, в этом космосе, что променял нас на него?». Или починка космического корабля с помощью кувалды, как будто взятая из антироссийского штампа в фильме «Армагеддон».

В итоге получается, что американцы снимают кинокартины, вызывающие гордость за соотечественников, российские же кинематографисты, увы, выставляют нас посмешищем перед всем миром.

Мы пока не знаем, как будет рассказываться о космической теме в 2021 году, когда будет отмечаться 60-я годовщина выхода первого человека в космическое пространство. Но уже скоро мы увидим это своими глазами.
Поделиться:

Добавьте нас в источники:

Яндекс.Новости

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.