Цель — в служении людям: как работает скорая помощь в Новосибирске

Фото Сергея Завражных

Второй раз в России будут отмечать свой профессиональный праздник работники станций скорой помощи. Год назад президент России Владимир Путин предложил установить 28 апреля официальной датой «неотложки».

Около двадцати школьников из лицея №12 пришли поздравить с профессиональным праздником работников Центральной станции Службы скорой помощи города Новосибирска. Взамен им рассказали об истории становления и о том, как врачи работают в современных условиях.

С трёх человек – до двух тысяч

– Новосибирской станции скорой медицинской помощи в прошлом году исполнилось 95 лет. Она была образована в 1925 году. Тогда она находилась на улице Чаплыгина и действовала в составе одной из больниц города, — начал свой рассказ заместитель главного врача по медицинской части Станции скорой медицинской помощи Новосибирской области Александр Балабушевич.

Фото Сергея Завражных

По его словам, в штате работали всего два врача и диспетчер, который принимал вызовы на месте. Часто больные приходили самостоятельно, и тогда медики, после оказания помощи, отправляли пациентов или домой, или в больницу.

Рассказчик отметил, что первый автомобиль «скорой помощи» появился на улицах Новосибирска ровно 90 лет назад, в апреле 1931 года. Это был грузовик, совершенно не приспособленный для перевозки больных. Ещё четыре года спустя, в 1935 году, отдел при больнице преобразовали в самостоятельную структуру – Станцию скорой медицинской помощи. С этого момента и до начала Великой Отечественной войны в учреждении действовало семь бригад, которые передвигались по городу в основном на подводах.

– В годы Великой Отечественной войны на фронт со Станции скорой помощи ушли 23 человека, среди них был и главный врач. Из семи бригад осталось три. Большинство автомобилей также были отправлены на фронт, а те, что остались – постоянно ломались. И в этом случае выручал гужевой транспорт, – рассказал заместитель главного врача.

После войны начала развиваться сеть подстанций скорой помощи, появились специализированные бригады. Например, первая реанимационная бригада была образована в 1929 году. Через три года, в 1962 году, в Новосибирске на вызовы, связанные с проблемами сердечно-сосудистой системы, начала выезжать кардиологическая бригада. Последней была образована круглосуточная детская реанимационная бригада. Свой первый выезд она осуществила в 1974 году.

Фото Сергея Завражных

Чтобы проникнуться духом романтики, которая окружает работников скорой медицинской помощи, Александр Балабушевич предложил ребятам посмотреть фильм «Дела сердечные», в котором до мельчайших подробностей рассказывается о взаимоотношениях между врачами, фельдшерами, водителями, а также между медиками и пациентами, их взаимные переживания.

До 9 000 вызовов в сутки

– Сейчас в Новосибирске на 13 подстанциях Скорой медицинской помощи, которые обслуживают не только столицу Сибири, но и Новосибирский район, трудится более двух тысяч человек. Вызовы принимает Единая диспетчерская. Ежесуточно бригады осуществляют порядка 1 600-1 700 вызовов. Но были дни, когда врачи выезжали к пациентам 9 000 раз за сутки, – уточнил заместитель главного врача.

В прошлом году были образованы новые специализированные бригады – инфекционные. Они выезжают к пациентам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию. Кроме того, в августе 2019 года в Новосибирской области была сформирована авиационная бригада оказания скорой медицинской помощи. Ежедневно медики осуществляют по несколько вылетов в удалённые районы области для госпитализации особо тяжёлых больных в стационары Новосибирска.

После вводной лекции ребятам показали трудовые будни работников скорой помощи. Первым делом они посетили Единую диспетчерскую, где принимаются все вызовы. По словам заведующего оперативным отделом Дениса Волынкина, диспетчер, принимая вызов, видит, где по близости есть свободная бригада скорой помощи.

Фото Сергея Завражных

– Принимая вызов, наши работники действуют по определённому регламенту. В первую очередь, они спрашивают причину обращения, а затем – имя, отчество и фамилию, а также дату рождения пациента. В обязательном порядке уточняется номер телефона для связи, – объяснил он.

При этом были случаи, когда вызов из другого города поступал в Единую диспетчерскую службу Новосибирска. Тогда медики находили возможность и связывались с коллегами. Ни один вызов без внимания не останется. С особо сложными случаями работает старший смены.

Денис Волынкин разъяснил ребятам разницу между экстренным вызовом и неотложным. В первом есть угроза жизни пациента, и на него бригада должна прибыть в течение 20 минут. Во втором жизни человека ничто не угрожает, и он может ждать оказания помощи более длительное время. В дневное время такие вызовы передаются в поликлинику по месту жительства.

Школьники своими глазами увидели, как диспетчеры обрабатывают звонки, что спрашивают, как определяют, какую бригаду отправить на вызов. Также им показали, как медики отдыхают, обедают или ужинают, готовятся к смене, собирая сумку с лекарствами, и проверяют работоспособность оборудования. Но самое интересное организаторы необычной экскурсии оставили напоследок. Школьники узнали, почему автомобили реанимации окрашены в жёлтый свет.

Фото Сергея Завражных

– Такую необычную окраску реанимобили получили потому, что ярко-желтый автомобиль более заметен на дороге. Белые автомобили, особенно в зимнее время, не такие заметные, и им не так охотно уступают дорогу, – пояснил Александр Балабушевич.

Будущее начинается уже сейчас

Ребята признались, что они обучаются в химико-биологическом классе, и после выпуска большинство из них планируют поступать в медицинские вузы страны. Они подарили работникам станции скорой помощи цветы и сердечки в знак благодарности за их труд.

Фото Сергея Завражных

По словам заместителя директора лицея №12 «Надежда Сибири», куратора специализированных химико-биологических классов Марины Колотовой, подобные экскурсии для школьников до начала пандемии проводились постоянно. Но эпидемия коронавируса, которая началась чуть более года назад, внесла свои коррективы.

– Для ребят это – знакомство с профессией, с новыми гранями работы врача. Мы очень благодарны организаторам экскурсии. И мы поздравляем работников Службы скорой медицинской помощи с их профессиональным праздником, – отметила Марина Колотова.

Она рассказала, что ребята до пандемии посещали Научно-исследовательский научный центр нейрохирургии. Молодые хирурги читали лекции и проводили практические занятия. Также ученики лицея №12 посещали Клинику восстановительной медицины, которая работает в Академгородке; частное лечебное учреждение «Авицена»; железнодорожную больницу. После того как будут сняты все ограничения, связанные с нераспространением коронавируса, посетят клинику имени академика Мешалкина.

– За последние годы порядка 80 процентов выпускников химико-биологических классов поступают в медицинские вузы. Конечно, большинство из них выбирают Новосибирский государственный медицинский университет, но есть и такие, кто учится во Втором Московском государственном медицинском университете имени Пирогова, в Санкт-Петербурге, Томске и других городах, – пояснила педагог.

Фото Сергея Завражных

Один из учащихся, Леонид Попов, рассказал, что он собирается поступать в НГМУ. В будущем он мечтает стать врачом-травматологом.

– Для меня наиболее интересной была лекция об истории Службы скорой помощи в Новосибирске и то, что нам разрешили походить по кабинетам и познакомиться с работой. Особенно мне понравилась Единая диспетчерская служба, – поделился впечатлениями Леонид.

Это не работа, это – призвание

С тем, что проводить для школьников подобные экскурсии полезно, согласен и врач скорой медицинской помощи, реаниматолог-анестезиолог Александр Георгиев. Он учился в школе №22. Там с 1991 года были организованы медицинские классы. И накануне профессионального праздника он прочитал лекцию в родном учебном заведении.

– Нас усиленно готовили к поступлению в медицинские вузы. В те годы ЕГЭ не было, а все сдавали обычный экзамен. Мы углубленно изучали биологию, химию и русский язык, то есть те предметы, которые были в качестве вступительных испытаний в медуниверситет, – вспомнил доктор.

Фото Сергея Завражных

По его словам, подготовка была настолько сильной, что в течение первых двух лет он практически ничего не учил. Все базовые знания он получил, учась в школе. При этом после 10 класса учащиеся проходили двухнедельную практику в качестве санитаров в больнице скорой помощи №2.

– Это было нужно дело. После той практики в наш класс из 18 человек вернулись только 13. Пятеро поняли, что медицина – это не то, чем бы им хотелось заниматься всю жизнь. А мы все работаем в медицине.

В этом году, 1 июля, исполнится ровно 20 лет, как Александр Георгиев переступил порог Службы скорой помощи. Тогда, в 2001 году, он был студентом первого курса Новосибирского государственного медицинского университета. Его мама предложила поработать во время каникул в течение двух месяцев санитаром скорой помощи. Молодому человеку оформили трудовую книжку. И, как он смеётся, пришёл на два месяца, а остался на всю жизнь.

– Скорая помощь – это не работа, а образ жизни. Люди сюда либо приходят на полгода, либо остаются на всю жизнь. Я, например, уходил работать в стационары на время обучения, но всегда возвращался обратно, – рассказал доктор.

Александр Георгиев вспоминает и свой первый день, когда он только-только утроился на скорую помощь. Первой, кому они оказывали помощь, была пожилая женщина, которая жила на улице Лермонтова. У неё было повышенное артериальное давление. Но особенно он запомнил другой вызов своей первой смены.

– Нашей бригаде нужно было реанимировать человека. И вот после этого вызова я понял, что я хочу работать на скорой помощи. Я помню, что мы не смогли помочь пациенту. А когда вернулись в машину, врач и фельдшер предложили пообедать. Я тогда не понимал, как так можно. Но через некоторое время я почувствовал голод. Мне пришла мысль, что если я сейчас не поем, то на следующем вызове не смогу полноценно помочь другому человеку.

Фото Сергея Завражных

Будущим коллегам он советует полюбить работу. Да. Чем-то нужно жертвовать. Это может быть собственное здоровье или какие-то блага. Иногда после смены работники скорой просто в течение суток приходят в себя.

– Мы сами выбрали этот путь, по которому идём. Это жертвенность. Не зря нас называют Служба скорой помощи. Изначально это пошло с 1920-х годов, когда на скорой работали служащие. Они были военнообязанные. Но со временем значение изменилось. В основе нашей профессии другое понятие: не служба, а служение людям. Мы помогаем, находимся на переднем фланге. Без драйва или энтузиазма здесь невозможно работать, – подчеркнул он.

Александр работает в смене вместе с супругой Натальей. С ней он познакомился на работе. Они поддерживают друг друга и учат быть добрыми дочерей Катерину и Лидию.

– Накануне нового, 2021 года, младшая дочка Лида загадала желание: «Господи, сделай, пожалуйста, так, чтобы коронавирус закончился. Чтобы папа с мамой больше отдыхали, поменьше работали. Я их очень люблю. И я хочу, чтобы они больше времени проводили со мной. Я понимаю, что папа с мамой должны помогать другим людям», – это сказала шестилетняя девочка.

И если Катя ещё сомневается, кем будет, то Лида знает уже точно, что она пойдёт по стопам родителей.

Фото Сергея Завражных

Александр Георгиев говорит, что и после выхода на пенсию останется работать на скорой помощи. Ведь его затягивает профессия. Он радуется, когда удаётся вытащить человека, жизнь которого висела на волоске. Для него – это драйв и моральное удовлетворение.

– Всё свободное время мы стараемся проводить с детьми. Мы очень много путешествуем, а не сидим дома. Мы несколько раз летали в Крым, на Кавказ, в Москву и Санкт-Петербург. На автомобиле проехали всю Новосибирскую область, Алтай, Урал и другие близлежащие места, рассказал Александр.

По словам школьников из лицея №12, они сейчас еще не готовы сказать, придут ли они после вуза или колледжа работать в Службу скорой медицинской помощи. Но уже ясно, что в них укрепилось желание стать врачом и нести добро людям.

Поделиться:

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

 

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.